Истинная красота человека
Внешняя красота – продолжение красоты духовной. Вместе они составляют истинную красоту человека, которая является залогом комфортного общения и здоровых отношений. Но современному школьнику это довольно сложно объяснить. Если, конечно, вы не используете средства эстетического воспитания.
На мой взгляд, значительно облегчить работу учителя в этом направлении позволяет применение сочетания художественного текста, музыкальных произведений и изобразительного искусства. В качестве примера предлагаю конспект беседы для V–VIII классов «Истинная красота человека».
Цель: подведение учащихся к пониманию того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира.
Задачи: формировать эстетическую культуру учащихся; закреплять представления о добродетелях и истинной красоте человека; стимулировать желание совершать добрые поступки; повышать интерес к размышлениям и вдумчивому чтению; развивать умение работать в команде; воспитывать терпимость и уважение друг к другу.
Материалы и оборудование: демонстрационный экран; проектор; интерактивная презентация; распечатки сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда» и стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» (по одной на парту); иллюстрации к сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда»; картинки-подсказки к слову «звезда» (небесное тело, знаменитость, геометрическая фигура); ручки и карандаши (по количеству участников); карточки с куплетами и аудиозаписи песен «Если добрый ты…» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского) и «Доброта» (муз. В. Львовского, сл. В. Шульжика); видео С. Копыловой «Окно»; карточки с пословицами; репродукция Д. Гирландайо «Портрет старика с внуком».
Организационно-подготовительная часть. Подготовка раздаточного материала: распечаток сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда», стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», картинок-подсказок и т. д. Ребята должны заранее прочитать сказку О. Уайльда «Мальчик-звезда».
Ход беседы
Педагог. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Чтобы узнать, о чём оно будет, надо разгадать головоломку.
Ребус
(Красота.)
Педагог. Какие ассоциации вы можете подобрать к слову «красота»? (Ответы детей.) Молодцы! Тема нашей беседы – истинная красота человека.
На слайде появляется афоризм Фенимора Купера: «Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри».
Педагог. Как вы понимаете данное изречение? (Ответы детей.) Мы ежедневно смотримся в зеркало. Иногда отражение нас радует, иногда не совсем. А бывает, что то, какими мы кажемся себе, не совпадает с тем, какими нас видят родные, друзья, учителя, одноклассники. Почему так происходит, попробуем разобраться на примере сказки Оскара Уайльда «Мальчик-звезда». Какое слово в её названии является ключевым? (Звезда.) Что оно означает? (Учащиеся рассматривают картинки-подсказки и выбирают подходящую.) Можно ли все эти значения сочетать со словами «красота», «красивый»? (Ответы детей.)
Викторина
Ребята отвечают на вопросы педагога, приводя в качестве аргументов цитаты из текста.
Примерные вопросы:
1. Какое значение вкладывает автор в слово «звезда»?
2. Каким мы ожидаем увидеть мальчика? Оправдались ли наши надежды?
3. Как ребёнок появляется в сказке?
4. Что сделали с ним лесорубы?
5. Как отреагировала жена Лесоруба на то, что в семье появился ребёнок?
6. Можно ли назвать Лесоруба и его жену красивыми? Почему?
7. Как рос Мальчик-звезда?
8. С чем автор сравнивает ребёнка?
9. Как Крот, Белка и Коноплянка связаны с Мальчиком-звездой?
Педагог. Ребята, помните, как Лесоруб обращается к усыновлённому ребёнку? «Воистину у тебя каменное сердце, и жалость тебе неведома!» Найдите в этой фразе фразеологизм. (Каменное сердце.)
Что это значит
Дети определяют значение фразеологизмов: от всего сердца; сердце радуется; принять близко к сердцу; отлегло от сердца; камень на сердце; нет сердца; сердце кровью обливается; с замиранием сердца.
Педагог. Какой из них можно отнести к нашему мальчику? (Нет сердца.) Как вы думаете, является ли он в данном случае красивым? Какой поступок, совершённый Мальчиком-звездой, вы считаете самым непростительным? Как он был за это наказан? Как дальше складывается его судьба?
Дети обдумывают вопросы педагога и развёрнуто высказываются.
Педагог. Главный герой на протяжении всего произведения меняется. Какое новое качество у него появляется? Ответить на этот вопрос помогут песни из любимых мультфильмов.
Весёлые песенки
Учащимся необходимо вставить в куплеты пропущенные слова.
1. Хорошо бродить по свету
С … (карамелькой) за щекой.
А еще одну для … (друга)
Взять в кармашек про запас.
Потому что, потому что
Всех нужнее и … (дороже),
Всех доверчивей и строже
В этом мире … (доброта)!
2. Дождик … (босиком) по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день – это … (хорошо),
А когда наоборот – плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если … (добрый) ты – то всегда легко,
А когда наоборот – … (трудно).
Педагог. Давайте проверим, насколько правильно вы выполнили задание (звучат песни «Если добрый ты…» и «Доброта»). Молодцы! Так какое качество появилось у Мальчика-звезды? (Доброта.)
Найди ассоциацию
Надо составить кластер из ассоциаций к слову «доброта», предварительно переведя их на белорусский язык. Например, дружба – сяброўства, милосердие – міласэрнасць, помощь – дапамога, отзывчивость – спагадлівасць и т. д.
Педагог. А сейчас мы обратимся к песне-притче Светланы Копыловой «Окно» (рассказывает об авторе, учащиеся смотрят клип).
Фронтальный опрос
Педагог задаёт ребятам вопросы по притче С. Копыловой «Окно»:
1. Кого в этой притче мы назовём добрым человеком? Почему?
2. Какую жизнь автор называет «другой»?
3. Какой болезнью заболел герой, лежавший у двери?
4. Кому из героев жить было легче?
5. О ком из героев мы можем сказать, что у него «больная душа»?
6. Чему учит притча?
7. Кто из героев проявлял милосердие?
8. Какие слова лежат в основе слова «милосердие»?
9. На кого из героев похож Мальчик-звезда?
10. С каким героем можно сравнить его в конце сказки?
Ребята обсуждают цитату из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Вот мой секрет. Он очень прост. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Педагог. Есть много произведений народного творчества о доброте. Например, пословицы и поговорки.
Продолжи мысль
Ребята сопоставляют начало и конец пословиц.
Начало Конец
Делай другим добро – … … нет доброго имени
Добра ищи, … … будешь сам без беды
Без добрых дел… … а худо само придёт
Добро помни, … … лучше богатства
Доброе братство … … зло забывай
Педагог. Какая из получившихся пословиц лучше всего подходит к нашей сказке? (Ответы детей.) Молодцы! А теперь рассмотрим иллюстрации к ней (раздаёт картинки). Какие эмоции изображены на лицах лесорубов? (Ответы детей.) Давайте попробуем перевести настроение иллюстраций на язык красок. (Ребята называют сочетания цветов и аргументируют свой выбор.) Как вы думаете, почему автор иллюстраций изобразил главного героя в начале и в конце сказки в разных цветах? (Ответы детей.)
Учащиеся обсуждают с педагогом картину Доменико Гирландайо «Портрет старика с внуком» и стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка».
Педагог. Так что же такое красота и для чего она нужна? Что есть красота внешняя? А духовная? Может ли внешняя красота помочь человеку? (Ответы детей.)
Волшебный стул
На стул в центре класса по очереди приглашаются учащиеся. Остальные ребята должны назвать их самые лучшие качества (не более трёх).
Педагог. Каким вы увидели своего товарища? (Довольным, смущённым, улыбающимся и т. д.) Конечно, ведь вы нашли в нём столько хорошего! Но, чтобы о вас так говорили, нужно много трудиться. Внешней красоты для этого точно недостаточно. В стихотворении Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» есть такие слова:
Так что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Представьте, что каждый из вас – это сосуд с определённым содержанием.
Сосуд
Учащимся надо нарисовать в тетради сосуд любой формы и написать качества (хорошие и плохие), которыми они обладают.
Педагог благодарит ребят за активную работу, желает хорошего дня и прощается.
ТЕКСТ: ТАТЬЯНА БАБАЕВА, учитель русского языка, литературы и искусства Брестской санаторной школы-интерната
ФОТО: из архива Брестской санаторной школы-интерната