Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Компьютер: казнить нельзя помиловать

Чрезмерное увлечение компьютером может иметь губительные последствия для физического и психического здоровья подростка. Как не допустить формирования компьютерной зависимости у учащихся? Как это сделать весело и интересно, избегая скучных лекций и нравоучений?

Цель – предупредить развитие компьютерной зависимости у учащихся.

Задачи: создать условия для индивидуального осознания важности разумного отношения к использованию компьютера; способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей; формировать навык рефлексивной деятельности.

Материалы и оборудование: мультимедийная доска; флажок; карточки с заданиями; протокол конкурсов для жюри; журналы и газеты (для создания коллажа); ножницы; клей-карандаш; ватманы (по количеству команд); разрезанные картинки на тему компьютерной зависимости; интерактивная доска впечатлений; дипломы для награждения (поощрительные призы).

Организационная часть. Команды могут быть сформированы заранее или непосредственно на мероприятии. Участники игры сидят за одним столом и выполняют задания.

Ход мероприятия

Ведущий. Благодаря множеству полезных функций компьютер стал обязательным предметом почти в каждом доме. Компьютер сам по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится всё более и более цифровым.

Интернет, безусловно, приносит пользу. Сейчас в Сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Ещё с его помощью можно поддерживать общение с друзьями и родственниками, которые живут далеко от нас.

Задумывались ли вы, что неконтролируемое времяпрепровождение за компьютером может привести к формированию компьютерной зависимости? Такие люди долгие часы проводят перед монитором, забывают о приёме пищи, необходимости полноценного сна. Их не интересуют личная гигиена и домашние дела. Учёба, семья и друзья отходят на второй план.

Предлагаю устроить суд над компьютером и определиться: надо его казнить или всё-таки помиловать. Пусть он выступает в качестве обвиняемого по статьям «Причинение вреда здоровью», «Доступ к компьютерной информации, повлекшей блокирование других источников получения информации». А мы попробуем разобраться, виновен компьютер или нет. Нашими помощниками будут присутствующие здесь учащиеся, а в роли судей выступит жюри. А судить компьютер мы будем с помощью весёлых конкурсов и интересных заданий.

Компьютер и безопасность

Вопросы задаются всем командам одновременно. Отвечает та, которая первая поднимет флажок. За каждый правильный ответ положен 1 балл. Если ответ неверный, ответить могут зрители и отдать 0,5 балла любой команде.
1. Каков предел времени работы за компьютером в день для подростка? (Не более 2,5 часа в день.)
2. Какое оптимальное расстояние должно быть от глаз до монитора? (50–70 см.)
3. Как часто нужно делать перерыв в занятиях за компьютером? (Каждые 15 минут.)
4. Может ли человек получить дозу облучения, превышающую допустимую дневную норму, при длительном пребывании около работающего компьютера? (Да.)
5. Как правильно разместить компьютер в комнате? (Вдали от прямых солнечных лучей.)
6. Для чего нужно делать перерывы в занятиях за компьютером? (Чтобы дать возможность отдыха глазам и мышцам.)
7. Во время длительной работы за компьютером может появиться сухость кожи и волос. Что делать, чтобы этого не происходило? (Чаще проветривать, поставить рядом с компьютером комнатные растения, аквариум.)
8. Что нужно делать после завершения работы за компьютером? (Несколько физических упражнений и проветрить комнату.)

Пазлы

Надо собрать из частей целую картинку на время. Оценивается также правильность выполнения. Максимально в этом конкурсе можно заработать 2 балла. В качестве пазла используется любая тематическая картинка, разрезанная на части.

Рисунок человека

Необходимо нарисовать то, что написано на карточках (человек, зависимый от компьютера, и здоровый человек). Затем один участник от команды представляет работу. Максимально в этом конкурсе можно заработать 2 балла.

Пока участники работают, организуется просмотр тематического видеоролика.

Рифмоплёт

Надо сочинить стихотворение, используя рифмы: глаза ¬– с утра, поспи – отдохни, зависнешь – прокиснешь, пожить – заменить. Максимально в этом конкурсе можно заработать 2 балла. Зрители также могут сочинять стихи, а заработанные баллы отдать любой команде.

Ведущий. Представьте, что у вас есть лучший друг (подруга). Вы дружите не один год. И вдруг он перестаёт ходить с вами гулять, игнорирует звонки. После этого вы узнаёте, что ваш друг всё своё время проводит за монитором компьютера, смотрит фильмы, играет в игры, «зависает» в соцсетях, перестал общаться с вами и одноклассниками. Чтобы не потерять друга, вы решаете написать ему письмо.

Письмо
Участники коллективно пишут такое письмо.

Что делать, чтобы не стать зависимым от компьютера?
Ребята составляют коллаж. Один участник от команды представляет работу. Максимальная оценка – 2 балла.

Во время работы команд организуется просмотр тематического видеоролика.

Как не попасть в сети компьютера

Ведущий проводит информационную минутку, после которой раздаёт участникам групп памятки, как избежать компьютерной зависимости:
1. Найдите увлечение (хобби). Займитесь актёрским мастерством, спортом, музыкой, танцами, вокалом, посещайте клубы по интересам. Организуйте занятия физическими упражнениями вместе с друзьями. Уделите время сну, почитайте книгу, сходите на концерт, выставку. Найдите занятие, которое станет для вас альтернативой интернету.
2. Познавайте новое. Почитайте научную и познавательную литературу вместо изучения информации в интернет-ресурсах.
3. Займитесь домашними делами. Ваша семья наверняка будет рада, если вы поможете приготовить ужин вместо того, чтобы проводить время в интернете. Кроме того, научитесь принимать волевые решения.
4. Организуйте прогулку с компанией друзей.
5. Запланируйте времяпрепровождение с семьёй. Замените просмотр телевизора или сидение в комнатах поодиночке совместным развлечением, к примеру, настольной игрой.
6. Звоните друзьям и встречайтесь с ними вместо того, чтобы писать сообщения в интернете. Постарайтесь уделять меньше времени соцсетям.
7. Контролируйте время, проведённое за компьютером, с помощью таймера.
8. Не употребляйте пищу, сидя за компьютером.

Ведущий. Пока судьи совещаются и выносят своё решение, определим, есть ли зависимость от компьютера у вас. Предлагаем всем участникам пройти тест «Есть ли у вас зависимость от компьютера?». Если вы согласны с утверждением, то отвечаете «да», в противном случае – «нет».

Есть ли у вас зависимость от компьютера?
1. Вы теряете ощущение времени, сидя за компьютером, поэтому часто откладываете еду и сон.
2. Вы стараетесь не говорить друзьям и близким, сколько времени вы провели за монитором.
3. Вы часто думаете о том, что хорошо было бы вернуться за компьютер, когда пришлось отвлечься от него.
4. У вас ухудшается настроение, возникает чувство подавленности, если компьютер неисправен.
5. Ваша увлечённость компьютером мешает выполнять домашние обязанности.
6. Вы предпочитаете развлечения в интернет-ресурсах реальным.
7. Вы считаете, что в интернете вам комфортнее, чем в реальном мире.
8. Когда у вас неприятности, вы чаще отвлекаетесь за компьютером, чем делитесь эмоциями с друзьями, семьей.

Ведущий. За каждый положительный ответ поставьте себе 1 балл, за каждый отрицательный – 0 баллов. Если сумма ваших ответов составляет 5 и более баллов, у вас есть риск развития зависимости от компьютера. Возможно, стоит принять меры, чтобы окончательно не попасть в его сети.

Подведение итогов конкурса. Суд выносит постановление.

Ведущий. Победители определены, решение суда объявлено. Самое время поделиться впечатлениями от прошедшего мероприятия на интерактивной доске «Суд над компьютером». При этом вы можете воспользоваться следующими фразами: «Я понял, что…», «Мне захотелось…», «Сегодня я узнал…», «Было интересно…», «Меня удивило…».
Один писатель обсуждал в интернете проблему зависимости от компьютера и в заключение написал: «Я пишу эти размышления на компьютере, отправляю их электронной почтой через Всемирную сеть, черпаю информацию из интернета. Все эти факты свидетельствуют о том, что я ни в коей мере не являюсь компьютерофобом. Более того, я очень люблю этот маленький ящик, который помогает мне жить. Но моя любовь закончится в тот момент, когда я пойму, что не я владею им, а он мной». Найдите для себя интересное занятие, чаще встречайтесь с друзьями и живите реальной жизнью!

Примерный вариант судейского постановления

Выслушав всех свидетелей, рассмотрев все обстоятельства дела, суд решил.
Компьютер и интернет – двоякие вещи. С одной стороны, они важны и приносят пользу, а с другой – вред. Невозможно остановить технический прогресс. Будущее за интернетом. Однако мы должны помнить, что он не заменит реального общения.

Суд постановляет:
1. Компьютер оправдать. Вынести частное определение в отношении компьютера; не только предоставлять людям готовую информацию, но и создать обучающие программы для работы с учебниками и справочной литературой.
2. Для сглаживания негативного влияния взрослым необходимо научить детей правильному использованию интернета и его ресурсов.
3. Детям помнить, что мы живём не в виртуальном мире компьютерных игр и интернета, а в реальном, где главным источником удовольствия являются живое общение, чтение книг, посещение библиотек, музеев, театров, саморазвитие.

ЕКАТЕРИНА БУРМИЛОВА, педагог-психолог Поколюбичской средней школы Гомельского района
ФОТО: МАРИЯ ЮРУСОВА