Профилактика компьютерной зависимости среди молодёжи
Сложно представить жизнь современного человека без компьютеров и интернета. Это связь и общение, обучение и игры, досуг и работа. Однако чрезмерное пользование этими технологиями прогресса приводит к формированию серьёзной зависимости, особенно страдают от неё дети и подростки. Но если малыши ещё могут прислушаться к советам взрослых, то тинейджеры, как правило, этого не делают. Поэтому к ним нужен особый подход.
Известно, что подростки не хотят слушать «занудных» взрослых, а вот мнение ровесников для них очень важно. Поэтому наилучший способ донести до ребят значимую информацию – воспользоваться принципом равного обучения «равный обучает равного». Это принцип, при котором необходимые знания передаются через «доверительное общение на равных подготовленных волонтёров со сверстниками». Форма занятий при этом может быть любой: семинары, акции, беседы, тренинги и т. п. Но как подготовить самих волонтёров? Есть школьные кружки, выпускаются специальные пособия и др. В качестве примера предлагаю конспект одного из таких факультативов.
Задачи: закрепить представления о компьютерной и интернет-зависимости, их отличиях и последствиях; научить правильному распоряжению свободным временем; мотивировать к живому общению.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор; ноутбук; презентация; маркеры, цветные карандаши; бумага А4; конверты; прозрачная ёмкость с водой; заготовки бумажных бутонов; корзинка; картинки примеров компьютерной и интернет-зависимости; пособие «Модули волонтёров равного обучения для проведения занятий со сверстниками».
Ход занятия
I. Организационно-мотивационный этап
Педагог. Добрый день! Рад видеть вас на занятии! Надеюсь, что наша работа будет интересной, плодотворной и полезной для каждого. Как вы думаете, что такое зависимость? (Ответы учащихся фиксируются на доске.) Отгадайте загадку (загадывает про компьютер). А какая зависимость связана с этим устройством? (Ответы ребят.) Правильно, тема сегодняшнего занятия «Профилактика компьютерной зависимости среди молодёжи».
II. Целеполагание
На доске (до конца занятия) размещена картинка компьютера с компьютерной мышкой и принтером, на которых изображены наводящие вопросы для определения цели и задач урока.
III. Практическая часть
Учащиеся разделяются на 2 группы при помощи жребия и работают с теоретическом блоком «Зависимости» в пособии. Первая группа выясняет, что такое компьютерная зависимость и её признаки, фиксируя важные данные на листах А4, вторая так же исследует интернет-зависимость. Также обе группы должны выбрать из предложенных картинок примеры обеих зависимостей и представить результаты работы. Пометки и выбранные изображения прикрепляются к доске в виде двух кластеров.
Педагог. Как вы думаете, к каким последствиям в целом приводят компьютерная и интернет-зависимость? (Уменьшается круг живого общения; ухудшается зрение, возникают проблемы с опорно-двигательным аппаратом и даже с психикой и т. д.)
За и против
Работа в ранее сформированных группах: первая приводит примеры того, что человек не может сделать без компьютера, а вторая – в каких случаях компьютер не может заменить человека. Аргументы могут быть историческими, литературными, из личной жизни, но чёткими и логичными. При обсуждении надо не только отстаивать своё мнение, но и опровергать точку зрения оппонента.
Педагог. Ли Якокка, американский предприниматель и один из президентов компании Ford сказал: «Компьютер выдает только то, что в него ввели. Секрет успеха – не информация, но люди». Согласны ли вы с этим утверждением? (Ребята обсуждают высказывание.)
Учащиеся смотрят видеоролик об исследованиях компьютерной зависимости и отвечают на вопросы педагога.
Напиши письмо
Ребята пишут письмо сверстнику с рекомендациями по использованию компьютера и профилактике зависимости, в частности о том, как надо правильно распоряжаться своим временем. Письмо вкладывается в конверт с номером, заклеивается и опускается в почтовый ящик. Взамен надо вытянуть одно из таких посланий для себя (если попалось своё же, надо взять другое).
Педагог. У меня тоже есть для вас небольшое письмо, надеюсь, оно окажется полезным. (Вручает каждому конверт с памяткой юному компьютерному пользователю.)
Анализ высказываний
Работа в ранее сформированных группах. Надо проанализировать на выбор одно из высказываний известных людей и вспомнить либо придумать ситуацию, которая его подтвердит или опровергнет.
Примерные утверждения:
1. Роберт Макнамара: «Компьютер не подменяет суждения так же, как карандаш не подменяет литературу. Но писать без карандаша было бы довольно затруднительно».
2. Питер Устинов: «До сих пор человек мучился вопросами, на которые не было ответов; теперь, благодаря компьютерам, мы стоим под градом ответов, на которые нет вопросов».
3. Дональд Найт: «Компьютер выполняет ваши команды, но не способен читать ваши мысли».
Обсуждение результатов работы групп.
IV. Рефлексия
Педагог. Что нового вы сегодня узнали? Какое практическое применение можно найти нашему занятию? (Ответы учащихся.)
Цветы в вазе
На столе стоит прозрачный сосуд с водой и бутоны бумажных цветов в корзинке. Учащимся предлагается по очереди высказать оценку факультативному занятию и поместить бутон в воду. К концу упражнения все бутоны раскроются.
Педагог. Сегодня мы обсудили актуальный вопрос не только для подростков, но и для взрослых. Наше занятие хочу закончить стихотворением «Нам известно, что все дети…» (декламирует). Будьте здоровы и успешны! Спасибо за активность! До новых встреч!
АЛИНА ПЕТЕНКО, учитель биологии средней школы № 7 г. Волковыска