Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Истинная красота человека

Внешняя красота – продолжение красоты духовной. Вместе они составляют истинную красоту человека, которая является залогом комфортного общения и здоровых отношений. Но современному школьнику это довольно сложно объяснить. Если, конечно, вы не используете средства эстетического воспитания.

На мой взгляд, значительно облегчить работу учителя в этом направлении позволяет применение сочетания художественного текста, музыкальных произведений и изобразительного искусства. В качестве примера предлагаю конспект беседы для V–VIII классов «Истинная красота человека».
Цель: подведение учащихся к пониманию того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира.
Задачи: формировать эстетическую культуру учащихся; закреплять представления о добродетелях и истинной красоте человека; стимулировать желание совершать добрые поступки; повышать интерес к размышлениям и вдумчивому чтению; развивать умение работать в команде; воспитывать терпимость и уважение друг к другу.
Материалы и оборудование: демонстрационный экран; проектор; интерактивная презентация; распечатки сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда» и стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» (по одной на парту); иллюстрации к сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда»; картинки-подсказки к слову «звезда» (небесное тело, знаменитость, геометрическая фигура); ручки и карандаши (по количеству участников); карточки с куплетами и аудиозаписи песен «Если добрый ты…» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского) и «Доброта» (муз. В. Львовского, сл. В. Шульжика); видео С. Копыловой «Окно»; карточки с пословицами; репродукция Д. Гирландайо «Портрет старика с внуком».
Организационно-подготовительная часть. Подготовка раздаточного материала: распечаток сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда», стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», картинок-подсказок и т. д. Ребята должны заранее прочитать сказку О. Уайльда «Мальчик-звезда».

Ход беседы
Педагог. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Чтобы узнать, о чём оно будет, надо разгадать головоломку.

Ребус
 
(Красота.)

Педагог. Какие ассоциации вы можете подобрать к слову «красота»? (Ответы детей.) Молодцы! Тема нашей беседы – истинная красота человека.

На слайде появляется афоризм Фенимора Купера: «Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри».

Педагог. Как вы понимаете данное изречение? (Ответы детей.) Мы ежедневно смотримся в зеркало. Иногда отражение нас радует, иногда не совсем. А бывает, что то, какими мы кажемся себе, не совпадает с тем, какими нас видят родные, друзья, учителя, одноклассники. Почему так происходит, попробуем разобраться на примере сказки Оскара Уайльда «Мальчик-звезда». Какое слово в её названии является ключевым? (Звезда.) Что оно означает? (Учащиеся рассматривают картинки-подсказки и выбирают подходящую.) Можно ли все эти значения сочетать со словами «красота», «красивый»? (Ответы детей.)

Викторина
Ребята отвечают на вопросы педагога, приводя в качестве аргументов цитаты из текста.
Примерные вопросы:
1.    Какое значение вкладывает автор в слово «звезда»?
2.    Каким мы ожидаем увидеть мальчика? Оправдались ли наши надежды?
3.    Как ребёнок появляется в сказке?
4.    Что сделали с ним лесорубы?
5.    Как отреагировала жена Лесоруба на то, что в семье появился ребёнок?
6.    Можно ли назвать Лесоруба и его жену красивыми? Почему?
7.    Как рос Мальчик-звезда?
8.    С чем автор сравнивает ребёнка?
9.    Как Крот, Белка и Коноплянка связаны с Мальчиком-звездой?

Педагог. Ребята, помните, как Лесоруб обращается к усыновлённому ребёнку? «Воистину у тебя каменное сердце, и жалость тебе неведома!» Найдите в этой фразе фразеологизм. (Каменное сердце.)

Что это значит
Дети определяют значение фразеологизмов: от всего сердца; сердце радуется; принять близко к сердцу; отлегло от сердца; камень на сердце; нет сердца; сердце кровью обливается; с замиранием сердца.

Педагог. Какой из них можно отнести к нашему мальчику? (Нет сердца.) Как вы думаете, является ли он в данном случае красивым? Какой поступок, совершённый Мальчиком-звездой, вы считаете самым непростительным? Как он был за это наказан? Как дальше складывается его судьба?

Дети обдумывают вопросы педагога и развёрнуто высказываются.

Педагог. Главный герой на протяжении всего произведения меняется. Какое новое качество у него появляется? Ответить на этот вопрос помогут песни из любимых мультфильмов.

Весёлые песенки
Учащимся необходимо вставить в куплеты пропущенные слова.
1.    Хорошо бродить по свету
С … (карамелькой) за щекой.
А еще одну для … (друга)
Взять в кармашек про запас.
Потому что, потому что
Всех нужнее и … (дороже),
Всех доверчивей и строже
В этом мире … (доброта)!
2.    Дождик … (босиком) по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день – это … (хорошо),
А когда наоборот – плохо.

Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если … (добрый) ты – то всегда легко,
А когда наоборот – … (трудно).

Педагог. Давайте проверим, насколько правильно вы выполнили задание (звучат песни «Если добрый ты…» и «Доброта»). Молодцы! Так какое качество появилось у Мальчика-звезды? (Доброта.)

Найди ассоциацию
Надо составить кластер из ассоциаций к слову «доброта», предварительно переведя их на белорусский язык. Например, дружба – сяброўства, милосердие – міласэрнасць, помощь – дапамога, отзывчивость – спагадлівасць и т. д.

Педагог. А сейчас мы обратимся к песне-притче Светланы Копыловой «Окно» (рассказывает об авторе, учащиеся смотрят клип).

Фронтальный опрос
Педагог задаёт ребятам вопросы по притче С. Копыловой «Окно»:
1.    Кого в этой притче мы назовём добрым человеком? Почему?
2.    Какую жизнь автор называет «другой»?
3.    Какой болезнью заболел герой, лежавший у двери?
4.    Кому из героев жить было легче?
5.    О ком из героев мы можем сказать, что у него «больная душа»?
6.    Чему учит притча?
7.    Кто из героев проявлял милосердие?
8.    Какие слова лежат в основе слова «милосердие»?
9.    На кого из героев похож Мальчик-звезда?
10.    С каким героем можно сравнить его в конце сказки?

Ребята обсуждают цитату из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Вот мой секрет. Он очень прост. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Педагог. Есть много произведений народного творчества о доброте. Например, пословицы и поговорки.

Продолжи мысль
Ребята сопоставляют начало и конец пословиц.
Начало    Конец
Делай другим добро – …    … нет доброго имени
Добра ищи, …    … будешь сам без беды
Без добрых дел…    … а худо само придёт
Добро помни, …    … лучше богатства
Доброе братство …    … зло забывай

Педагог. Какая из получившихся пословиц лучше всего подходит к нашей сказке? (Ответы детей.) Молодцы! А теперь рассмотрим иллюстрации к ней (раздаёт картинки). Какие эмоции изображены на лицах лесорубов? (Ответы детей.) Давайте попробуем перевести настроение иллюстраций на язык красок. (Ребята называют сочетания цветов и аргументируют свой выбор.) Как вы думаете, почему автор иллюстраций изобразил главного героя в начале и в конце сказки в разных цветах? (Ответы детей.)

Учащиеся обсуждают с педагогом картину Доменико Гирландайо «Портрет старика с внуком» и стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка».

Педагог. Так что же такое красота и для чего она нужна? Что есть красота внешняя? А духовная? Может ли внешняя красота помочь человеку? (Ответы детей.)

Волшебный стул
На стул в центре класса по очереди приглашаются учащиеся. Остальные ребята должны назвать их самые лучшие качества (не более трёх).

Педагог. Каким вы увидели своего товарища? (Довольным, смущённым, улыбающимся и т. д.) Конечно, ведь вы нашли в нём столько хорошего! Но, чтобы о вас так говорили, нужно много трудиться. Внешней красоты для этого точно недостаточно. В стихотворении Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» есть такие слова:
Так что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Представьте, что каждый из вас – это сосуд с определённым содержанием.
Сосуд
Учащимся надо нарисовать в тетради сосуд любой формы и написать качества (хорошие и плохие), которыми они обладают.

Педагог благодарит ребят за активную работу, желает хорошего дня и прощается.

ТЕКСТ: ТАТЬЯНА БАБАЕВА, учитель русского языка, литературы и искусства Брестской санаторной школы-интерната
ФОТО: из архива Брестской санаторной школы-интерната