Нескучные каникулы
Летний отдых – это не только социальная защита, но и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира, интеллекта и сохранение здоровья. Как обеспечить ребятам хорошие и интересные каникулы, разнообразить их занятия полезными и содержательными мероприятиями?
Забота о подрастающем поколении – одно из наиболее важных направлений воспитательной работы в школе. Тем более важно, чтобы во время летних каникул дети смогли интересно и хорошо отдохнуть. Наш ответ – летний лагерь!
Ребёнок здесь главная фигура: он поправляет здоровье (подрастает, прибавляет в весе, закаляется), набирается сил, пополняет свои знания, учится чему-то новому, приобретает друзей. Лето в лагере равняется иногда году жизни, после него воспитанник и на год, и на класс становится взрослее. Поэтому очень важно, чтобы он чувствовал себя по-настоящему комфортно, а это в первую очередь зависит от умения воспитателей создать микроклимат в отрядах. Отрядные дела не должны быть заорганизованными и скучными.
Проект «Нескучные каникулы» разработан в рамках оздоровительного лагеря дневного пребывания «Лето в Юбилейном Творческом Увлекательном Большом лагере (ЮТУБ)» для укрепления здоровья, формирования культуры поведения и общения школьников, организации их досуговой деятельности в каникулярное время и способствует развитию самостоятельности, ответственности, инициативности и социальной активности. Главная идея – приобщение к здоровому образу жизни, формированию у детей базовых гражданских и жизненных ценностей, повышение уровня гражданско-патриотического и нравственного воспитания.
В игровом плане проект направлен на изучение исторического объекта (Оршанская средняя школа № 3). Путешествие по тематическим дням (День «Безопасности и правил», День «Сказки», День «Квеста», День «Наоборот» и др.), историческим местам возрождения школы, участие в конкурсах даёт воспитанникам возможность получить фишку – кусочек пазла. Сложив 18 частей, нужно собраться всем отрядам для поздравления, награждения, получения подарков в том месте, которое изображено на мозаике. Участники проекта (воспитанники лагеря) разделяются на четыре отряда-канала: «Юмористы», «Тинейджеры», «Умники», «Блогеры».
Задачи проекта:
• обеспечить безопасность воспитанников;
• привлечь каждого ребёнка к осознанному выбору здорового образа жизни через систему оздоровительных мероприятий;
• формировать творческую среду, способствующую личностному развитию ребёнка, его самореализации (организация и проведение различных мероприятий эстетической направленности, интеллектуальных игр, конкурсов);
• воспитывать патриотические, духовно-нравственные качества ребёнка (организация и проведение экскурсий, бесед, викторин);
• формировать навыки культуры поведения и общения.
Принципы, на которых базируется проект
1. Эффективность. Подбор различных форм, методов и приёмов для успешной адаптации и дальнейшего пребывания детей в оздоровительном лагере.
2. Прогностичность. Обеспечение эффективного развития выбранной темы и реализация проекта в течение всего года.
3. Индивидуальность. Каждому ребёнку предоставлена возможность реализовать себя в различных сферах, получив за это лайк как условное вознаграждение.
4. Творчество и успех. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребёнка, формировать его личность.
5. Доверие и поддержка. С учётом социально-психологического аспекта выстраивается определённая система отношений и методов сотрудничества и взаимодействия, наиболее подходящих для каждого конкретного воспитанника, организуется индивидуальная психолого-педагогическая поддержка.
«Нескучные каникулы» реализуются поэтапно.
Первый этап подготовительный и заключается в организации деятельности в рамках проекта. В задачи входят:
• изучение необходимой литературы и интернет-ресурсов, интересов и склонностей ребят, их ожиданий от пребывания в лагере;
• подготовка методического обеспечения работы;
• формирование органов детского самоуправления и создание условий для доброжелательных межличностных отношений и сплочения детского коллектива.
Также готовятся и закрепляются единые требования к правилам безопасности и дисциплине.
Второй этап основной. По сути это реализация проекта. Организуется активная деятельность ребят, направленная на развитие организаторских и коммуникативных навыков, воспитание гражданско-патриотических, морально-нравственных качеств, выработку активной социальной позиции. Необходимо создать условия для формирования у учащихся чувства уважения к национальным традициям белорусского народа, способствовать процессу социализации личности.
Третий этап заключительный. Проводится подведение итогов, рефлексия на выявление у детей эмоционального настроя, степени удовлетворённости от пребывания в лагере, путешествия по тематическим дням и разрабатывается методическое пособие по проекту.
Материально-техническое оборудование включает материалы для оформления и творчества детей, канцелярские принадлежности, аудиоматериалы и видеотехнику, призы и награды для стимулирования участников. Финансирование проекта бюджетное, а также посредством родительского взноса.
В период работы лагеря педагогический коллектив проводит обязательные плановые и внеплановые инструктажи с детьми по правилам техники безопасности на дороге, на природе, в быту, в том числе «Меры профилактики COVID – 19». Задачи физического воспитания детей решаются посредством спорта и физкультуры.
Лагерные мероприятия |
Отряды/отрядные мероприятия |
||||
Организационный этап |
|||||
День безопасности и правил 1. Встреча с сотрудниками ГРОЧС. 2. Марафон «Знайка!». 3. Спортивный час «Быстрее! Выше! Сильнее!» |
1-й отряд |
2-й отряд |
3-й отряд |
4-й отряд |
|
Беседа «Опасности повседневной жизни» |
|||||
Конкурс рисунков «Каникулы без дыма и огня» |
Викторина «Безопасность при пожаре» |
||||
Занятия по интересам |
Турнир «Быстрые ноги» |
||||
День друзей 1. Путешествие в страну «Дружба». 2. Отрядная копилка. 3. Спортивный час «В здоровом теле здоровый дух» |
1-й отряд |
2-й отряд |
3-й отряд |
4-й отряд |
|
Подготовка к открытию лагерной смены |
|||||
Создание сборника пословиц о дружбе |
|||||
Акция «Здоровью – зелёный свет» |
Занятия по интересам |
||||
День солнца и хороших манер 1. Фест «Созвездие добра». 2. Турнир вежливости. 3. Смотр-конкурс отрядных уголков, спален |
1-й отряд |
2-й отряд |
3-й отряд |
4-й отряд |
|
Открытие лагерной смены «Начало путешествия по каналу ЮТУБ» |
|||||
Составление кроссворда «Знатоки хороших манер» |
Конкурс буклетов «Правила поведения в общественных местах» |
||||
Инфоурок «Основные правила этикета» |
|||||
Основной этап |
|||||
День сказки 1. Путешествие в страну «Сказка». 2. Костюмированный конкурс «Сказочный герой». 3. Спортивный час «Весёлое состязание» |
1-й отряд |
2-й отряд |
3-й отряд |
4-й отряд |
|
Викторина «В гостях у сказки» |
Отрядная копилка «Сочинение сказок» |
||||
Музей В.С. Короткевича |
|||||
Спортивная игра «Царь горы» |
|