Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Школа для всех. Урок инклюзивности

Как объяснить ребятам, что такое «школа для всех», зачем необходимо инклюзивное образование и как надо относиться к инвалидам? Представляем конспект информационного часа «Что такое инклюзия и почему это важно?», подготовленного Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) для преодоления стереотипов о детях с инвалидностью.

Инклюзивное образование (в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка и Конвенцией о правах людей с инвалидностью и миссией ЮНИСЕФ) – это подход, который применяется, чтобы обеспечить получение качественного образования каждым ребёнком вне зависимости от его физических, социальных и других параметров. Инклюзивное образование, как это определено в Саламанкской декларации, способствует «признанию необходимости работать в направлении “школ для всех” – учреждений, которые отдают должное различиям, поддерживают обучение и реагируют на индивидуальные потребности».

Инклюзивное образование облегчает обучение всех учащихся с учётом их индивидуальных потребностей. Инклюзивная, безбарьерная образовательная система – от дошкольного до высшего образования – это подход, который позволит убрать большинство препятствий к получению качественного образования для детей с инвалидностью, расширению их возможностей для участия на равноправной основе со сверстниками без инвалидности. Школы с инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными взглядами, создания благоприятной атмосферы в сообществах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех.

Ребёнок с инвалидностью – это лицо, имеющее устойчивые физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Каждый ребёнок имеет право на качественное образование, которое уважает его достоинство и способствует оптимальному развитию. В Конвенции о правах ребёнка и Конвенции о правах людей с инвалидностью чётко выражена цель обеспечения качественного образования для всех и важность обеспечения необходимой целостной поддержки для развития потенциала каждого ребёнка.

Кодекс Республики Беларусь об образовании гарантирует право на получение образования в государственных учреждениях образования, государственных организациях, реализующих образовательные программы послевузовского образования, бесплатного дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи. Лицам с особенностями психофизического развития при получении образования оказывается коррекционно-педагогическая помощь и создаются специальные условия (создание безбарьерной среды, доступ к информационно-коммуникационным ресурсам, предоставление необходимых технических средств социальной реабилитации, педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи) для его получения.

Почему инклюзивное образование имеет значение?
Дети с инвалидностью сталкиваются с многочисленными препятствиями на пути интеграции в свои местные сообщества и общество в целом. Они больше подвержены риску получить ненадлежащее образование. Негативное восприятие инвалидности усугубляют препятствия, с которыми сталкиваются такие дети при получении образования.
Несмотря на прогресс, достигнутый в последние десятилетия в направлении «школа для всех», остаются значительные пробелы, особенно во включении детей с инвалидностью в образовательный процесс. Образование является одним из наиболее эффективных способов разорвать порочный круг дискриминации, с которой часто сталкиваются дети с инвалидностью и их семьи.

Почему детям важно знать, что такое инклюзия?
Так учащиеся могут разрушать стереотипы о детях с инвалидностью, противостоять дискриминации и активизировать свои действия, чтобы право каждого ребёнка на образование было осуществлено в полном объёме. Поэтому ребятам необходимо рассказывать об инвалидах, а также стараться организовывать их совместную деятельность. Для информирования учащихся рекомендовано использовать такие формы воспитательной работы, как квесты, информационные часы, встречи, тренинги, праздники. Например, можно пригласить на занятие ребёнка с инвалидностью и поговорить: какие у него увлечения, что нравится в учёбе, сталкивается ли он с какими-то трудностями. В качестве примера такого мероприятия предлагаем информационный час для 5–7 классов «Что такое инклюзия и почему это важно?».

Цель – знакомство учащихся с понятиями инклюзии, инклюзивного образования и корректного отношения к уязвимой группе – детям с инвалидностью.
Задачи: рассказать учащимся об инклюзии как о способе включить всех людей в полноценную жизнь в обществе; познакомить с понятиями «инвалидность», «социальная модель инвалидности», а также с проблемами, с которыми сталкиваются дети с инвалидностью во время обучения; информировать об этикете общения с детьми и взрослыми с инвалидностью.
Материалы и оборудование: брошюра «Этикет инвалидности»; памятка «Как общаться с человеком с инвалидностью?»; презентация; видеоролики ЮНИСЕФ в Беларуси («Инклюзивная Беларусь», «Что даёт детям инклюзивное образование?», UNICEF Soligorsk final).

Организационно-методические указания. Разработайте вместе с учащимися правила для ведения дискуссий на важные, но деликатные темы. Например, «Учащиеся не должны перебивать друг друга», «Относитесь внимательно и уважительно к тому, что говорят другие» и т. д. Это поможет ребятам развить навыки критического мышления и умение ставить себя на место других, а также повысит их ответственность. Правила могут быть снабжены иллюстрациями и вывешены в классном кабинете для постоянного ознакомления.
Если в классе есть ребята с инвалидностью, заранее сообщите им, что собираетесь обсудить эту тему, и уточните, не будут ли они возражать против своего участия.
При необходимости можете разделить класс на небольшие группы по возрасту или жизненному опыту – для создания непринуждённой атмосферы и стимулирования учащихся к активному участию в занятиях.

Задания также можно выполнять в парах и индивидуально. Работая в парах, учащиеся обсуждают варианты ответов на вопросы, а затем делятся результатами с остальными. А при самостоятельном выполнении заданий ребята составляют собственное мнение. Затем они объединяются в пары, чтобы обсудить ответы, прежде чем присоединиться к общей дискуссии.
В конце занятия перейдите к обсуждению более позитивных аспектов темы (взгляд в будущее), предоставьте ученикам возможность задать любые вопросы и похвалите за ценный вклад в дискуссию. Завершите беседу на положительной, желательно весёлой ноте.

Ход занятия
Шаг 1. Обсуждение понятия «инвалидность»
Педагог. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о… Впрочем, скоро вы всё узнаете сами. А пока небольшое задание.

Три отличия
Индивидуальная работа или в парах. Учащиеся должны назвать черты характера, предпочтения, обстоятельства жизни, которые их характеризуют. Может быть, это будет любимый сериал или музыка, предпочитаемый вид спорта, место проживания. Пусть каждый представится: «Я родился в городе Минске, я люблю заниматься футболом, мой любимый сериал "Принц-дракон"» и т. д.

Педагог объясняет, что у каждого есть любимый сериал, вид спорта, друзья. Возможно, есть какое-то заболевание. Иногда заболевание приводит к инвалидности. Это одно из качеств человека, но не единственное и не главное. У всех есть сильные и слабые стороны. Все люди разные, но все при этом должны иметь равные права.

Шаг 2. Ознакомление с социальной концепцией инвалидности
Учащиеся рассказывают или рисуют, какую картинку они представляют себе, когда слышат слово «инвалид». Обсуждают получившиеся определения в парах и с педагогом.

Педагог. Инвалидность может быть разной. Это не обязательно человек в инвалидной коляске или с низким интеллектом. Это может быть человек с болезнями органов слуха, зрения, суставов или тот, кто перенёс онкологическое заболевание. Инвалидность связана с особенностями работы тела и мозга. Человек может быть гениальным физиком, но при этом для передвижения ему нужна инвалидная коляска.

Иногда можно услышать выражение «человек с ограниченными возможностями». Но с неограниченными возможностями людей нет. Поэтому сейчас принято говорить «человек с таким-то заболеванием» или «человек с инвалидностью». Также в Кодексе Республики Беларусь об образовании нормативно закреплён термин «учащиеся с особенностями психофизического развития» – его тоже можно использовать. Это означает, что у ребёнка есть физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность, а для образования ему нужно создать специальные условия.

Как вы думаете, что такое болезнь? (Ответы детей.) Болезнь – это то, что причиняет страдание. Болезнями занимаются врачи. Инвалидность – это юридическое и социальное понятие, означающее, что человеку нужна доступная среда. Некоторые виды болезней не могут считаться инвалидностями, а некоторые виды инвалидности – болезнями. Болезнь характеризует медицинское состояние здоровья человека, а инвалидность – то, насколько общество рассчитано на таких, как он.

Инвалидность – это не только медицинское понятие. Если общество устроено удобным для всех образом, то люди с инвалидностью живут обычной жизнью.

Это общие школы для детей с разными особенностями или нарушениями здоровья. Это удобные съезды и пандусы для колясок, дублирование информации для слабослышащих и незрячих людей. А ещё это в итоге пригодится всем: пожилым людям, родителям с детской коляской, здоровому взрослому человеку, который сломал ногу. Это и есть инклюзия – общество, которое удобно для всех в любых состояниях.

Просмотр видео ЮНИСЕФ в Беларуси «Инклюзивная Беларусь».

Педагог. Как вы думаете, как мы можем облегчить жизнь человека с инвалидностью? (Дети вносят предложения по устройству города, подходящего для всех людей.)

Шаг 3. Преодоление стереотипов об инвалидности
Учащиеся вспоминают знаменитых людей с инвалидностью (физика Стивена Хокинга, «Мисс мира на инвалидной коляске – 2017» Александру Чичикову, гейм-дизайнера и создателя «Покемона» Сатоси Тадзири и др.) и обсуждают, как они реализовали себя.

Педагог. Как видите, человек с инвалидностью – не обязательно слабый и немощный. Например, есть такой цирковой проект, как Extraordinary Bodies. В его труппу входят люди с нарушениями слуха, зрения, передвигающиеся в коляске и др.

Просмотр видео с выступлений Extraordinary Bodies.

Шаг 4. Ознакомление с инклюзивным образованием
Педагог. Как вы думаете, могут ли дети с инвалидностью учиться в школе? (Ответы учащихся.) Конечно же, да! По законам Республики Беларусь все дети имеют право на образование: им создаются специальные условия в зависимости от их особенностей развития.

Педагог рассказывает учащимся о том, что такое инклюзивное образование, и предлагает посмотреть видео «Что даёт детям инклюзивное образование?» или UNICEF Soligorsk final.

Педагог. Как вы думаете, каким образом можно сделать образование удобным для всех?

Школа для всех
Работа в группах. Дети придумывают и/или рисуют проект школы, где могли бы учиться и реализовывать свои сильные стороны самые разные дети, а потом представляют результат классу.

Педагог рассказывает о том, какие есть способы сделать образование удобным для всех: пандусы для детей в инвалидных колясках, воспитатели индивидуального сопровождения.

Шаг 5. Начните действовать

Педагог раздаёт учащимся памятки с этикетом инвалидности – правилами корректного общения с детьми и взрослыми с разными видами инвалидности.

Педагог. Ребята, как вы считаете, что вы ещё можете сделать для распространения информации об инклюзии и преодолении стереотипов об инвалидности? (Ответы детей.) Предлагаю вам небольшое творческое задание.

Действуй!
Учащиеся на выбор снимают видео о том, как преобразовать их школу или класс для детей с разными потребностями, пишут пост в социальных сетях и т. д.

Позитивная рефлексия.

Педагог. Дорогие ребята! Вот и подошло к концу наше занятие. Если вас заинтересовал какой-либо вопрос, вы можете задать мне его после информационного часа. Спасибо за интересную дискуссию, ценные идеи и доброжелательное отношение друг к другу, несмотря на разные мнения. До свидания!

Как общаться с человеком с инвалидностью?
1. Обращайся к самому человеку, а не к тому, кто его сопровождает. Например, спрашивай «Как тебя зовут?» у мальчика в инвалидной коляске, а не у его родителей: «Как его зовут?».
2. Если человеку трудно говорить, подожди, пока он сам закончит фразу, не перебивай. Если тебе что-то непонятно, переспроси.
3. Если хочешь помочь, всегда вначале спроси, нужна ли помощь. Потом спроси, что именно и как сделать.
4. Инвалидная коляска, костыли, белая трость, собака-поводырь – это часть личного пространства человека с инвалидностью. Их нельзя трогать без спроса, нельзя опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске. Также не стоит гладить или кормить собаку-поводыря – она находится на работе.
5. Если ты разговариваешь с человеком в инвалидной коляске или маленького роста, сядь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Вам будет легче и удобнее общаться.
6. Если человек плохо видит, расскажи, как тебя зовут, кто находится рядом с тобой. Если собираешься отойти в сторону, вслух предупреди об этом. Если вы вместе заходите в незнакомое помещение, расскажи, где что расположено.
7. Если ты разговариваешь с человеком, который плохо слышит, помаши ему рукой. Смотри ему в глаза и чётко проговаривай слова. Кричать не надо. Если человек может читать по губам, то стань так, чтобы тебя было хорошо видно.
8. Можно говорить фразы типа «Увидимся», «Вы слышали об этом?», «Пойдём туда» тому, кто на самом деле не может видеть, слышать или ходить. Люди с инвалидностью пользуются всеми обычными словами!

Материалы предоставлены представительством Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь в рамках кампании «Просто дети»