Неудачный день
Форум-театр – это эффективная интерактивная методика воспитательной работы с учащимися, активное участие зрителей в разворачивании сюжета спектакля, направленное на поиск выхода из сложной жизненной ситуации. Форум-театр позволяет наглядно смоделировать и проработать определённую проблему (распространение и употребление наркотиков, буллинг, нимфомания и т. д.), причём параллельно основной сюжетной линии могут затрагиваться дополнительные вопросы: детско-родительские отношения, школьная травля, одиночество и др. При этом участники получают не только знания, но и готовые позитивные паттерны поведения.
ФОРУМ-ТЕАТР В ДЕЙСТВИИ
Сначала несколько заранее подготовленных детей разыгрывают мини-постановку, посвящённую определённой социальной проблеме, например, распространению и употреблению наркотиков. Как правило, в центре сюжета – ребёнок, который сталкивается с неблагоприятным социальным окружением, сложными жизненными обстоятельствами, способными вынудить его принять неправильное решение. После сценки зрители делятся впечатлениями и обсуждают увиденное.
Затем учащимся предлагается просмотреть постановку ещё раз, но при этом каждый может в любой момент остановить происходящее на сцене и заменить одного из персонажей, сыграв его роль по-своему. Остальные актёры подстраиваются под изменённый сценарий. Цель такого взаимодействия – придумать и показать разные пути развития одной и той же ситуации и избежать негативной концовки.
В написании сценария важно стремиться к естественности диалогов и ситуаций, чтобы зрители могли отождествить себя с главным героем, увидеть в нём сверстника.
Методика форум-театра может показаться сложной в применении: необходимо быть и сценаристом, и режиссёром, и оратором, и психологом, а также хорошо разбираться в обсуждаемой теме. Но это только на первый взгляд. В любом случае всегда можно попросить помощи у специалистов, занимающихся проблемами детства,а также у самих ребят – они охотно участвуют в создании сценария и подготовке спектакля. Начать можно с готовой разработки с продуманной структурой, сценарием, вопросами для обсуждения. В качестве примера предлагаю конспект занятия для профилактики девиантного поведения у подростков «Неудачный день».
Цель – создание условий для воспитания духовно- нравственных ценностей учащихся.
Задачи: способствовать формированию у детей позитивной я-концепции, толерантности, милосердия; снизить уровень риска вовлечения учащихся в противоправную деятельность; прививать духовно-нравственные ценности и нормы поведения в разных жизненных ситуациях; развивать творческие способности.
Материалы и оборудование: карточки с вопросами; два вопроса на листах А4; карточки с разрезанными на части пословицами; бумажные сердечки (по количеству участников); проигрыватель видео- и аудиофайлов; костюмы и антураж для сценки.
СТАТЬЯ В ПОМОЩЬ
Предлагаем подборку наших материалов для подготовки методических разработок по профилактике наркомании:
1. «Не сядь на иглу» («Здоровый образ жизни» № 3/2022, с. 17–19) – раскрыты причины и последствия употребления наркотиков, указаны признаки наркомании, предложены меры предупреждения употребления и распространения психотропных веществ.
2. «Опасные “соли”» («Здоровый образ жизни» № 4/2023, с. 47) – описаны происхождение, действие и последствия приёма «солевых» наркотиков, указаны признаки употребления синтетических психостимуляторов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть
Ведущая. Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об очень важном качестве, без которого мы не могли бы заводить друзей, помогать людям, совершать хорошие поступки. Посмотрите этот маленький видеоролик и скажите, о каком качестве идёт речь.
Демонстрация видеоролика о доброте и взаимовыручке в школе. Дети высказывают своё мнение.
Ведущая. Правильно, мы говорим о доброте. В народе о ней придумано много пословиц. Давайте составим их и прочитаем.
Составь пословицу
Дети делятся на группы, каждая из которых составляет свою разрезанную на две части пословицу и озвучивает результат. Ведущая открывает её на доске.
Начало |
Конец |
Добрые слова лучше |
мягкого пирога |
Не делай другим того, |
чего себе не желаешь |
Тёплое слово и |
в мороз согреет |
Живи добрее, |
будешь всем милее |
Ведущая. Ваши одноклассники подготовили небольшую сценку о том, как важно доброе слово или дело в жизни человека и как один неудачный день может привести к трагическому решению.
II. Разыгрывание и обсуждение сценки
Утро. Квартира. Вика медленно надевает куртку.
Мать. Ну что ты так медленно собираешься?! Опоздаешь! Опять ночью в телефоне сидела?! Вот поставлю тебе Family Link, будешь знать!
Вика. Всё, мам, я пошла.
Мать. Что, опять нечёсаная пойдёшь? Выглядишь, как неизвестно кто!
Вика. Я тоже тебя люблю, мам.
Школа.
Юля. Зацените, какой скин в «Роблоксе» вчера купила! Мне папа задонатил!
Вика. О, класс, а сколько такой стоит?
Юля. Столько, сколько твои родаки за месяц не заработают!
Вика. Ха-ха, заскамили мамонта!
Юля. Ну, не урыла, а закопала.
Вика отходит в сторону, глядя в телефон.
Юля. Зачем тебе вообще скин с таким старьём вместо телефона?!
Улица. Вика разговаривает по телефону с подругой.
Вика. Привет, мне так грустно, выйдешь погулять?
Катя. Ай, мне лень, я с Иркой по Сети играю. Мне такой лут крутой выпал!
Вика. Ладно, пока.
АЛЕКСАНДРА ТЕРЕНТЬЕВА, учитель английского языка Гродненской средней школы № 3 им. В. М. Усова
ФОТО: из архива Гродненской средней школы № 3 им. В. М. Усова