Работа над ошибками. Рефлексия – это не сложно
Саморазвитие – важная часть совершенствования любой профессии. Катализатором этого процесса является самоанализ. Особенно важно научиться рефлексировать педагогам. Данное умение способствует личностному росту учителя и помогает правильно расставлять приоритеты, определять уровень своего успеха, выявлять ошибки и проблемы, требующие проработки.
Упражнения для развития рефлексии можно применить для самостоятельной работы над собой, групповых занятий со школьным психологом, а также в образовательном процессе. Перед началом занятия желательно составить для себя список проблем, которые вы хотели бы проработать.
ДЕРЕВО ЦЕЛИ
Упражнение направлено на осознание собственных качеств и достижений. Понадобятся четыре карточки с контурным изображением дерева – символической шкалой успеха. Рассмотрите каждую картинку и выберите ту, которая приглянулась вам первой, и ту, что наиболее соответствует вашему представлению о карьере. Отметьте на втором изображении этап, на котором, на ваш взгляд, вы сейчас находитесь. Например, в корнях – только-только постигаете специальность или в кроне – достигли профессионального мастерства. Не подсматривайте ответы, пока не решили, какие изображения именно ваши.
Если вы выбрали дерево…
• с большими ветвистыми корнями. Вы твёрдо уверены, что у вас достаточно профессионального опыта и вы легко справляетесь с любой задачей, однако плохо переносите перемены. Предпочитаете старые проверенные методы новаторству;
• с маленькими корнями. Вы часто сомневаетесь в себе и своих способностях решить ту или иную задачу, считаете, что у вас всё ещё недостаточно опыта. Нуждаетесь в руководстве со стороны, поддержке и дружеском одобрении;
• с плодом. Вы получаете удовольствие от своей работы и считаете, что достигли всего в карьерном плане, чего хотели. Точно знаете, что эта профессия – ваше призвание;
• с описанием деталей. Вам необходимо «всё раскладывать по полочкам». Если что-то непонятно, это вызывает у вас чувство дискомфорта. Хотите быть заранее готовыми к любым переменам. Черты вашего характера – ответственность и пунктуальность.
Первая выбранная картинка отражает ваши истинные возможности и качества, вторая – то, чего вы хотели бы достичь.
ХИ-ХА-ХО
Упражнение для разрядки психоэмоционального напряжения. Надо придумать и записать 1–2 предложения, выражающих эмоции, вызванные стрессовой ситуацией: заваленной подотчётным классом итоговой контрольной за четверть, конфликтом с кем-то из родителей учащихся, проблемами с администрацией школы и т. д. Например, «Аргументы мамы двоечника Петрова привели меня в сильное раздражение. Я даже немного накричала на неё». Затем замените все согласные в получившемся тексте буквой «х»: «Аху-хе-хы ха-хы хое-хи-ха Хе-хо-ха хи-хе-хи хе-хя хи-хое ха-ха-хе-хие. Я ха-хе хе-хо-хо ха-хи-ха-ха ха хеё». Прочитайте результат разными голосами с разной интонацией.
МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ
Предназначен для подведения итогов дня и разбора выполненных задач, помогает быстро обобщить опыт, выявить свои сильные и слабые стороны, своевременно найти и исправить допущенные ошибки. Посмотрите на ладонь правой руки и по первым буквам названий пальцев разложите по полочкам прошедший день, ответив на вопросы.
М (мизинец). Мысли, знания, информация
Что нового вы сегодня узнали? Какие знания приобрели? В каких областях стали более компетентными? Какие новые и важные идеи сегодня вас озарили? Например, научились делать инфографические конспекты уроков, узнали о мобильном приложении для создания и проведения опросов и тестов Kahoot!, появилась идея пригласить на классный час школьного психолога, чтобы он помог провести беседу о половом воспитании для старших классов.
Б (безымянный). Близость к цели
Что вы сегодня сделали и чего достигли? Насколько полно? А чего добиться не получилось? Например, немного продвинулись в сфере здорового образа жизни: не только записались в бассейн, но и посетили первое занятие, прошли за день 8000 шагов (не 10 тыс., как хотелось, но тоже неплохо).
С (средний палец). Состояние духа, настроение
Какое настроение сегодня у вас преобладало? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией? Например, весь день радовались благополучно завершившемуся сложному проекту.
Важно
Эмоции – индикатор удовлетворённости жизнью. Если в жизни преобладает позитив, значит, человек выбрал правильный жизненный курс. Если чаще появляется повод для огорчений, определённо нужно что-то менять.
У (указательный). Услуга, помощь, сотрудничество
Чем вы сегодня помогли окружающим? Познакомились ли с новыми людьми? Улучшили ли свои взаимоотношения? Например, помогли маме Петрова правильно оформить документы для секции по информатике.
Б (большой палец). Бодрость, физическое состояние
Что вы сделали сегодня для здоровья и поддержания физической формы? Получилось ли отдохнуть и каким образом? Например, прошли после работы несколько остановок пешком – размяли ноги и подышали свежим воздухом. В результате отпустила усталость и улучшилось общее самочувствие.
«Метод пяти пальцев» – мощный инструмент саморазвития и самоанализа. Результаты его использования можно заметить уже в краткосрочной перспективе.
ОКСАНА ВИРШИЧ, педагог-психолог средней школы № 2 г. Воложина