Паутинка
Здоровому питанию посвящено немало школьного времени. Мы изучаем его на уроках биологии, говорим о нём на классных часах и информационных минутках. Однако любая теория должна быть подкреплена практикой, иначе едва ли дети по-настоящему усвоят, что сбалансированный рацион – ключ к здоровью. Вот только как лучше проверить пройденный материал? С помощью теста, контрольной, реферата? А может, стоит обратиться к занимательным викторинам и квестам?
В качестве примера такого занятия предлагаю конспект викторины «Паутинка».
Задачи: закреплять знания учащихся об овощных и ягодных растениях; формировать потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о своём здоровье.
Материалы и оборудование: доска; мел; кружки: 34 с заданиями, 2 с «пауком» (переход хода), 2 с «жемчужинкой» (команда получает 1 балл и продолжает игру), 2 «капли воды» (снимают все баллы, которые заработала команда); листы бумаги А4; ручки (по количеству детей).
Участники: две команды (по два человека от каждого класса).
Организационно-методическая часть. Нарисуйте перед занятием на доске паутину. Прикрепите к ней кружочки с номерами от 1 до 40. Капитан команды называет номер кружка, учитель снимает его и зачитывает на обороте вопрос (задание). За каждый верный ответ игроки получают 1 балл.
1. В саду и огороде
1. Какие овощные растения обладают бактерицидными свойствами? (Лук, чеснок, морковь.)
2. Почему людям с плохим зрением рекомендуют употреблять морковь? (Она содержит витамин А, который полезен для глаз.)
3. Назовите самое распространённое в садах Беларуси дерево, плоды которого содержат много пектиновых веществ. (Яблоня.)
4. Жемчужинка.
5. Почему необходимо есть сырые овощи и фрукты? (В них больше витаминов.)
6. Плоды какого кустарника называются «природными поливитаминами»? (Шиповника.)
7. Какой кустарник обладает ярко-оранжевыми плодами-костянками, содержащими много витамина С и растительных масел? (Облепиха.)
8. Почему во время гриппа полезно носить ожерелье из чеснока? (Он выделяет фитонциды и убивает болезнетворные микроорганизмы.)
2. Кладовая здоровья
Разгадать загадки об овощах и фруктах и кратко рассказать об их полезных свойствах: 9 – о яблоках, 10 – о моркови, 11 – паук, 12 – о капусте, 13 – о тыкве, 14 – о томате, 15 – о красном перце, 16 – о смородине.
3. Зарубежные гости.
17.
(Апельсин.)
18.
(Лимон.)
19.
(Киви.)
20. Капля воды.
21.
(Арбуз.)
22.
(Мандарин.)
23.
(Авокадо.)
24.
(Гранат.)
4. Словесный набор
Игроки выбирают кружок, номер которого совпадает с номером конверта. В каждом конверте лежит набор слов для пословицы:
25. Сей, недуг, лук, от, семи. (Сей лук от семи недуг.)
26. Обед, музыки, без, без, – праздник, овощей. (Обед без овощей – праздник без музыки.)
27. Положи, в, хвори, рот, – избавишься, от, свежих, целый, на, ягод, год. (Положи свежих ягод в рот – избавишься от хвори на целый год.)
28. Яблоко, врач, – и, не, ужин, на, нужен. (Яблоко на ужин – и врач не нужен.)
29. Паук.
30. Сама, хороша, с, себя, хвалила, мёдом, что, калина. (Сама себя калина хвалила, что с мёдом хороша.)
31. На, свёкла, девица, она, пригодится, – красная, для, столе, да, с, здоровья, царица, косицей, зелёною. (Свёкла – красная девица, да с зелёною косицей, на столе она царица, для здоровья пригодится.)
32. Хрен, лук, да, лихого, не, редька, да, допустят, капуста. (Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.)
5. А вот это интересно!
33. Известный учёный Ньютон открыл закон всемирного тяготения. Что поспособствовало этому событию? (На его голову упало яблоко.)
34. Капля воды.
35. Китайцы считают, что это ягодное дерево может уберечь от нечистой силы, поэтому в канун Нового года традиционно ставят резные фигурки из него перед своими домами, а ветвями украшают двери. О каком дереве речь? (О вишне.)
36. Какими фруктовыми деревьями, согласно Корану, засажен райский сад? (Гранатами.)
37. Жемчужинка.
38. Название этого растения с английского переводится как «сосновое яблоко». Соплодия его действительно похожи на большие шишки. Что это за растение? (Ананас.)
39. Это растение приплыло из Америки 250 лет назад. Вначале к нему относились, как к диковинке: клубни сажали в ботаническом саду, цветками украшали платья. Пробовали употреблять в пищу, но, не зная, как это делать, ели ядовитые семена. В каждой стране у него своё название: у англичан – потато, у итальянцев – тартуфель. А какое у нас? (Бульба, картофель.)
40. У известного мореплавателя Джеймса Кука среди многочисленных наград была и золотая медаль Королевского географического общества. Кук провёл три кругосветные экспедиции и сделал множество открытий. Однако медалью его наградили за спасение моряков от цинги. Какой фрукт Кук всегда брал с собой? (Лимон.)
ЛЮДМИЛА ФИЛОНЮК, учитель белорусского языка и литературы Оховской средней школы Пинского района