С заботой о Природе
Обострение современных экологических проблем выдвинуло перед обществом задачу большой экономической и социальной значимости –экологическое воспитание и образование подрастающего поколения. Непреложный жизненный закон гласит: нет обучения без воспитания, нет технического прогресса без нравственного обучения, без развития эстетического отношения к жизни, нет природной гармонии без экологического сознания. Поэтому система экологического воспитания должна стать связующим звеном между современным состоянием цивилизации и следующим этапом её развития.
Приоритетным направлением образовательного процесса нашей светлогорской средней школы является экологическое воспитание. Начинали с малого: устроили тематические экологические декады и классные часы, организовали работу кукольного экотеатра «У Лукоморья», посвятившего свои выступления пропаганде охраны родной природы. Очень эффективными в плане воспитательного и образовательного воздействия оказались выставки поделок из природного материала, рисунков, фотовыставки, конкурсы стихотворений, экскурсии в городской экологический центр. Неудивительно, что идея организовать экологический комплекс на базе учреждения не заставила себя долго ждать.
В 2005 году был разработан экологический проект, который поддержала и одобрила Инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды Светлогорска. И… мечта исполнилась! В нашей школе открылся экокомплекс «Дыхание природы». Это предоставило новые возможности для дальнейшего экологического воспитания и обучения учащихся с включением их в разнообразную эколого-воспитательную, природоохранную деятельность.
Особое внимание в экокомплексе уделяется знакомству детей с природным окружением школы, исследовательской деятельности в природе посредством экскурсий по экологической тропе, организации творческих мастерских по работе с природным материалом, бытовыми и производственными отходами. Расширению экологического кругозора учащихся, пониманию ими универсальной ценности природы способствует проведение турниров знатоков природы, ролевых игр с экологическим содержанием.
Экокомплекс «Дыхание природы» размещается в отдельном блоке и состоит из трёх кабинетов (зон).
Рабочая зона
Здесь ребята могут ознакомиться с правилами поведения в экокомплексе, узнать информацию о нём и истории его создания, получить консультации по интересующим вопросам.
Зелёная зона
Представлена большим видовым разнообразием комнатных растений: цветочно-декоративных, декоративно-лиственных, крупномерных, суккулентов, лиан. Стены комнаты украшены композициями и настенными декоративными панно из природного материала, что гармонично дополняет интерьер. Ребята обожают делать здесь фотосессии.
В этой зоне созданы все условия для опытов и исследовательской работы, которые позволяют окунуться в мир комнатных растений и получить знания об их видах, содержании, приёмах размножения, борьбе с вредителями. Юные цветоводы-любители активно участвуют во всех конкурсах – как в районных, так и в областных и республиканских. Также ребята задействованы в проекте по вторичной занятости школьников, что даёт возможность создавать ежегодно более 25 временных трудовых мест цветоводов и озеленителей. Подростки 14–15 лет приобретают навыки работы на земле, снимают психоэмоциональное и физическое напряжение и получают огромное удовольствие от непосредственного контакта с растениями. Кроме того, это прекрасный способ научиться работать в коллективе и наладить взаимоотношения с другими учащимися.
А ещё, благодаря экокомплексу «Дыхание природы» и энтузиазму учащихся, педагоги обставили классные кабинеты и коридоры школы комнатными растениями.
Голубая зона
Здесь расположены 10 больших аквариумов с экзотическими рыбками, специальный аквариум для размножения рыб, небольшой террариум с обаятельной пресноводной красноухой американской черепахой Черри, креветочник (аквариум, в котором живут исключительно пресноводные голубые креветки).
Ухаживая за аквариумными обитателями, ребёнок понимает всю ответственность, которую несёт за жителей этой маленькой, но живой экосистемы. К тому же это позволяет наглядно увидеть, что все природные компоненты взаимосвязаны.
В последнее время среди школьников, педагогов и родителей появилось много аквариумистов, основным хобби которых стало разведение аквариумных растений и культивирование «подводных садиков». Увлечение позволило наладить на базе кабинета общение и обмен не только опытом выращивания водных «зелёных» объектов, но и самими растениями. Теперь они радуют глаз в семи наших аквариумах.
Также в кабинете оборудовано место для проведения учебных занятий, объединений по интересам, экскурсий и мини-квестов экологической направленности для школьников всех возрастных групп, родителей, сотрудников школы, аквариумистов города. Активно ведётся исследовательская работа (под руководством педагога дополнительного образования Натальи Лось), что подтверждается многочисленными победами на эко- и биологических конкурсах и т. п. Среди самых интересных можно назвать: «Изучение действия кондиционеров аквариумной воды растительного происхождения, альтернативных химическим, на её состояние» (оказывается, в качестве регулятора благополучия в аквариумах можно использовать даже чайную заварку), «Изучение способности к прорастанию семян рейнутрии японской (Reynoutria japonica) как фактора, способного влиять на биологическое разнообразие экосистемы леса» (получило сразу два диплома – III и II степени – на областных конкурсах) и др.
Экологическая тропа
Экологическое воспитание в нашем учреждении образования одним «живым уголком» не исчерпывается. Прямо от входа на школьную территорию (альпийская горка, цветочные клумбы) начинается экологическая тропа, которая проходит через комплекс «Дыхание природы» (познавательные экскурсии, уход за растениями, опыты, наблюдения, эксперименты, трудовые проекты), выставки поделок из природного материала и работ в технике Papercraft (животный мир Беларуси), фотовыставку, школьную библиотеку (имеет богатую коллекцию книг о природе, также здесь проводятся представления «У Лукоморья»). Заканчивается тропа в кабинете биологии, где путникам предлагается поучаствовать в экологических опытах, экспериментах, дискуссиях и викторинах, а также подвести итоги экскурсии).
Совместная забота родителей и учащихся о состоянии экокомплекса «Дыхание природы» и экотропы не только улучшила внутрисемейный климат, но и наладила взаимоотношения в связке «учитель – родитель – ребёнок». Ребята и взрослые стали больше проявлять инициативу и активность. Поэтому мы не останавливаемся на достигнутом и стремимся к созданию новых интересных проектов. Мы надеемся, что в результате слаженной работы педагогов, родителей и всех неравнодушных мы сможем воспитать достойных патриотов нашего города и граждан нашей страны, заботящихся о своём будущем и будущем природы.
НАТАЛИЯ МАРЧЕНКО, заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 12 г. Светлогорска