Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Организация детского отдыха на летних каникулах

Ещё немного потерпеть, и позади останутся домашние задания, контрольные работы, сочинения, диктанты, примеры и задачи. В школьные библиотеки сдадут все учебники, а весёлая детвора разъедется по летним оздоровительным лагерям – наслаждаться заслуженным отдыхом. Только вот какому лагерю отдать предпочтение и как организовать в нём работу?

Организация отдыха детей – это первоочередная задача оздоровительного лагеря. Обстановка в нём существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря. Организация жизни в детском оздоровительном лагере позволяет обучать нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Задача педагогов в детском лагере – реализация этих возможностей. Идеи выживания, укрепления здоровья, образования и воспитания рассматриваются в комплексе и составляют основу концепции летнего отдыха детей и подростков.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ
Существует два подхода к типологии видов, или, точнее, «смен», оздоровительных лагерей.
1.    По месту размещения (базирования) детей:
•    стационарные – специально создаваемые как детские оздоровительные учреждения, преимущественно за городом;
•    на базе учреждений образования – создаваемые в школах, учреждениях дополнительного образования детей, подростковых клубах и при стадионах;
•    в помещениях учреждений и организаций, изначально создававшихся для других целей, – организуемые на турбазе, в профилактории или гостинице либо в войсковой части;
•    полевые и палаточные;
•    экспедиционные;
•    передвижные.
Данная классификация позволяет обновлять нормативную базу сферы отдыха и оздоровления детей в целом.
2.    По основной содержательной деятельности:
•    спортивно-оздоровительные – продолжение учебно-тренировочного процесса для юных спортсменов, воспитанников детско-юношеских спортивных школ, а также развитие скоростных, силовых и двигательных качеств, выносливости в одном из видов спорта или физкультурно-оздоровительной деятельности;
•    туристские – полевые (палаточные) по различным видам туризма (водный, пеший, горный и т. п.) и краеведения с практической отработкой туристских навыков;
•    труда и отдыха – форма приобретения учащимися практических трудовых навыков и вовлечения их в общественно-полезную деятельность в сочетании с формированием навыков здорового образа жизни;
•    санаторные (профилактические) – форма активной реабилитации учащихся, имеющих недостатки в физическом (психическом) развитии либо нуждающихся в активном оздоровлении с использованием надлежащей медицинской базы;
•    культурно-познавательные (интеллектуальные, профильные) – стационарная или передвижная форма активного отдыха, где в основе совместной деятельности педагога и учащегося лежит нацеленность на творческое освоение мира. Может быть организована как творческая дача, мастерская, фестиваль, экскурсия и т. д.;
•    лидерские (лагеря ученического актива) – форма освоения социально-творческой деятельности, сопровождаемой активным отдыхом и оздоровлением;
•    оборонно-спортивные (гражданско-патриотические) – форма образовательной и оздоровительной деятельности с ярко выраженной гражданской направленностью, где реализуются программы дополнительного образования и допрофессиональной подготовки по оборонно-техническим видам спорта, школы юных моряков, пограничников, десантников и т. п.;
•    семейные (для семейного отдыха) – форма совместного сотворчества организации досуга родителей, детей и педагогов в рекреативной среде лагерного пространства.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СМЕНЫ
Зависит от учредителя и профиля оздоровительного лагеря, сезона, условий по размещению и организации деятельности и составляет:
•    в осенне-зимне-весенних лагерях – не менее 6 дней;
•    в летних оздоровительных организациях – не менее 18 дней;
•    в профильных лагерях – не менее 9 дней;
•    в передвижных палаточных лагерях – не более 9 дней;
•    в стационарных палаточных лагерях – не более 12 дней.



ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЛАГЕРЕ
В воспитательной работе детского оздоровительного лагеря принимают участие как педагоги, так и представители других профессий, студенты, которые часто строят свои взаимоотношения с детьми на основе педагогической интуиции и собственного жизненного опыта.
Все виды воспитательной работы осуществляются во врéменных коллективах детей, которые имеют разные социальный опыт, воспитание, условия проживания и местность, откуда они приехали (городская или сельская), в отрыве от родительской опеки. В новом окружении личность ребёнка раскрывается более интенсивно и полно. Иногда в этих условиях можно быстрее увидеть то, что в школе остаётся скрытым, то есть лучше понять и изучить детскую психологию.
Кратковременный период существования детского лагерного коллектива требует чёткого начала и завершения каждого дела, обязательной оценки каждого ребёнка и предоставления детям возможности видеть результаты своего труда. Также очень важно добровольное участие детей в различных делах и свобода выбора ими занятий.
Наконец, воспитательная работа планируется и осуществляется с учётом использования природного окружения (моря, рек, озёр, леса и т. д.), что предполагает профилактику по предотвращению у детей возможного травматизма и заболеваний. Также необходимо учитывать режимные моменты и обеспечить выполнение всех санитарно-гигиенических требований.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Для таких детей в условиях оздоровительного лагеря можно организовать:
•    различные экспресс-курсы, направленные на расширение знаний по экологии, иностранным языкам, географии, истории, археологии и другим наукам;
•    объединения по интересам (робототехнике, компьютерному моделированию и другим востребованным направлениям) с задействованием потенциала учителей-предметников, педагогов дополнительного образования и студентов-практикантов;
•    клубы юных исследователей (исследовательские лаборатории) с использованием таких форм учебно-исследовательской деятельности, как наблюдение за объектами природы, микроисследования, подготовка проектов и т. п.;
•    программы, направленные на подготовку к изучению учебных предметов в школе.


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ
•    Знакомство ребят с основами государственной молодёжной политики, с деятельностью молодёжных и детских республиканских общественных организаций и объединений. Обеспечьте взаимодействие с отделами идеологической работы, культуры и по делам молодёжи райисполкомов, первичными районными организациями и школьными руководителями детских и молодёжных общественных объединений.
•    Создание условий для целенаправленного и эффективного воспитания культуры быта и досуга. Особенно важно воспитывать трудолюбие, формировать навыки самообслуживания. Проводите конкурсы («Самая убранная комната», «Самое аккуратное отрядное место», «Самый аккуратный чемодан» и др.), ежедневно выставляя оценки за порядок в комнатах на санитарном экране отряда, введите информационные рубрики «Как навести порядок», «Реальные лайфхаки», наполнять которые могут сами ребята.
•    Формирование представлений о влиянии человека на состояние окружающей среды и экологической культуры. Создайте специальные экоплощадки («Белорусский огород», «Птушыны гай», «Отель для насекомых» и др.), организуйте эко- («Живи, родник», «Зелёный дом», «Птичья столовая» и т. д.) и трудовые акции («Чистый лес», «Экодесант», «Будь природе другом»). Проводите прогулки, экскурсии – они способствуют формированию экологических знаний, чувства любви к природе родного края и воспитанию бережного отношения к ней.
•    Развитие у детей ценностных экономических ориентаций, формирование экономического мышления. Организуйте мероприятия вроде проекта «Большая экономическая игра», объединяющего различные конкурсы, мероприятия и иные формы работы, направленные на актуализацию экономических знаний ребят, учебные бизнес-компании, позволяющие воспитанникам получить практические навыки в сфере предпринимательства и управления, а также способствующие профессиональному самоопределению и стимулированию предпринимательской деятельности среди подростков.
•    Закладывание основы формирования эстетической культуры личности и создание условий для поликультурного воспитания. Для этого надо обеспечить взаимодействие воспитанника с окружающим миром для развития эмоционально-чувственной сферы, эстетических переживаний, продуктивного воображения и формирования эстетического отношения к действительности. Например, проводите праздники национальных культур и проектов: «Все вместе в будущее», «Толерантность – белорусский бренд» и др.
•    Формирование толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития. Полноценно включайте детей с инвалидностью и/или особенностями психофизического развития в программу смены, создавая условия для совместной деятельности.
•    Создание школьной службы медиации для разрешения детских конфликтов. Также для обеспечения безопасности ребят необходимо сотрудничать с органами внутренних дел, управлениями Министерства по чрезвычайным ситуациям и иными государственными структурами. Можно организовать взаимодействие с участниками школьной службы медиации вашего города, района, школы.


В профильных лагерях
Профильные приоритеты во многом определяют содержание развлекательных мероприятий. Повысить результативность смены позволяет совместная работа с партнёрами и профильными специалистами, в том числе и в дистанционном формате.

В лагерях труда и отдыха
Активнее используйте сюжетно-ролевые игры, уделяйте внимание чёткой организации труда, ежедневному подведению итогов, их гласности, поощрению лучших членов трудовых отрядов. Стоит учредить переходящие вымпелы, предоставлять информацию о своих успехах в СМИ, оформлять фотохроники, вести летописи трудовых достижений, выпускать газеты, бюллетени, организовывать выставки, выступления агитбригад и др.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ
•    Определите цели и задачи предстоящей смены с будущим коллегами.
•    Изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на свойственные им в этот период ожидания.
•    Применяйте данные из детских анкет (увлечения, конкретные ожидания, желаемые поручения, умения и др.).
•    Изучите возможности оздоровительного лагеря (традиции, периодичность дружинных, отрядных дел), в котором предстоит работать, подумайте, как можно их использовать в работе, и составьте модель смены.
•    Создайте творческую атмосферу в отряде.
•    Учитывайте интересы детей при проведении воспитательных мероприятий.
•    Объедините усилия с семьёй – успех смены без этого невозможен. Повышайте психолого-педагогические знания родителей и вовлекайте их в образовательно-оздоровительный процесс. Например, посредством организации в первые дни смены Большого семейного совета – совместного мероприятия родителей и воспитанников, на котором можно обсудить вопросы взаимодействия при реализации программы смены, озвучить индивидуальные пожелания, создать позитивный настрой на предстоящий отдых и т. д.

СТАТЬИ В ПОМОЩЬ
Для проведения бесед с родителями, разработки концепции школьного летнего и других детских лагерей, подготовки школьных мероприятий предлагаем подборку наших материалов:
•    Лемешевская, М. Собираем ребёнка в лагерь («Здоровый образ жизни», № 5/2022, с. 14) – памятка для родителей о том, как психологически подготовить ребёнка к поездке в лагерь, что взять с собой, а что не стоит.
•    Лемешевская, М. Детский лагерь. Санитарно-бытовые условия («Здоровый образ жизни», № 6/2022, с. 36–37) – нормы и требования к обустройству детских лагерей.
•    Атарик, И. А нас и здесь неплохо кормят («Здоровый образ жизни», № 6/2022, с. 52–53) – организация и нормы питания в детском оздоровительном лагере, советы по разрешению конфликтов с родителями на тему «ребёнок не наедается», «невкусное питание».

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
1.    Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 года № 243-З (в ред. от 06.03.2023).
2.    Указ Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 года № 542 «О санаторно­курортном лечении и оздоровлении населения».
3.    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 года № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей».
4.    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 года № 1478 «Об утверждении Концепции санаторно­курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
5.    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 июня 2010 года № 958 «Об утверждении Положения о порядке организации и финансирования временной трудовой занятости молодёжи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учёбы время».
6.    Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 года № 89 «Об утверждении Положения о воспитательно­оздоровительном учреждении образования».
7.    Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 года № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях».
8.    Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2012 года № 50 «Об утверждении Положения о педагогическом совете образовательно­оздоровительного центра, оздоровительного лагеря».
9.    Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 марта 2008 года № 53 «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к оздоровлению».
10.    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 сентября 2019 года № 663 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации санаторно-курортных и оздоровительных организаций».
11.    Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26 мая 2011 года № 9 «Об утверждении Положения о спортивно­оздоровительном лагере».
12.    Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 10 июля 2007 года № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта» (в ред. от 01.09.2010).
13.    Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2013 года № 67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет».
14.    Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 года № 144 «Об установлении перечня лёгких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет».
15.    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 года № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования».
16.    Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно­курортному лечению населения от 22 мая 2018 года № 30-о «Об утверждении примерных штатных нормативов численности работников оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием детей».
17.    Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 31 марта 2023 года № 19-о «Об утверждении плановых объёмов оздоровления детей в лагерях на 2023 год».
18.    Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 6 сентября 2017 года № 123 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодёжи».
19.    Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 года № 336 «Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении».
20.    Концепция детского отдыха и оздоровления в Республике Беларусь, утверждённая 15 февраля 2016 года Министром образования Республики Беларусь.

 ВАЛЕНТИНА МАЕВСКАЯ, заместитель начальника управления координации методической работы Минского городского института развития образования,
НАТАЛЬЯ КАРПУШЕВА, начальник управления идеологической и воспитательной работы Минского городского института развития образования