Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Секреты риторического мастерства

Речь – одна из важнейших составляющих имиджа человека. Она влияет на восприятие нашего образа в целом. Как бы там ни было, но встречают людей всё равно по одёжке. Никто не отменял положение, что мы никогда не сможем произвести первое впечатление, на котором нередко строится успех важных переговоров, дважды. И мой богатый опыт доказывает это.

Что и как мы говорим является ключевым моментом в том, как нас воспринимают окружающие, и красноречиво свидетельствует об уровне нашего образования и общей культуры, о социальном статусе и профессионализме.

Сегодня мы поделимся секретами успешного выступления.

Риторика – фундаментальная наука, изучающая искусство речи, объективные законы и правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение, красноречие.

Одну и ту же информацию можно преподнести по-разному, вследствие чего она неравно влияет на слушателя.

Иногда наша речь безразличная, скучная, несвязанная. Но она может быть эмоциональной, выразительной, логически выстроенной, аргументированной и убедительной. Ответ на вопрос, какое выступление будут слушать с большим интересом, как мне кажется, очевиден.

Убедить человека или аудиторию в чём-то не так-то просто. Но если знать, как подобрать к людям ключик, уверить их в чём-то, не составит труда.

«Три кита» успешной речи

Каждое выступление состоит из трёх частей: этоса, логоса и пафоса.

Этос – момент подготовки речи, включающий анализ аудитории, поиск идей, необходимой информации, в том числе фактов, цитат, поиск ответов на неудобные вопросы аудитории.

Логос – содержание текста речи, необходимые аргументы.

Пафос – тема выступления оратора, его намерения, риторическая эмоция, которая должна быть концентрированной и вызванной у слушателей к концу выступления.

Часто эмоции способны убеждать наравне с аргументацией: доводы действуют на логику, а направление пафоса концентрируется на ощущениях и чувствах. Добиться необходимого эффекта от сказанного можно, если вызвать нежные чувства и соответствующие случаю эмоции.

Пафос речи бывает сентиментальным, героическим, романтическим и реалистическим. Он преследует различные цели, поэтому применяется в разных ситуациях.

Схема «шести П»

Выступление строится по так называемой схеме «шести П». Она универсальна и позволяет даже начинающим ораторам говорить на любую тему и выступать со связной, структурированной речью.

Успешное выступление включает:
•    предисловие – приветствие аудитории, представление себя и обозначение темы;
•    положение – рассказ о ситуации в целом;
•    проблему – описание сути проблемы сопровождается аргументами и презентацией;
•    предложение – отражает видение решения поднятой проблемы оратором;
•    подведение итогов – краткое резюмирование сказанного; здесь можно вернуться к началу речи и напомнить изначальные позиции, после чего привести предполагаемые результаты;
•    послесловие – благодарность за внимание.

Схему можно сократить до «четырех П», убрав первый и последний пункты.


НАША СПРАВКА:


Леля Архипцева – окончила факультет экранных искусств (режиссер кино и телевидения) и аспирантуру при Белорусской Государственной Академии искусств. Многократный призёр международных фестивалей. Автор, режиссёр и продюсер многих телесериалов и крупных цикловых проектов: реалити-шоу «Третий лишний», «На стиле», «Пять чудес», «5×5», «Внеклассный час» и др. Создала более тысячи эфирных программ. Стажировалась в Германии. Практик-теоретик в области телеискусства. Более 15 лет работает по собственной авторской программе с дикторами телевидения, актёрами, сценаристами, режиссёрами и со всеми, кто хочет добиться успеха в жизни.



Золотые правила убедительной речи

●    Для получения положительного ответа на важный вопрос поставьте его на третье место, а перед этим задайте два коротких, на которые собеседник точно ответит «да».
●    Избегайте острых вопросов, если знаете, что собеседник к ним не готов, чтобы не загонять его в тупик.
●    Помните о своем статусе. Убедительность аргументов часто зависит от имиджа убеждающего.
●    Чтобы в чём-то переубедить собеседника, начинайте не с того, с чем вы не согласны, а с того, в чём ваши мнения одинаковы.
●    Проявляйте эмпатию, сочувствуйте другому человеку.
●    Будьте хорошим слушателем, обожайте собеседника.
●    Избегайте слов или действий, которые могут спровоцировать конфликт.
●    Уточняйте, правильно ли вы понимаете друг друга.

Голос

Наиболее часто задаваемый во время проведения тренингов вопрос: можно ли быстро исправить свой голос. Ответ однозначный: за одно занятие, словно по мановению волшебной палочки, звучание своего голоса не изменить.

Однако если вы будете работать над собой ежедневно, систематически выполнять специальные упражнения, посещать тренинги, во время которых специалист подскажет, над чем стоит поработать, а что меняется в лучшую сторону, тогда положительные эффекты не заставят себя долго ждать.

Голос может изменяться в трёх направлениях: громкость, скорость и диапазон звучания. На громкость голоса также влияет помещение, поэтому стоит учитывать его особенности.

Идеальная громкость для определённого помещения

Чтобы определить идеальную громкость, нужно говорить так, чтобы до говорящего долетало эхо его голоса, отражённое от противоположной стены. Если слышите эхо – значит вас слышат даже задние ряды. Чем больше помещение и аудитория – тем громче придётся говорить.

Секреты успешного выступления

Если собираетесь выступать на публику с речью, нужно знать о нескольких факторах хорошего выступления.
●    Низкий тембр голоса воспринимается лучше, чем высокий.
●    Говорить следует громче и медленнее, чем обычно. Скорость речи, наилучшим образом подходящая для выступлений, – приблизительно 100 слов в минуту. Помните, чем быстрее вы говорите, тем выше звучит голос.
●    Оратор должен быть эмоциональным. Эмоциональность не только делает выступление ярким и оживляет его, но и придаёт убедительности. Эмоции могут передавать любой подтекст, даже противоположный сказанному. Попробуйте одну и ту же фразу произнести так, будто обращаетесь к любимому человеку, а затем к тому, кого вы ненавидите, изменяя при этом интонацию. Слушатели улавливают эмоции и часто воспринимают их лучше «сухих» фактов.

Взрывная волна

Начнём упражнение для понижения голоса с рычания на самой низкой ноте. Постепенно оно должно перерасти в наиболее высокую ноту, а затем таким же образом следует снова спуститься на самую низкую ноту, которую брали вначале. Выполняем несколько раз. Размявшись таким образом, вы ощутите, что голос словно появился заново, а его звучание выразительнее и ярче, говорить стало легче.

Дыхание

Приятный, уверенный голос, умение говорить долго зависят от дыхания. Во время выступления рекомендуется дышать не только ртом, как мы привыкли при обычных разговорах, но и носом. Это защитит речевой аппарат от пересыхания и позволит говорить продолжительное время.

Также полезно делать вдох ртом и носом одновременно. Такое дыхание позволяет обогащать кровь кислородом.

Опытные ораторы, артисты и певцы используют диафрагмальное дыхание. Чем оно отличается от повседневного? Обычно мы дышим «грудью» или «в плечи», а при дыхании диафрагмой – «животом».

Предлагаю лечь на пол на спину и проследить за дыханием. Дыша лёжа на полу, будет задействован живот. Освоив диафрагмальное дыхание и используя его на выступлениях, вы сможете говорить, не перегружая связки и не задыхаясь. При этом голос будет звучать уверенно и громко.

Жесты

Во время выступления или при общении с людьми важную роль играют жесты. Жестикуляция должна быть умеренно активной и открытой, помогать оратору, но не перетягивать всё внимание на себя. Лучшие жесты – плавные, например от себя к аудитории.

Фоносемантика

Фоносемантика – звучание слов и восприятие звуков подсознанием. Звуки, которые могут оказывать негативный эффект, – это «х», «ф», «ш», «щ», «ж», «з», особенно, когда на них делается акцент. Слова с подобными звуками лучше использовать как можно реже.

ЛЕЛЯ АРХИПЦЕВА, режиссёр, преподаватель, коуч-тренер техники речи, ораторского искусства, блогинга, режиссуры, сценарного мастерства