Калейдоскоп здоровья
Облечь знания о здоровом образе жизни в интересную для старшеклассника форму сродни искусству. Ведь весёлые игры, красочные декорации и волшебство уже не имеют того эффекта, как раньше. Остаётся взывать к формату «Что? Где? Когда?» и увлекательным викторинам на эрудицию.
Задачи:
- содействовать формированию у учащихся стремления вести здоровый образ жизни;
- развивать умение работать в группе и индивидуально;
- закрепить ранее полученные знания по теме «Здоровый образ жизни».
Материалы и оборудование: нагрудные знаки четырёх цветов (кратно количеству детей в классе); 36 карточек (по 9 тех же цветов, что и нагрудные знаки); не менее 50 фишек (конфет); пронумерованные карточки с вопросами по темам.
Правила игры
Класс делится на 4 команды согласно цвету нагрудного знака. В каждой выбирается основной игрок и помощник ведущего. Основные игроки располагаются за игровым столом, остальные – на некотором удалении. Помощники ведущего помогают в раздаче фишек, дублируют на доске выбывшие из игры номера тем и использованные бонусы.
Каждый основной игрок имеет право на 3 бонуса (подсказки): 1 – помощь своей команды (выигранные за правильный ответ фишки остаются у игрока); 2 – помощь команды соперников (выигрыш получает игрок правильно ответившей команды); 3 – помощь зала или помощников ведущего (выигрыш получает ответивший).
Перед игрой каждый основной игрок получает одинаковое количество фишек (3–5 – в зависимости от общего числа). Остальные находятся у помощников.
Ведущий начинает игру, раскладывая перед каждым основным игроком по одной из 36 карточек цветной стороной вверх. Если перед ним окажется карточка цвета команды, он вступает в игру. Ведущий предлагает выбрать номер темы и после её озвучивания сделать ставку, выложив определённое (на взгляд игрока) количество фишек. Ведущий удваивает ставку, добавляя фишки из своего фонда. Зачитывается первый вопрос выбранной темы. При правильном ответе все фишки достаются игроку, который может прервать игру (тема выбывает) либо продолжить, тогда все его фишки (уже выигранные) вновь удваиваются. При неправильном ответе все участвующие фишки переходят в фонд ведущего, а тема выбывает из игры.
Ведущий продолжает раскладывать карточки до следующего совпадения цветов. Игра продолжается до тех пор, пока за игровым столом не останется один участник либо не будут разыграны все темы. Тогда победитель определяется по самому большому количеству фишек. По окончании игры происходит обсуждение и выбор наиболее понравившихся тем и вопросов, подведение итогов, награждение участников памятками здоровья.
Примерные темы и задания
1. Знакомые незнакомцы.
• Так в народе называется педикулёз. (Завшивленность.)
• Эти животные являются распространителями микроспории. (Кошки, собаки.)
• Как можно обезопасить себя от заражения чесоткой и педикулёзом? (Соблюдать правила гигиены.)
2. Лошадиная доза.
• Это вещество является самым доступным из всех, к которым у человека вырабатывается наркотическая привязанность. (Никотин.)
• Какие два сильнейших яда содержатся в сигаретах и табачном дыме? (Мышьяк и синильная кислота).
• На сколько лет в среднем уменьшается продолжительность жизни курильщика? (На 6–8 лет).
3. Напиток толстяков.
• Какому количеству водки эквивалентна бутылка пива? (50–100 г).
• Именно эти заболевания сопутствуют чрезмерному употреблению пива. (Цирроз печени, избыточный вес, рак.)
• Именно за такой отрезок времени у подростка возникает психическая зависимость от пива. (За 3–6 месяцев.)
4. Самое, самое...
• Самый распространённый наркотик на земле? (Алкоголь.)
• Именно этот метод самый простой в профилактике дизентерии. (Мыть руки и продукты.)
• Кто является самым сильным целителем на земле? (Солнечный свет.)
5. Что бы это значило?
• Что в медицине называют гиподинамией? (Малоподвижность.)
• Как в одно слово можно назвать предупреждение заболеваний? (Профилактика.)
• Как называется наука о здоровье? (Гигиена.)
6. Сто горестей и одна радость.
• Именно на эту систему органов в первую очередь влияет алкоголь. (Центральная нервная система.)
• За какой промежуток времени происходит деградация личности при систематическом употреблении алкоголя? (За 3–4 года.)
• Во сколько раз продукты распада алкоголя токсичнее самого алкоголя? (В 10 раз.)
7. Чума XX века.
• Этим способом легче всего заразиться СПИДом. (Инъекция и переливание крови.)
• Какая способность организма утрачивается при заражении СПИДом? (Иммунитет.)
• От какого заболевания может умереть больной СПИДом? (От любого инфекционного.)
8. Мой мерцающий друг.
• Какие части компьютера могут стать причиной инфекционных заболеваний? (Клавиатура и мышка.)
• Именно этой категории населения нежелательно работать на компьютере вообще. (Беременным и кормящим женщинам.)
• Назовите органы человека, которым наносит вред работа на компьютере. (Глаза, позвоночник, суставы.)
9. Дурманом сладким веяло...
• Что чаще всего является причиной смерти наркомана? (Передозировка.)
• Какова средняя продолжительность жизни наркомана? (25–30 лет.)
• Именно это вызывает абстинентный синдром у наркомана. (Отсутствие наркотика.)
10. Во саду ли, в огороде.
• Какой овощ рекомендуют употреблять для улучшения цвета кожи, зрения и роста? (Морковь.)
• Из чего делают ожерелье от простуды? (Чеснок.)
• Какую ягоду называют «железной», т.к. по содержанию солей железа и кальция она является чемпионом среди ягод? (Земляника.)
11. В здоровом теле – здоровый дух.
• Какие естественные факторы среды используются в качестве средств закаливания и являются лучшими друзьями человека? (Солнце, воздух и вода.)
• С какого возраста можно начинать закаливание? (С рождения.)
• Назовите три принципа закаливания. (Постоянно, последовательно, постепенно.)
12. Вкусняшки.
• Содержание канцерогенов в одном пакетике этого продукта превышает максимально допустимую концентрацию во сто раз. (Чипсы.)
• Именно в этом продукте есть кальций, калий, натрий, фосфор, йод, витамины А, В, D, Е. Блюда из него полезны для укрепления костей, иммунитета, умственной деятельности. (Рыба.)
• Какое количество овощей и фруктов в день должен съедать каждый человек? (400 г.)
13. Твоё здоровье в твоих руках.
• Этот микроэлемент необходим для укрепления костей. (Кальций.)
• Продукты этой группы содержат наибольшее количество кальция. (Молочной.)
• Что служит заправкой организма кислородом? (Прогулка, зарядка.)
14. Здоровому всё здорово.
• Какое время пассивного отдыха заменяет минута смеха? (45 мин.)
• Насколько лет увеличивается продолжительность жизни человека, регулярно занимающегося физкультурой и спортом? (На 10–15 лет.)
• Чем можно вылечить без таблеток и убить без оружия? (Словом.)
15. Спорт, спорт, спорт.
• Этим видом спорта необходимо заниматься для формирования правильной осанки. (Плавание.)
• Каким видом спорта нельзя заниматься детям до 15 лет? (Тяжёлой атлетикой.)
• Именно эти виды спорта полезны для развития выносливости. (Ходьба, лыжи.)
16. Мелкие, но вредные.
• Через 10 часов жизни потомство одной его особи достигает миллиарда. (Микроб.)
• Эти существа являются переносчиками возбудителей дизентерии, брюшного тифа и яиц глистов (Мухи.)
• Против представителей какой группы микробов разработаны прививки? (Вирусов.)
17. Всякая всячина.
• Какое место школьной одежды является самым грязным? (Карман.)
• От каких домашних животных можно заразиться туберкулёзом, микроспорией, бешенством? (Кошек, собак.)
• Назовите способы улучшения экологической обстановки в классе. (Чистые окна, воздух и доска.)
18. Помощники здоровья.
• Именно этот витамин, содержащийся в морепродуктах, называют солнечным. (D.)
• Нехватка какого микроэлемента приводит к болезням щитовидной железы? (Йода.)
• Это вещество повышает устойчивость зубов к кариесу, участвует в росте скелета, стимулирует кроветворение (Фтор.)
СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЧУК, воспитатель Брестской санаторной школы-интерната