Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

От приветствий хмурый день светлей!

Кто придумал Всемирный день приветствий, как он связан с миром во всём мире и почему здороваться с окружающими – признак хорошего воспитания?

Здороваясь, мы показываем своё расположение, добрые намерения и уважение к другому человеку и настраиваем на дружелюбие по отношению к себе. Важно, чтобы дети приветствовали друг друга и окружающих не второпях, а с полным пониманием того, что стоит за словами «здравствуйте», «добрый день» и т. д. В качестве примера предлагаю конспект мероприятия, посвящённого Всемирному дню приветствий.

Цель – воспитание нравственно-этических норм поведения учащихся посредством обучения культуре пользования различными формами приветствия.

Задачи: познакомить с историей возникновения Всемирного дня приветствий; воспитывать вежливость, совершенствовать коммуникативные навыки; развивать умение декламировать поэзию и прозу, творческие способности учащихся.

Материалы и оборудование: аудиозаписи песен; мультимедийный проектор; ноутбук.
Организационно-методическая часть. При разминке один из учеников рядом с ведущим показывает необходимые движения, дети за ним повторяют.

Ход мероприятия
Звучит фонограмма песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского). Зрители занимают места в актовом зале.

Ведущий. Здравствуйте! Ребята, 21 ноября – Всемирный день приветствий. Придумали его братья Майкл и Брайан Маккормаки в 1973 году в знак протеста против международной напряжённости. Они считали, что, приветствуя друг друга, люди разных стран способствуют укреплению мира и дружбы между народами, поэтому разослали во все уголки мира письма с радушными приветствиями и просьбами к каждому адресату поздороваться так же хотя бы ещё с 10 незнакомыми людьми.
Эта идея была поддержана почти в 200 странах. С тех пор Всемирный день приветствий отмечают и главы стран, и простые граждане, и бизнесмены, и звёзды кино и телевидения. Это очень позитивный праздник. Во время приветствия мы передаём другому человеку хорошее настроение, своё внимание и тепло и то же самое получаем в ответ.
1-й чтец (декламирует фрагмент стихотворения А. Кондратьева «Добрый день!»).
«Добрый день!» – тебе сказали.
«Добрый день!» – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
2-й чтец (декламирует фрагмент стихотворения А. Яшина «С добрым утром!»).
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным –
«С добрым утром! Добрый вечер!
Доброй ночи!» – говорим.
Если к чаю иль к обеду
В дом войдём –
Не любо, что ль,
Поклонясь, сказать соседям:
«Чай да сахар! Хлеб да соль!»
Даже стае журавлиной,
Улетающей от нас,
По обычаям старинным
Мы кричим: «В счастливый час!»
И живётся вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
3-й чтец (декламирует фрагмент стихотворения В. Коркина «Я и солнышко»).
Солнышко ясное встало.
– Доброе утро! – сказало.
– Доброе утро! –
Кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим…
– Доброе утро! –
В ответ
Мне улыбнулся сосед.
– Доброе утро! –
Я слышу и вижу
В глазах у девчонок,
В глазах у мальчишек…
Но если проснёшься,
А дождик в окно стучит да стучит
– И без солнца темно?
Доброе утро, друзья, всё равно…
4-й чтец (декламирует стихотворение О. Бундура «Доброе утро»).
«Доброе утро!» – скажешь кому-то.
И будет ему очень доброе утро.
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрый, конечно,
Опустится вечер.
Как важно и нужно,
Чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра!
1-й чтец (декламирует фрагменты рассказа А. Цветкова «Здравствуйте»).
– Доброе утро! Здравствуйте! – так на земле начинается день.
Пришёл в цех рабочий:
– Здравствуйте!
Поднялся на кафедру учёный:
– Здравствуйте!
– Здравствуйте! – говорите учителям в школе.
…«Здравствуйте!» Какое это, на первый взгляд, простое и совсем обыкновенное слово. А какое оно солнечное! И сколько радости, света несёт в себе! В нём всё: и тепло встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья…
…Одно только «Здравствуйте!» – а на лицах улыбки, и доверия больше друг к другу, и беседа дружней…
2-й чтец (декламирует стихотворение Н. Дика «Здравствуй!»).
Я решил желать здоровья
Всем домашним каждый день,
Улыбаться им с любовью
Очень даже мне не лень.
Поздороваться не сложно
Мне со всеми поутру
И погладить осторожно
Шёрстку милому коту.
Но зато от слова «Здравствуй!»
Сразу станет всем теплей,
Мир покажется прекрасней,
И светлее, и добрей.
Ведущий. Люди с богатым воображением могут даже представить, как с ними здоровается природа, и ответить ей тем же.

Вокальная группа исполняет песню «Доброе утро» (сл. В. Котенёвой, Н. Красильникова, В. Галыниан, муз. В. Галынина).

Ведущий. А сейчас настало время физкультурной разминки! (Декламирует стихотворение В. Митько.)
Давайте дружно всем народом
Поприветствуем природу!
Предлагаю с места встать (дети встают),
Чтоб приветствие начать.
Но, ребятки, не зевайте:
Все движенья повторяйте!
Утром солнышко проснулось (дети поднимают руки и потягиваются),
К нам в окошко заглянуло (приставляют ладошки к бровям).
Солнцу ясному в ответ
Скажем радостно: «Привет!» (Вытягивают руки вперёд и машут ладошками.)
И берёзка день встречает,
Ветками в окно качает (поднимают руки и качают ими из стороны в сторону).
Мы берёзоньке прекрасной
Тоже дружно скажем: «Здравствуй!» (Вытягивают руки вперёд, наклоняются.)
И проворный воробей (машут кистями рук, имитируя полёт птицы)
Всех приветствует друзей!
Воробью порхать не лень,
Ему ответим: «Добрый день!» (Вытягивают руки вперёд, наклоняются.)
И котёнок наш проснулся (протирают глаза),
Спинку выгнул, потянулся (горбятся, затем потягиваются, выгибая спину).
И котёнку, не секрет,
Говорим мы все: «Привет!» (Вытягивают руки вперёд, наклоняются.)
И цветок на клумбе яркой (делают ладошки фонариком и вертят в разные стороны)
Огоньком сияет жарким,
Нам подмигивает будто –
Мы ответим: «С добрым утром!» (Вытягивают руки вперёд, наклоняются.)
Улыбнемся веселей (широко улыбаются),
Поприветствуем друзей (поворачиваются друг к другу)
И пожмём друг другу руки (пожимают руки).
Пусть не будет в сердце скуки!
И похлопаем в ладоши (хлопают) –
До чего же мир хороший!
Спасибо! Молодцы! Народная мудрость восхваляет добрый обычай приветствовать друг друга.

Ученики по очереди называют пословицы о приветствиях: «На добрый привет добрый и ответ», «Добрый привет каждому люб», «Приветливое слово гнев побеждает» и т. д.

Ведущий. Приветствие – это способ продемонстрировать своё уважение к людям. Не ответить на приветствие или не выразить его – значит, показать свою невоспитанность. По правилам этикета первым здоровается младший со старшими, мужчина с женщиной. Человек, зайдя в помещение, где уже кто-то есть, тоже здоровается первым. Значит, зайдя в школу или в класс, вы обязательно должны поздороваться, а уходя – попрощаться.
Если увидите знакомых в общественном транспорте, на другой стороне улицы, здоровайтесь тогда, когда они вас увидели. И не кричите. В знак приветствия можно помахать рукой, кивнуть, улыбнуться.
1-й ученик. Важно, как именно вы приветствуете людей. Ведь в этом заключена очень важная информация: «Я вас вижу, знайте, что вы мне приятны. Я вас уважаю и желаю здоровья, добра, хорошего настроения». Вот такой заряд оптимизма несёт в себе «Здравствуйте!». Слово это универсальное. Его употребляют в любое время суток, приветствуя старших или ровесников.
2-й ученик. «Привет!» – форма приветствия для друзей, близких, приятелей. Младшие со старшими и малознакомыми так не здороваются. «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!» – эти слова мы говорим в соответствии со временем суток. «Приветствую вас!», «Моё почтение!» – это возвышенные формы приветствия, подчёркивающие особое уважение. Используются чаще всего взрослыми.
3-й чтец (декламирует стихотворение О. Дриза «Добрые слова»).
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу:
Кузнецу, ткачу, врачу –
«С добрым утром!» – я кричу.
«Добрый день!» – скажу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» – так встречаю
Всех собравшихся за чаем.
Ведущий. Друзья, произносить слова приветствия надо спокойно, почтительно, ни в коем случае не второпях, чтобы не получилось так, как с героем следующего стихотворения.
4-й чтец (декламирует стихотворение И. Кульской «Невежливая вежливость»).
Обещал отцу Петрусь:
– Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым «Здравствуй!» говорить.
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит, утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
– С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
– Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дёрнет за косынку:
– Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку.
Как невежлива девчонка!
Нёс вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг.
Чуть не сел ему на плечи:
– Извините, добрый вечер!
– Ты, – вожатый закричал, –
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлён:
Разве был невежлив он?
Ведущий. Ребята, давайте оценим поступки Петруся. Можно ли назвать его вежливым и воспитанным мальчиком? Почему? (Ответы детей.)

Интонация приветствия
Надо сказать слово «здравствуйте» с разной интонацией: радостно, грустно, удивлённо, нежно, раздражённо, восхищённо.

Ведущий. Спасибо. Какие интонации были самыми приятными? (Ответы детей.)
1-й чтец (декламирует стихотворение В. Цукановой «Мы без приветствий жизнь не представляем…»).
Мы без приветствий жизнь не представляем,
С них начинаем каждый божий день.
С Днём вежливости вас мы поздравляем,
С приветствий Днём поздравить нам не лень!
Пусть вечным будет это начинанье.
«Мир дому вашему», – ласкает нежно слух.
Приветствие – здоровья пожеланье.
Так здравствуйте всегда, мой милый друг!
2-й чтец (декламирует стихотворение А. Усачёва «Для прощания и встречи…»).
Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,
«До свиданья!», «Будь здоров!»,
«Вас я рада видеть очень»,
«Мы не виделись сто лет!»,
«Как дела?», «Спокойной ночи!»,
«Всем пока!», «Прощай!», «Привет!»,
«Буду рад вас видеть снова!»,
«Не прощаюсь!», «До утра!»,
«Всем удачи!», «Будь здорова!»
И «Ни пуха, ни пера!»
Ведущий. Друзья! Давайте по традиции праздника поприветствуем друг друга. А в этом нам поможет игра.

Поезд приветствий
Дети встают друг за другом (вагончики поезда) и двигаются по кругу под весёлую мелодию. Когда она замолкает, все останавливаются и выполняют задания: поздороваться друг с другом; улыбнуться друг другу; пожать руки; высказать добрые пожелания; похлопать друг друга по плечу; поблагодарить друг друга; помахать друг другу рукой.

Ведущий. Молодцы!

Вокальная группа исполняет песню «Здравствуй, мир!» (сл. В. Кострова, муз. Л. Квинта).

Ведущий. Дорогие друзья, сегодня мы вспомнили с вами слова приветствия, но есть ещё много слов вежливого обращения. Давайте сейчас их все вместе повторим. (Декламирует стихотворение В. Митько.)
Очень весело и дружно
Нам стихи закончить нужно.
Всем желай здоровья, радости,
Всех приветствуй словом … (здравствуйте)!
Встретив друга, не секрет,
Можем мы сказать … (привет)!
За приятную услугу,
Коль подарят вам что-либо,
За совет, за помощь друга
Не забудь сказать … (спасибо)!
Будь честным и внимательным
И на друзей не жалуйся,
Коль просишь, обязательно
Всегда скажи … (пожалуйста)!
Коль случайно нашалите,
Слово вспомните … (простите)!
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад.
Пускай и взрослые, и дети
Их всем почаще говорят.
3-й чтец (декламирует стихотворение Т. Бровиной «Я сегодня встану рано…»).
Я сегодня встану рано,
Чтоб поздравить всех вокруг,
Ведь сегодня День приветствий!
Здравствуй, дорогой мой друг!
Всем друзьям и незнакомым
Буду говорить «Привет!»
И надеюсь, что услышу
То же самое в ответ.
Ведущий. Дорогие друзья, всегда приветствуйте друг друга, взрослых и родных. Не забывайте здороваться в школе и классе. Приветствие – одна из составляющих вежливого и культурного человека. А теперь давайте дружно скажем: «До свидания!».

Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского). Зрители и участники мероприятия покидают актовый зал.

ВЕРА МИТЬКО, педагог-организатор Молодечненской специальной общеобразовательной школы-интерната