Путешествие к лесному привалу
Формирование основ экологической культуры и экологически грамотного поведения подрастающего поколения является одной из приоритетных задач современного общества. Воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде возможно как в процессе проведения занятий по образовательной области «Ребенок и природа», так и в совместной деятельности педагога с воспитанниками: организации наблюдений за миром растений и животных, решении проблемных ситуаций, чтении художественной литературы на экологическую тематику. Однако наиболее продуктивной является практическая деятельность воспитанников, организованная взрослым.
С целью обеспечения знакомства воспитанников с нарушениями зрения с реальными объектами живой природы, закрепления полученных экологических представлений в Лидских специальных яслях-саду № 16 создана «Экологическая тропа». Одна из её станций – «Лесной привал». Предлагаем сценарий проведения экологического квеста «Путешествие к лесному привалу» с воспитанниками старшего дошкольного возраста.
Задачи: развивать интерес к жизни растений и животных; изучить способы ухода за растениями в соответствии с их потребностями; формировать представления о необходимости соблюдения правил поведения в природе и с дикими животными; развивать восприятие на полисенсорной основе; ориентироваться на местности при помощи карты; воспитывать интерес к миру, ответственность за состояние природы ближайшего окружения.
Материалы и оборудование: рюкзаки (по количеству детей); индивидуальные коврики для воспитанников; 7 гномов; карта-схема маршрута «Экологической тропы»; цветик-семицветик; 7 разноцветных лепестков; аудиозапись звуков леса; песня «Лето» (сл. Ю. Энтина); лейки (по количеству детей); изображения бабочек; муляжи продуктов питания, паука, птичьего гнезда, птенцов, зайчат, ежа; набор одноразовых перчаток; изображения диких животных и их следов; лупы; вёдра для раздельного сбора мусора; природоохранные знаки; медали (по количеству детей).
Ход экоквеста
Ребёнок.
Я люблю свою планету!
Птиц, зверей, наш лес – всё это!
Ведь для нас всё – дом родной,
Согласитесь вы со мной?!
А в саду у нас есть лес…
Полон сказок и чудес!
Мы, ребята, круглый год
Ходим в этот лес в поход!
Приглашаю вас сейчас
Побывать в гостях у нас!
Воспитатель. Эй, ребята, кто идёт
В туристический поход?
Дети. Я! И я, и я, и я!
Воспитатель. Собираемся, друзья! (Дети достают из шкафов рюкзаки, собирают в них необходимые вещи для похода.)
Собираемся в поход
Выбрать из предложенного количества предметов только те, которые необходимы в походе.
Дети выходят из детского сада и преодолевают полосу препятствий: прыгают с кочки на кочку, переступают бревно, проходят по старому верёвочному мостику. Встречают Гнома.
Ребёнок. Гном, не стой ты на пути!
1-й гном. Стоп! Вам больше не пройти!
Ребёнок. Почему? А что не так?
1-й гном. Может вы для леса враг?
Ребёнок. Нет, ну что ты, милый гном!
1-й гном. А что вы знаете о нём? (Дети рассказывают о лесе, правилах поведения, его значении и т. д.)
Хорошо, на этот раз
Дам задания для вас.
Чтобы лесу другом стать,
Надо вам цветок собрать.
Вот вам карта, в ней маршрут,
Там семь гномиков живут.
И у каждого кружок –
Разноцветный лепесток.
Ребёнок. Ну и ну, вот незадача!
1-й гном.
Испытай свою удачу!
Первое задание –
Прояви старание!
Как мы по лесу пойдём:
По тропе иль напролом? (Дети отвечают. Кто первым назовёт правильный ответ, получит поощрение.)
1-й гном.
Ну, ты умница, дружок,
Получай мой лепесток! (Ребёнок берёт лепесток и прикрепляет к силуэту цветка с белыми лепестками, сердцевина которого – изображение планеты Земля.)
Воспитатель предлагает рассмотреть карту, чтобы определиться с маршрутом. Дети ищут на ней второго гнома и продвигаются друг за другом под песню «Лето» по нарисованным на асфальте гороховым росткам.
2-й гном.
Ты послушай, милый друг,
Что нам шепчут лес и луг!
Если звуки угадаешь,
Новый цвет ты получаешь!
Только есть здесь и секрет:
Поможешь ты в беде иль нет?
Воспитатель уточняет задание: лес умеет «говорить», если прислушаться к его звукам, можно узнать, что он хочет сказать, какое у него настроение и т. д.
Угадай звуки леса
Дети угадывают звуки: шум листвы на ветру, жужжание насекомых, рык зверей, голоса птиц и в конце писк птенцов – зов о помощи.
Помоги птенчику
Решение проблемной ситуации: птенец выпал из гнезда. Как поступить?
2-й гном (отдаёт лепесток и вслед говорит).
Все задания решили –
Лепесточек получили.
Дети смотрят на карту и находят гнома у «цветочной полянки».
3-й гном.
Посмотрите все вокруг,
Что не так здесь, милый друг? (Бабочки попали в паутину, а цветы на поляне вянут без воды.)
3-й гном.
Бабочек освободите
И цветочки напоите,
И тогда вам, спору нет,
Подарю я третий цвет.
Дети освобождают бабочек, которые разлетаются в разные стороны, поливают лейками цветы и получают за это третий лепесток, благодарят. Идут дальше и находят следующего гнома.
4-й гном.
Вот, ребята, вам конверт.
Угадайте, чей в нём след.
По следам затем пройдите
И зверятам помогите!
Узнай по следу
Дети рассматривают следы под лупой и соотносят с изображениями зверей и птиц. Затем отыскивают по следам в траве зайчонка и в рукавицах относят его в домик, освобождают запутавшегося в сетке ёжика и выпускают на грибную полянку.
4-й гном. Лепесточек вам в награду!
Ребёнок.
Всем помочь всегда мы рады!
Ой, смотрите, там привал!
Появляется гном.
5-й гном.
Эх, турист здесь отдыхал,
Как намусорил – удрал!
Если хочешь отдохнуть,
Так почисти этот путь.
Сбор и сортировка мусора
Дети в одноразовых перчатках, которые достают из рюкзаков, собирают и сортируют мусор на поляне.
5-й гном.
Ну, ребята, хороши!
Постарались от души.
Вот ещё вам лепесток,
Красный, словно огонёк.
Воспитатель предлагает детям устроить привал. Во время отдыха они находят в палатке ещё одного гнома.
6-й гном.
Я, Тихоня, – старый гном.
А палатка мне, как дом.
Заходите, не стесняйтесь,
У меня располагайтесь!
А в конвертике, друзья,
Новые задания (предлагается две игры на выбор).
На вопросы отвечайте,
Правила все выполняйте,
Лепесточек получайте.
Да или нет
Детям надо решить, в каких ситуациях надо дать ответ «да», а в каких «нет». Например, можно ли шуметь в лесу, разжигать костёр под деревом, отдыхать в специально отведённых местах.
Ёлочки–пенёчки
Ребята сидят на пенёчках, пьют воду, едят конфеты – хотят намусорить, но вспоминают правила и кладут мусор к себе в рюкзак.
Дети отправляются на поиски последнего гнома, которого находят возле муравейника со сломанным ограждением.
7-й гном.
Вы сперва мне помогите –
Муравейник почините. (Дети достают из рюкзака воспитателя верёвку и связывают ею ограждение.)
Рад, что вы дойти смогли!
Всем в лесу вы помогли!
Напоследок вам заданье:
Знак расставить на вниманье.
А вот где ему стоять,
Думаю, должны вы знать!
Расставь знаки
Дети берут у гнома знаки и расставляют в соответствии с их обозначениями. Например, «Не мусори в лесу!» – на привале, «Не разоряй муравейник!» – возле муравейника, «Не рви цветы!» – на цветочной поляне.
Появляется первый гном, который подводит итог.
1-й гном.
Вы весь путь преодолели,
Всё узнали, всё сумели,
И в награду за заслуги
Вам медаль, лесные други! (Дарит каждому медаль.)
Дети (становятся в круг, держась за цветик-семицветик).
Я люблю свою планету!
Птиц, зверей, наш лес – всё это!
Ведь для нас всё – дом родной,
Согласитесь вы со мной?!
ОЛЬГА ТОЛКУН, учитель-дефектолог Лидских специальных яслей-сада № 16 для детей с нарушениями зрения
Фото автора