Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Лесная аптека

С давних пор человек, окружённый богатым миром растений, черпал из него пищу и полезные вещества, которые помогали облегчить страдания и избавиться от недугов. Современная школа по-прежнему включает в программу изучение лекарственных свойств растений. При этом эффективным методом обучения ребят является соревновательный: викторины, турниры, квизы, брейн-ринги и т. д. Предлагаем конспект экотурнира в средних и старших классах «Лесная аптека».

Задачи: воспитывать экологическое сознание, готовность жить в гармонии с природой; закрепить представление о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; расширять знания о растениях, занесённых в Красную книгу; развивать чувство ответственности за состояние окружающей среды; учить быть внимательными и заботливыми по отношению ко всему живому.

Материалы и оборудование: ватман с разметкой для каждого класса; тестовые задания; картинки ядовитых и лекарственных растений или тематическая презентация; 3 ручки; клей; распечатки с отрывками рассказов «День защиты природы» Ирины Пивоваровой и «В лесах счастливой охоты» Николая Сладкова и вопросами к ним; грамоты для победителей «Знаток природы»; сладкие утешительные призы.

Организационно-методическая часть. Учащиеся должны заранее принести фотографии лекарственных растений для оформления коллажа «Лесная аптека».

Ход турнира

Библиотекарь. Добрый день, ребята! Однажды старый целитель послал в лес ученика, чтобы тот нашёл бесполезное растение. Но ученик пришёл с пустыми руками. Целитель не рассердился, ведь даже сорняк может быть полезным, если знать, как его правильно применять.

Лечение травами имеет давние традиции. Ещё около 5000 лет до нашей эры люди выращивали такие лекарственные растения, как ромашка и бессмертник. А трактат «Папирус Эберса», относящийся к VI веку до нашей эры, содержит около 900 рецептов применения трав для лечения различных болезней. Например, для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта использовались полынь, мята, чистотел, алоэ и укроп.

В Европу травоведение пришло из Греции – вместе с трудами историка Геродота и знаменитого лекаря древности Гиппократа. На белорусские земли оно проникло в IX веке (подробнее в материале «Пять фактов из истории белорусской медицины», опубликованном в «Здоровом образе жизни» № 1/2023. – Прим. ред.).

Сейчас целебные растения используются при изготовлении косметики и лекарств, а также в так называемой народной медицине – многих людей привлекает отсутствие в травах искусственных химических добавок. А теперь послушайте ещё одну интересную историю. Было это чуть ли не 4000 лет назад в одной гористой местности. Пастухи, пасшие овец, заметили особенность: животные объедали листья с деревьев, растущих у подножия гор, а после так легко и проворно взбирались на неприступные кручи, что люди едва могли за ними поспеть.

Думали пастухи, думали, да и решили испытать действие листочков на себе. Как вы думаете, ребята, что это было за растение? (Ответы детей.)

Правильно, это была камелия, или чайный куст. В ней содержится много дубильных веществ, кофеин, танин, флавониды, катехины, поэтому напиток из чайных листьев оказывает тонизирующее и противовоспалительное воздействие, укрепляет нервную систему и стенки кровеносных сосудов. В Китае чай по сей день применяется при лечении множества заболеваний: малярии, эпилепсии, желудочных расстройств, переутомления, анемии и др. Но довольно историй, пора приступать к состязаниям. Сегодня вам предстоит принять участие в нескольких конкурсах, а ваши классные руководители будут оценивать ваши ответы в качестве жюри. В конце мероприятия будут подведены итоги и назван самый эрудированный класс.

Целебные растения под ногами
1. Это растение очень полезно при кашле. Ранней весной у него сначала появляются жёлтые цветки, а затем листики – гладкие сверху и бархатистые снизу. (Мать-и-мачеха.)


2. Это растение применяют при ссадинах и порезах, так как оно останавливает кровотечение. А ещё оно входит в состав травяных сборов, назначаемых при бронхитах и астме, остром гастрите, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. (Подорожник .)
3. Это горькое лекарственное растение применяется для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения, помогает при заболеваниях печени и жёлчного пузыря. (Полынь .)
4. Корневища этого болотного растения применяют для лечения гепатита, холецистита, проблемах центральной нервной системы. (Аир болотный .)
5. Растение это очень полезно при сердечно-сосудистых заболеваниях, однако ягоды его есть нельзя. Что это за растение и почему надо воздержаться от употребления его ягод? (Это ландыш , его ягоды ядовиты.)

Определи по запаху
На столе разложены зверобой, тысячелистник, ромашка, календула. Надо вслепую по одному только запаху определить и назвать каждое растение, а также рассказать, как оно применяется в медицине.

Тест
1. Место произрастания данного растения – лесные опушки, склоны и откосы. Применяется как отхаркивающее средство.
а) пижма обыкновенная;
б) череда трёхраздельная;
в) душица обыкновенная;
г) мята перечная.
2. Этот представитель флоры растёт на лесных опушках и полянах, образуя дернину (поверхностный горизонт почв, густо заросший травянистыми растениями, преимущественно луговыми. – Прим. авт.) Стелется по земле, имеет приятный запах.
а) василёк синий;
б) тимьян ползучий (чабрец);
в) валериана лекарственная;
г) тысячелистник обыкновенный.
3. Беда этого растения в его приятном аромате и необычных цветках. Все хотят собрать букетик. А ещё это растение в больших количествах заготавливают для фармакологической промышленности.
а) черёмуха;
б) фиалка;
в) ландыш;
г) анютины глазки.
4. Это растение восстанавливает зрение. А ещё в его ягодах содержится много витаминов.
а) земляника;
б) боярышник;
в) малина;
г) черника.
5. На слабом тонком стебельке этого ранозаживляющего растения как будто улыбаются хрупкие нежные колокольчики. А ещё его семена – любимое лакомство муравьёв.
а) гусиный лук;
б) мать-и-мачеха;
в) иван-чай;
г) подорожник.

Отправляемся на заготовки
1. Где и в каком месяце нужно заготавливать кору деревьев? (На вырубках, в период сокодвижения в марте-апреле.)
2. Можно ли собирать лекарственные растения, занесённые в Красную книгу? (Нет, они находятся на грани исчезновения.)
3. Как нужно собирать лекарственные растения? (Не вырывать с корнем, а срезать острым ножом.)
4. Можно ли готовить настои из ядовитых растений? (Да, но надо обязательно соблюдать дозировку.)
5. Можно ли собирать лекарственные растения с ягодами? (Нет.)
6. Можно ли пользоваться приспособлениями для сбора ягод? (Нельзя, они повреждают растения и не оставляют ягод для животных.)
7. Можно ли собирать лекарственные растения около автомобильных дорог? (Нет, они будут насыщены вредными веществами.)
8. Как не повредить однолетние растения при сборе? (Нужно пользоваться ножами, ножницами, секаторами.)
9. Что нужно помнить при сборе корневищ многолетних растений? (Нужно стряхивать в лунку семена, а корневища разрезать на части и высаживать вместо выкопанных.)
10. Почему все лекарственные растения нужно заготавливать в разное время? (Цветение происходит не одновременно.)
11. Когда лучше выкапывать корневища многолетних лекарственных растений? (Осенью.)
12. В какую погоду лучше заготавливать лекарственные растения? (В хорошую, так как растения, увлажнённые росой или дождём, портятся при сушке.)

Библиотекарь. Интересна и разнообразна живая природа. Самое прекрасное в ней – цветы. Приятно ими любоваться, особенно в лесу. Хочется побольше нарвать и принести домой, но не стоит этого делать. Во-первых, эти цветы могут быть занесены в Красную книгу и находиться на грани исчезновения, а у вас они просто завянут и будут выброшены на следующий день. Во-вторых, многие лесные цветы ядовитые и могут нанести серьёзный вред здоровью. Например, запах цветущего волчьего лыка и белены вызывает сильную головную боль. Ребята, а какие ядовитые цветы и растения вы знаете? (Волчье лыко (вольчьи ягоды ), вороний глаз, аконит, ландыш и др.)

Летом лес – излюбленное место для прогулок и пикников, туристических походов. Чтобы обезопасить себя и близких, необходимо научиться распознавать ядовитые растения и оказывать первую помощь при отравлении ими.

Ядовитые лесные растения

Необходимо узнать растение по картинке и краткому описанию.
1.    Растёт на лесных опушках и заливных лугах. Стебель высотой 60–180 см, полый, голый, в нижней части с красновато-бурыми пятнами. Цветки мелкие, белые, собраны в зонтики. Сок вызывает раздражение кожи. Все части растения ядовиты. При отравлении в малых дозах появляется сильное сердцебиение, одышка, в больших – тошнота, обильное слюноотделение, головокружение, судороги, побледнение кожи, нарушения дыхания. (Болиголов пятнистый.)
 
2. Растёт в лиственных, сосновых и смешанных лесах, на опушках. Цветёт в мае. Ядовиты и цветы, и листья, но особенно – плоды (оранжевые ягоды от 6 до 8 мм в диаметре). Симптомы интоксикации: учащённое сердцебиение, боли за грудиной, головная боль, головокружение и дезориентация, галлюцинации, рвота, диарея. (Ландыш.)
.
3. Растёт в лесах с густой тенью. Смертельно ядовиты все части растения. Признаки отравления: боль в животе, тошнота, рвота, диарея, судороги. (Вороний глаз.)
 
4. Чаще всего растёт в темнохвойных и смешанных лесах. Все части растения, особенно плоды, содержат остро-жгучий ядовитый сок, который раздражает кожу и вызывает сыпь и волдыри. При поедании ягод возникают расстройство желудка, обильное слюноотделение, рвота, головокружение и судороги. (Волчье лыко.)
 
5. Растёт в буковых, дубовых, пихтовых и грабовых лесах. Итальянки закапывали сок этого цветка в глаза, чтобы взгляд был более выразительным. Вызывает сухость и жжение во рту, затруднённое дыхание и глотание, учащённое сердцебиение, мушки в глазах, посинение слизистых оболочек, галлюцинации, дезориентацию, судороги. (Беладонна, или краснуха.)
 

Библиотекарь. Молодцы, ребята! Я вижу, что вы знаете, какие ядовитые растения встречаются на территории Беларуси. Их яд поражает в основном пищеварительную и центральную нервную системы. Давайте вспомним мероприятия первой помощи при отравлении этими растениями. (Ребята называют процедуры, библиотекарь при необходимости подсказывает.)

Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями

При попадании сока ядовитого растения на кожу её промывают водой с мылом и смазывают питательным кремом. Если же токсичное вещество было проглочено, необходимо промыть желудок. Это можно сделать, дав пострадавшему 4–5 стаканов воды, а затем вызвав рвоту путём надавливания на корень языка. Процедуру проводят 3–4 раза. После неё пострадавшего необходимо срочно доставить в медицинское учреждение.

Промывание запрещено при судорогах и потере сознания!

Библиотекарь. Замечу, что даже такие ядовитые растения применяются в качестве сырья для изготовления лекарственных препаратов. Как говорил знаменитый учёный Парацельс, «всё есть яд и всё есть лекарство; тем или иным его делает только доза». Поэтому любые лекарства надо принимать только по назначению врача после проведения необходимых обследований и сдачи анализов, чётко соблюдая дозировку. Только тогда лекарство действительно принесёт пользу.

Береги и защищай природу
Библиотекарь. А сейчас, ребята, вы должны прочитать два отрывка и ответить на вопросы к ним.

Ирина Пивоварова «День защиты природы»
(отрывок)
…– Ну, что новенького пишут? – сказала Катя Косте Палкину, когда Костя с газетой в руках вышел во двор.
Костя всегда выходил во двор с газетой. Несмотря на свой сравнительно ещё небольшой возраст, он очень любил читать газеты. И тут же рассказывал их содержание Кате и Мане.
– Да вот, про защиту природы пишут, – сказал Костя. – Сейчас все лучшие люди природу защищают, а плохие люди природу портят. Деревья ломают, леса не берегут, реки засоряют. Если так дальше дело пойдёт, никакой природы не останется!
– А почему мы природу не защищаем? – сказала Катя. – Давайте тоже природу защищать!
– А где мы её будем защищать? – сказал Костя. – Во дворе, что ли?
– А что, у нас во дворе природы нет? – сказала Катя. – Ещё как есть! Давайте объявим День защиты природы в нашем дворе!
Вопросы:
1. Можно ли защищать природу во дворе?
2. Как это можно сделать?
3. Могут ли что-то сделать для защиты природы маленькие дети?
4. Как улучшить экологию в нашем городе?

Николай Сладков «В лесах счастливой охоты»
(отрывок)

…Удивительная в лесу тишина: лес отдыхает. Солнечные зайчики сидят смирно. Подмигивает ленивая паутинка.
Хорошо идти по такому лесу от поляны к поляне: в каждой, как в зелёной чаше, свой тёплый настой. На одной медовый – отцветает лиловый вереск, на другой грибной, на третьей настой на вялом листе. Идёшь и из каждой чаши отпиваешь глоток, пока голова не закружится!..

Вопросы:
1. Почему полянки в лесу разные?
2. Какую полянку выбрали бы себе вы?
3. Почему в лесу может кружиться голова?

Делаем коллаж
Библиотекарь. Каждый из вас должен был принести фотографии лекарственных растений для оформления коллажа «Лесная аптека». На ватмане карандашом указаны места для классов. Найдите место вашего, приклейте к нему фото и подпишите.

Дети выполняют задание. Жюри оценивает правильность и красоту коллажей, начисляет баллы и подсчитывает общие результаты классов. Набравшие большее количество баллов получают почётные грамоты «Знаток природы» и призы, остальные – сладкие утешительные призы.

Библиотекарь. Вот и подошло к концу наше мероприятие. Закончить его я хочу строками Евгения Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.

А вы, ребята, согласны с тем, что наша природа прекрасна и удивительна? (Да!) Берегите же её! Спасибо всем за активность и широкий кругозор! До новых встреч!

ТЕРЕЗА КОВАЛЬЧУК, заведующая библиотекой гимназии № 2 г. Волковыска