Интерактивный атлас туристских походов
Обучение, организованное с помощью цифровых технологий, обеспечивает более эффективную социализацию учащихся в современном обществе, позволяет формировать различные умения и навыки, необходимые для успешной самореализации в будущем. Кроме того, применение дополненной реальности, QR-кодов и других информационных технологий вызывает у ребят неподдельный интерес к образовательному процессу, стимулирует к саморазвитию и освоению новых знаний, развивает творческий потенциал, аналитические способности, формирует умение нестандартно решать различные задачи. Например, связанные с популяризацией активного семейного отдыха.
Кто не упускает возможностей,
тот имеет все шансы преуспеть в этом мире!
Дж. Элиот
Цифровой мир – цифровое образование
Цифровые технологии – это совокупность средств и методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения, предоставления информации в цифровом (электронном) виде. Цифровая информация генерируется в результате преобразования «классической» информации (текст в книге, картина на холсте, разговор людей и пр.) в цифровой код, доступ к ней осуществляется посредством вычислительной техники (компьютеров, планшетов, смартфонов и др.) с использованием сетей передачи данных и программного обеспечения.
Развитие отечественного образования постепенно осуществляется в направлении цифровой среды – оцифровываются учебные материалы, создаются новые типы учебных инструментов (электронные доски, дневники, задачники, видеолекции и т. д.), формируется интерактивная электронная среда взаимодействия педагога с учащимися (проводятся вебинары, дистанционные занятия, создаются электронные кабинеты, классы, блоги, сайты).
Эффективные возможности для образования открывает технология дополненной реальности (Augmented Reality, AR), где искусственная информация накладывается на физический мир, «расширяя» и изменяя его с помощью программного обеспечения планшетов, смартфонов и т. д. Основным в этой технологии является возможность перехода к модели «обучения, построенного на открытии».
Элементом AR-технологии выступает QR-код – двухмерный штрихкод, обеспечивающий быстрый доступ к определённой информации: тексту, аудио- и/или видеозаписи, рекламе, координатам GPS и т. д. Для считывания QR-кодов необходим смартфон (планшет), оснащённый фотокамерой, установленной программой считывания и возможностью выхода в интернет.
Интерактивный атлас туристских походов
Примером использования цифровых технологий в образовательных целях является «Интерактивный атлас туристских походов», отражающий практический опыт одного из объединений по интересам нашего центра. Предназначение атласа – популяризация активного и полезного отдыха с семьёй и друзьями, оказание помощи в выборе маршрута. Издание создано в сотворчестве детей и взрослых, отражает результаты обучения по программе «Туризм» и выступает одной из форм подведения итогов её реализации.
Интерактивность заключается в использовании средств мобильной связи и сети Интернет для получения подробной информации о пунктах маршрута и достопримечательностях, которые можно посетить в походе. Именно быстродействие и универсальность цифровых технологий обеспечивают лёгкость использования атласа, поскольку они значительно экономят время на поиск необходимых сведений о предстоящем путешествии и помогают понять, как продвигаться по маршруту и какие его особенности необходимо учесть.
В атласе описываются три пеших туристских похода: «По местам боевой славы», «Голубые озёра» и «Путешествие по Ошмянскому уезду». Все они выполнены учащимися в сопровождении руководителя объединения по интересам «Туризм». В описании каждого похода содержатся:
• краткая характеристика местности, вид похода, географическое положение маршрута, длительность, протяжённость пути, точка старта и финиша;
• образовательный потенциал (повторение и углубление знаний по предметам школьной программы);
• схема маршрута по дням;
• перечень достопримечательностей (с кратким описанием в интернете и местонахождением на интерактивной карте маршрута – доступ обеспечивается посредством QR-кода);
• советы по безопасности;
• перечень полезных дел, которые можно осуществить в походе.
Функционирование атласа обеспечено различными интернет-ресурсами, однако основным инструментом выступает платформа «Яндекс.Карты» – поисково-информационная картографическая служба. Также были использованы сайты и интернет-порталы: https://www.belarus.by, https://planetabelarus.by, https://probelarus.by и др.
Материалы атласа формировались в течение двух лет обучения. Картографический и информационный материал об объектах маршрута изучался на учебных занятиях. Непосредственно в походах собирались дополнительные факты и уточнялись точки пути, затем все сведения анализировались и обрабатывались: необходимо было выделить основные и наиболее интересные данные.
В ходе работы над изданием учащиеся изучали возможности различных сайтов, цифровых средств и программных приложений, анализировали их информационную наполненность, целесообразность, рациональность, простоту и удобство использования на мобильных устройствах.
Таким образом, интерактивный атлас выступил коллективным проектом, направленным на формирование креативности, аналитических умений, критического мышления, навыков взаимодействия в решении общих и частных задач, умения быстро переключаться с одного задания на другое.
Использование цифровых технологий в образовании повышает эффективность обучения, а овладение ими для оптимизации различных сфер жизни обеспечивает социализацию учащихся в современном обществе, позволяет формировать профессиональные и надпрофессиональные гибкие компетенции, что так необходимо для ориентации в информационном мире будущего.
ТЕКСТ: ВИКТОРИЯ ГЛЯЦЕВИЧ, методист Центра дополнительного образования детей и молодёжи «Контакт» г. Минска,
ОЛЬГА ВАЩЕНКО, методист Центра дополнительного образования детей и молодёжи «Контакт» г. Минска