Сердце для Кая
Квест – это игра, которая помогает проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, интеллектуальные и физические способности, а также духовно-нравственные качества. Что может быть лучше для занятия по пропаганде здорового образа жизни?
Квесты пробуждают в детях командный дух, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми. К тому же такие игры оказывают неоценимую помощь педагогу, позволяя разнообразить воспитательно-образовательный процесс и сделать его запоминающимся, весёлым и увлекательным.
Цель – пропаганда здорового образа жизни.
Задачи: формировать у учащихся здоровьесберегающие компетенции и активную жизненную позицию; развивать внимательное отношение к своему здоровью, творческие способности; нарабатывать навыки командной работы; прививать чувство взаимовыручки, ответственность за близких.
Материалы и оборудование: маршрутные листы; карточки заданий; картинки с продуктами; дипломы и призы; сердечки.
Продолжительность – 1 час.
Место действия – территория школы, школьные кабинеты, спортивный зал.
Организационно-подготовительная часть. Участники могут обращаться к организаторам по различным вопросам, возникшим во время прохождения квеста. Однако пользоваться мобильными телефонами и другими гаджетами запрещено. Также нельзя пропускать задания и этапы, превышать отведённое на их прохождение время, мешать другим участникам.
Ход квеста
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Вы знаете, почему люди при встрече говорят «здравствуйте»? (Ответы детей.) Правильно, они желают друг другу здоровья. Потому что в жизни это главная ценность. Только здоровый человек по-настоящему счастлив. Но как сохранить своё здоровье, чтобы быть бодрым и весёлым, учиться, работать и радоваться жизни?
Помните сказку Х.-К. Андерсена «Снежная королева»? Сердце Кая превратилось в лёд, оно стало холодным и злым. Кай разучился любить и радоваться жизни. Герда, сестра Кая, прислала нам письмо:
«Дорогие друзья! Я вынуждена просить вас о помощи. Произошла ужасная история: Снежная королева похитила Кая, превратив его сердце в кусок льда! Я несколько дней шла по следу, но одной мне не справиться. Помогите мне освободить Кая, иначе он погибнет. Если мы выполним всё быстро и правильно, то вернём ему живое сердце».
Для преодоления препятствий понадобятся знания о здоровом образе жизни. После каждого испытания вы будете получать сердце с частью волшебной фразы. Собрав шесть сердечек, можно будет её прочесть и спасти Кая. Вы готовы помочь Герде? Тогда в путь!
Каждая группа получает маршрутный лист с указанием места проведения.
Испытание № 1
(кабинет географии)
Детей встречает Река.
Река. Я хочу, чтобы вы, юное поколение, научились укреплять своё здоровье, а в этом деле нет мелочей. Чтобы дальнейший путь был безопасным, вам необходимо знать всё о новом вирусном заболевании COVID-19.
Викторина «Коронавирус»
1. В какой стране в декабре 2019 года началась вспышка пневмонии, вызванная коронавирусом? (В Китае, провинция Ухань.)
2. Как передаётся коронавирус? (Воздушно-капельным и контактным путём.)
3. Назовите симптомы коронавирусной инфекции. (Они схожи со многими респираторными заболеваниями: высокая температура, кашель, одышка, боль в мышцах, утомляемость.)
4. Что надо делать, если обнаружили у себя симптомы коронавируса? (Позвонить из дома врачу или вызвать скорую.)
5. Какие меры по профилактике коронавируса существуют?
(Соблюдение правил личной гигиены, сокращение посещения общественных и людных мест.)
6. Могут ли родственники заражённого COVID-19 посещать его в больнице? (Нет.)
7. Назовите средства индивидуальной защиты от коронавируса. (Маски, респираторы, перчатки, дезинфицирующие средства.)
8. На каком расстоянии должны находиться люди в период эпидемии? (1–2 м.)
9. Как часто надо менять маску? (Каждые 2 часа.)
10. Можно ли маску использовать повторно? (Да, если она многоразовая, но при этом её нужно выстирать в горячей воде с дезинфицирующим средством, а после высыхания прогладить горячим утюгом.)
Река. Ребята, вы прошли первое испытание. Я дарю вам сердечко для Кая.
Испытание № 2
(кабинет истории)
Детей встречает Добрая колдунья.
Колдунья. Здравствуйте, мои дорогие! Я живу одна и очень рада гостям. Какие вы красивые, молодые, активные! Чтобы оставаться такими как можно дольше, необходимо с раннего возраста заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни. А что это значит? (Ребята отвечают.) Предлагаю ответить на вопросы, которые связаны со здоровьем. За каждый верный ответ вы получите букву. Сложив их вместе, вы прочтёте самое важное в жизни каждого человека слово.
Колдунья задаёт 8 вопросов. Дети отвечают и составляют слово «здоровье».
Колдунья. А сейчас приглашаю в мой волшебный сад! Здесь не только цветы, радующие красотой и благоуханием, но и самое ценное – лекарственные растения. Какие вы знаете лекарственные травы? (Дети отвечают.) А теперь ответьте мне на несколько вопросов о них.
1. Он растёт у дорог, его листья заживляют раны. (Подорожник.)
2. Отвар из листьев этого обжигающего растения останавливает кровотечение. (Крапива.)
3. Мякоть листа этого целебного растения из Южной Африки заживляет ранки и ожоги. А ещё его по-другому называют столетником. (Алоэ.)
4. Из почек этого хвойного дерева и молока делают напиток, облегчающий кашель. (Сосна.)
Колдунья. Молодцы, ребята! Вот вам сердечко для Кая. Удачи!
Испытание № 3
(кабинет биологии)
Детей встречает Ворон.
Ворон. Кар-кар! Здр-р-равствуйте! Я знаю, что вам нужно попасть прямо во дворец. Я помогу вам, но для этого вы должны выполнить мои задания.
Пословицы
Надо дополнить известные пословицы и поговорки о здоровом образе жизни.
1. Чистая вода для хвори … (беда).
2. В здоровом теле – здоровый ... (дух).
3. Где здоровье, там и … (красота).
4. Здоров будешь – всё … (добудешь)!
5. Кто спортом занимается, тот силы … (набирается).
Ворон. А теперь проявите смекалку! (Загадывает загадки про лыжи, коньки, клюшку, хоккей, велосипед, шахматы.) Я очень доволен вами, мои юные друзья. Возьмите сердце для Кая и следуйте за мной – я укажу верный путь.
Испытание № 4
(библиотека)
Детей встречают Принц и Принцесса.
Принц. Рады видеть вас в нашем дворце. Знаем, что путь ваш был долгим и непростым, но вы успешно преодолели все препятствия.
Принцесса. Предлагаем вам посетить нашу творческую мастерскую. Изобразите самочувствие и внешний вид человека после: а) долгой игры за компьютером или «зависания» в интернете; б) чрезмерно длительного и агрессивного катания на роликах.
Принц. Для выполнения второго задания пригодятся ваши поэтические способности.
Буриме
Сочинить стихотворения со словами «с зарядки – в порядке», «всегда – холода», «любить – быть», «закаляться – обливаться», «с физкультурой – хмурым», «здоров – докторов», «табак – так», «береги – беги».
Принц. А теперь, дорогие гости, нарисуйте символ здоровья. Это может быть фрукт или овощ, дерево, солнышко, ваша семья – словом, то, что вы считаете очень важным для вашего здоровья.
Дети рисуют символ здоровья.
Принцесса. Молодцы, ребята! Вот сердце для Кая! Доброго пути!
Испытание № 5
(спортзал)
Детей встречает Маленькая разбойница.
Маленькая разбойница. Ишь, какие славненькие, жирненькие, орешками откормленные, пожаловали ко мне. Ну-ка, каковы вы на вкус? Ладно, не бойтесь. Так и быть, отпущу вас и даже помогу, если вы ответите на вопросы: Кто из сыновей Зевса организовал первые Олимпийские игры? (Геркулес.) В честь какого бога они проводились? (В честь Зевса.) Как вы думаете, проходили ли на Играх состязания поэтов и музыкантов? (Да.) Вспомните девиз Олимпийских игр. («Быстрее, выше, сильнее».) Молодцы! А теперь немного подвигаемся. Ведь физкультура и спорт – главные помощники здоровья.
Передай мяч
Каждый игрок в команде передаёт мяч над головой сзади стоящему товарищу. Когда мяч окажется у последнего члена команды, он бежит и отдает мяч первому.
Прыжки с мячом
Каждый игрок в команде зажимает мяч между колен и прыжками передвигается до финишной прямой, стараясь его не уронить. Возвращается бегом. У линии старта касанием руки передаёт эстафету следующему игроку.
Маленькая разбойница. А теперь повеселите меня, и я отдам вам сердце.
Ребята на скорость пытаются перелить ложкой воду из одного стакана в другой. В конкурсе участвуют все члены команды.
Маленькая разбойница. Молодцы, порадовали меня! Так и быть – вот вам сердце для вашего друга!
Испытание № 6
(кабинет труда)
Детей встречает Лапландка и Финка.
Лапландка. Ах, бедняги! Долгий же вы путь проделали – сто с лишним миль! Есть у меня большая сушёная треска, на которой написана подсказка, как попасть к Снежной королеве, вот только она зашифрована, а ключ к разгадке я потеряла. Попробуйте, может у вас получится разобраться в этих удивительных письменах.
И Р Е Б Е Г Е Т П А Ь Л В Н С О У,
6 3 2 1 4 5 12 10 7 9 11 8 16 14 13 15 17
А Р О З О Д Е В Ь О О М У! Д С Л
18 22 21 19 23 20 26 24 25 29 31 28 33 32 27 30
(Береги платье снову, а здоровье смолоду.)
Финка. Молодцы, дети, вы справились с заданием.
Появляется Лапландка с корзинкой, в которой чипсы, сухарики «Кириешки», газировка и другие вредные продукты.
Лапландка. Дорогие дети, желаем вам поскорее добраться до чертогов Снежной королевы, освободить Кая и отогреть его сердце, а в дорогу я собрала вам продуктов.
Финка. Лапландка, ты что принесла?! Это же все вредно!
Лапландка. Финка, ты ничего не понимаешь! Это же очень вкусно и готовить не нужно!
Финка. А я уверена, что ребята знают много полезных продуктов. Давайте назовем их для Лапландки (дети перечисляют).
Финка. Вот видишь, Лапландка, ребята знают больше тебя. Но что же делать с твоими продуктами? Кажется, я придумала. Пусть и в этом нам помогут ребята. У меня есть другая корзинка с полезными картофелем, капустой, морковью, огурцом, томатами, луком. Ребята, из этих продуктов надо составить меню из трёх блюд и напитка. (Дети составляют меню.)
Лапландка. Спасибо, ребята. Теперь я буду питаться только полезной пищей. А команда получает от меня сердечко.
Финка. Счастливого пути!
Все испытания пройдены. Участники игры собираются в кабинете русского языка и складывают из собранных сердечек пословицу «Доброе слово доходит до каждого сердца». Появляются Кай, сказочные герои, организаторы игры, ведущий.
Ведущий. Вот, дорогие друзья, и закончилось наше путешествие. В командах вы работали дружно, поэтому успешно справились с заданиями и собрали все сердечки. Соединив их, вы узнали, что доброе слово доходит до каждого сердца – символа любви, дружбы, верности, уважения и, конечно, здоровья. Благодаря вам, сердце Кая отогрелось, и он вместе с Гердой может благополучно вернуться к бабушке. А вы, дети, подарите сердечки самым близким людям, чтобы в их душе всегда жила доброта и они никогда не болели. Спасибо за участие! До новых встреч!
Под песню «Огонёк добра» (муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова) Принц и Принцесса подводят итоги квеста, вручают дипломы и призы победителям.
НАТАЛИЯ РИПИНСКАЯ, учитель русского языка и литературы Дерковщинского детского сада – базовой школы Глубокского района,
ЖАННА БЕКИШ, учитель белорусского языка и литературы Дерковщинского детского сада – базовой школы Глубокского района