Как найти вторую половинку
Цель: формирование навыков коммуникаций с представителями своего и противоположного пола, навыков конструктивного поведения в ситуации сложного выбора.
Оборудование: листы А4 с правилами работы в группе, небольшие навесные замки, ключи (больше, чем замков), маркеры, листы бумаги А1, стикеры синего, зелёного, оранжевого цветов.
Целевая аудитория: учащиеся VIII–XI классов.
Вступление
Выработка правил работы в группе. Знакомство.
Упражнение «С кем я?»
На полу белая линия из малярного скотча. По команде ведущего все участники делятся на 2 группы по разные стороны ленты по названному признаку.
Брутальные или нежные.
День рождения до 15 или после 15 числа.
Носили или никогда не носили юбки.
Совы или жаворонки.
Логичность или интуитивность.
Обсуждение
Когда по разные стороны линии оказывались мальчики и девочки?
Как вы думаете, всегда ли так явно выражены мужские и женские качества?
Есть ли какие-то признаки женственности или мужественности, которые изменились в последнее время?
Основная часть
Упражнение «Ключ и замок»
Учитель даёт замок, закрытый на ключ, ключи в беспорядке лежат на столе. Учащимся необходимо найти ключ и открыть замок. На доске записываются имена участников в том порядке, в котором они открывали замки.
Обсуждение
Как вы выбирали ключ? (По размеру, форме и т. п.)
Было ли так, что внешне подходящий ключ не открывал замок?
Что было бы, если бы вы применили силу и попытались открыть замок неподходящим ключом? Целесообразно ли это?
Вы затратили разное время на открытие замка. Оценивает ли это ваши личные качества? Можно ли сказать, что тот, кто открыл замок позже, чем-то хуже, чем тот, кто справился первым? Присутствует ли здесь элемент везения, удачи?
Алгоритм открывания замка
Педагог-психолог. Как часто в обычной жизни приходится подбирать подходящие варианты, делать выбор?
Приведите примеры выбора одежды, продуктов в магазине, стиля поведения в определённой ситуации.
Педагог-психолог. Ещё один важный выбор в жизни – это выбор второй половинки, пары. Давайте попробуем провести аналогию с выбором ключа и замка, опираясь на алгоритм (вместе с участниками после обсуждения составляется алгоритм).
Педагог-психолог. Кажется, все просто, но… Предлагаю обсудить некоторые вопросы, связанные с выбором второй половинки.
Если вы не нравитесь, можно ли заставить полюбить? (Проведите аналогию с ключом и замком.)
Что будет, если быть навязчивым, чтобы пытаться понравиться?
Стоит ли постоянно менять себя, чтобы понравиться (худеть, принимать правила, которые вам не нравятся, соглашаться на что-либо и др.)?
Как вы думаете, есть ли различия между тем, как оказывают знаки внимания мальчики и девочки?
Кто должен проявлять инициативу в том, чтобы оказывать знаки внимания? Обязательно ли соблюдать это правило, принятое в обществе?
Если ваши друзья уже с кем-то встречаются, значит ли это, что вы в чем-то отстаёте от них, хуже, чем они?
Педагог-психолог. У каждого из нас есть только одна идеальная половинка или мы можем рассматривать несколько разных вариантов? Наши предпочтения могут со временем изменяться? (Учащиеся высказывают своё мнение.)
Предлагаю просмотреть видеоролик «Можно ли найти вторую половинку?», чтобы получить ответы на некоторые вопросы.
Каково ваше впечатление от видеоролика?
Что нового вы узнали?
Что было непонятно?
Как вы думаете, существуют ли «родственные души»?
Можно ли найти свою идеальную вторую половинку?
Почему именно любовь и забота делают людей родными?
Педагог-психолог. Выбор и поиск любимого человека часто затрагивает и другие вопросы, на которые молодые люди не всегда знают ответы. Они не всегда могут обратиться к кому-то за помощью. Давайте попробуем разобраться, на какие вопросы мы сможем получить ответы на следующих занятиях, а на какие вы для себя уже ответили.
Упражнение «Круги»
Педагог-психолог. В жизни каждый из нас часто сталкивается и с другими вопросами и проблемами, которые непосредственно связаны с темой выстраивания взаимоотношений с противоположным полом. На многие вопросы мы ищем ответы в интернете, у друзей, реже советуемся с врачами, родителями и психологами. Есть вопросы, которые пока остались без ответа. Предлагаю упражнение, которое поможет определиться, ответы на какие вопросы стоит поискать на следующих занятиях.
Каждый участник получает лист формата А5, на котором нарисованы 4 круга, внутри которых написаны проблемы, связанные с взаимоотношениями с противоположным полом. Один круг без надписи, чтобы участник мог записать свой вопрос или проблему. Кроме того, у каждого участника 4 мелка:
• зелёный – всё, что необходимо узнал у родителей;
• красный – рассказали друзья;
• синий – узнал сам из книг, интернета;
• жёлтый – хотел бы поговорить об этом на занятиях.
Каждый круг можно раскрашивать в несколько цветов.
Заключение
Упражнение «Рекомендации»
Педагог-психолог. Представьте, что хороший друг говорит, что собирается на наше занятие и спрашивает вашего совета, стоит ли это делать. Те, кто порекомендовали бы сходить, прикрепляют стикер зелёного цвета, если не определились с рекомендациями, – синего, если посоветуете не приходить – выберите оранжевый цвет.
ЕЛЕНА БЕЛИКОВА, педагог-психолог Социально-педагогического центра Могилёвского района