Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Мужское и женское: гендерные различия

Проблема гендерного воспитания особенно актуальна на данном этапе развития современного общества. Школьники взрослеют достаточно быстро. Ролевые стереотипы фиксируются в семье и рано укореняются в сознании. Задача педагога – найти образы и примеры, которые если не разрушат, то хотя бы пошатнут незыблемость данных установок.

Цель гендерного воспитания – всестороннее развитие личности ребёнка, обучение его жизни в обществе, формирование толерантности, критического мышления. Зачастую это приводит к изменению мировоззрения школьника, готовности совершать правильные поступки, утверждать себя как личность, при этом не нарушая права других людей.

Цель – содействие формированию гендерной культуры подростков.

Задачи:
•    разъяснить понятия «пол», «гендер», «гендерные стереотипы»;
•    расширить представление подростков о гендерных особенностях и различиях юношей и девушек;
•    способствовать формированию умения учитывать при общении гендерные особенности друг друга, относится к ним толерантно и с уважением.

Участники занятия – учащиеся IX–XI классов.

Оборудование и материалы: листы бумаги формата А4, карточки, фломастеры.

Вступительная часть

Педагог. Сегодня мы будем говорить о том, чем отличаются мальчики и девочки, мужчины и женщины. Что их объединяет? Познакомимся с определениями понятий «пол», «гендер», «гендерные стереотипы». Начнём с упражнения, которое поможет нам познакомиться.

Я уникален тем…

Каждому участнику по кругу предлагается рассказать о себе, продолжив фразы: «Меня зовут… И я уникален тем, что…».
Педагог. Спасибо всем. Вот мы и сделали первый шаг навстречу друг другу.

Основная часть

Педагог. Вопросы, связанные с полом человека и социально-психологическими характеристиками, в последнее время часто входят в число наиболее обсуждаемых в обществе. Что есть «мужское» и «женское» поведение, насколько оно закономерно и значимо? Какие особенности характера типичны для представителей мужского пола, а какие для женского? Есть ли различия между ними и чем они обусловлены: физиологией или обществом и культурой? Готовы об этом поспорить?

Спорные утверждения

Упражнение по интерактивному методу «Четыре угла».
Цель – актуализация интереса участников к изучаемой теме.

Педагог. Я буду зачитывать разные утверждения. Вам нужно подумать и решить, относятся ли они больше к женщинам или мужчинам. Если утверждение, на ваш взгляд, свойственно в основном женской половине общества, вы занимаете позицию в углу комнаты, где висит табличка «Ж». Если представителям мужского пола – становитесь под табличкой «М». Если 50/50, занимаете позицию в третьем углу. Четвертый угол – своё мнение. Итак, начнём…



Время на принятие решения ограничено, однако участники могут менять свои взгляды и переходить из угла в угол после того, как выслушали чьи-то аргументы.

Утверждения
1.    Они больше одарены в математике.
2.    Они лучше справляются с монотонным трудом.
3.    Они лучше ориентируются в пространстве.
4.    Они испытывают большее желание отличиться.
5.    Они более общительны.
6.    Они реже соперничают между собой.

Педагог. Теперь вы убедились в том, что единственно верного мнения нет. Но между мужчинами и женщинами всё-таки есть отличия. Как вы думаете, какие они? (Участники высказывают свои предположения.)

Педагог. Вы правы. Прежде всего, это физиология. У мужчин и женщин разное устройство и функционирование репродуктивной системы. Поэтому они внешне отличаются строением тела, первичными и вторичными половыми признаками. Но есть ещё и другие отличия – поведенческие, иначе говоря, гендерные. То есть в одних и тех же ситуациях представители мужского и женского пола могут вести себя по-разному.

Термин «пол» обозначает биологические различия между людьми, обусловленные разным анатомическим и физиологическим строением организма и некоторыми его генетическими особенностями. А «гендер» – социальный статус и социально-психологические характеристики личности, связанные с полом, но возникающие при взаимодействии с другими людьми.

Мужчина и женщина: гендерные различия

Цель мини-лекции – формирование понятия о гендерных различиях мужчин и женщин.

Педагог. Давайте рассмотрим особенности мужского и женского поведения.

Ум

Нельзя утверждать, что мужчина умнее женщины или наоборот. У них просто разный ум: представителям мужского пола в основном характерна строгая логика, рассудочность, последовательность умозаключений, тогда как женский ум более интуитивный. Это позволяет женщинам чаще и значительно быстрее разбираться в сложных ситуациях, особенно связанных с хитросплетениями человеческих взаимоотношений.

Эмоциональность

Как правило, женская половина общества намного эмоциональнее мужской и более склонна к открытой демонстрации чувств. У женщин более развита мимика, они чаще меняют выражение лица. Мужчины более сдержанны, их лица менее изменчивы и чаще отражают невозмутимость.

Интересы

Мужской пол больше увлекают приключения, экстремальные виды спорта, занятия с физической нагрузкой, политика, техника, точные науки и изобретательство. Работа по дому, воспитание, косметология, профессии, направленные на помощь слабым и больным, больше по нраву женщинам.

Взаимоотношения с окружающими

Женщины более проницательны, им чаще свойственна высокая эмпатия: они тонко улавливают настроение окружающих и более внимательны к ним. Представители мужского пола, как правило, не замечают нюансов человеческого поведения, от их глаз способны ускользнуть такие детали, как поджатые губы, непривычная молчаливость или разговорчивость собеседника.

От женщины это не укроется.

Мужчины более агрессивны, представители женского пола чаще идут на конфликт.

Наблюдательность

Женщины более наблюдательны, однако в стрессовых ситуациях довольно легко теряют эту способность, чаще паникуют и находятся в состоянии растерянности. У мужчин при опасности наблюдательность обостряется и повышается сосредоточенность. Это связано с инстинктивной необходимостью обнаружить источник неприятностей и отразить возможное нападение.

Мужчина более сдержан, решителен, твёрд, рационален, склонен к риску, предприимчив, активен, замкнут, молчалив.

Женщина более чувствительна, гибка, осмотрительна, отзывчива, сострадательна, тревожна, исполнительна, старательна, коммуникабельна.



Пол и гендер

Цель упражнения – освоение и закрепление понятий «пол» и «гендер».

Каждому участнику раздается листок со списком утверждений и предлагается отметить, что из них относится к «полу» (П), а что к «гендеру» (Г).

Утверждения

1.    Мужчинам больше свойственно действовать логически, аналитически и рационально. Женщинам – интуитивно, целостно, творчески. (Г)
2.    В переходном возрасте у юношей происходит ломка голоса. (П)
3.    Мужчины более агрессивны, чем женщины. (Г)
4.    Женщины рожают детей, а мужчины – нет. (П)
5.    Девочки более дисциплинированны, чем мальчики. (Г)

После выполнения задания педагог зачитывает утверждения, обсуждает их с группой и объявляет правильные ответы.

Педагог. С детства женщин и мужчин стараются воспитывать в зависимости от их будущей социальной роли. Отсюда и возникают гендерными стереотипы – сформировавшееся в обществе общепринятое мнение об особенностях и поведении представителей разных полов. Давайте порассуждаем об этом с помощью упражнения «Горячий стул».

Горячий стул

Цель: развитие представления о гендерных стереотипах, существующих в современном обществе.

Педагог. Я буду озвучивать утверждения, а вам нужно решить: согласны ли вы с ним или нет. Если не согласны, вы должны пересесть на другой стул. Если согласны, остаться на месте.

Примерные утверждения
1.    Удел женщины – домашнее хозяйство и воспитание детей.
2.    Решения принимают только мужчины.
3.    Женщины хуже по всем параметрам и менее приспособлены к жизни, чем мужчины.
4.    Руководителем должен быть мужчина, а не женщина.
5.    Женщина должна больше заботиться о своей внешности.
Педагог. Утверждения, которые мы обсуждали, и есть стереотипы нашего общества. Как вы думаете, придерживаться их это хорошо или плохо?

О мужчинах и женщинах

Цель – развитие представления о личностных качествах мужчин и женщин, гендерных ролях, моделях поведения.

Педагог. Как вы думаете, что значит быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной»? Какие качества характера, модели поведения мужчин и женщин ассоциируются у вас с этими понятиями?

1.Быть «настоящей женщиной» – это ….
2. Быть «настоящим мужчиной» – это …

Участники работают в группах, высказывают свои мнения, затем педагог проводит коллективное обсуждение.

Заключительная часть

Педагог. Наше занятие завершается.  Надеюсь, вы сегодня смогли по-новому посмотреть друг на друга, осознали, что гендерные особенности существуют для того, чтобы не разделять, а объединять и дополнять нас. Хочется верить, что теперь вы будете более терпимо относиться к тем, кто не похож на вас только потому, что он является представителем другого пола.

В заключение хотелось бы узнать…
1.    Что нового было для вас на этом занятии?
2.    Какая информация была наиболее полезной?
3.    Будете ли вы использовать её?

Участники по кругу высказывают свои впечатления.

АННА ОЛЕНИЧ, педагог-психолог средней школы № 1 г. Скиделя