Игры со льдом для особенных деток
Продолжаем знакомить с сенсорно-коррекционными играми для детей с расстройствами аутистического спектра. Данная подборка позволяет расширить представления ребёнка об окружающем мире, совершенствует его речевые навыки и мелкую моторику, а также способствует постепенному уходу от узких стереотипов поведения.
Дети учатся говорить на примере родителей, воспитателей, ровесников. Однако малыши с расстройствами аутистического спектра, находясь в коллективе сверстников, не принимают участия в речевых играх, а дома отмалчиваются либо в их речи наблюдаются эхолалии (повторение чужих фраз, слов или частей слов).
Цель игр со льдом – привлечь внимание ребёнка и установить позитивный эмоциональный контакт с последующей передачей новой информации. Главное преимущество таких игр – возможность приблизить развивающую среду к ситуации стихийного формирования речи: когда ребёнок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-то.
Для игр со льдом понадобится вода, замороженная в необычных формочках (из-под конфет, для выпечки или из специальных наборов для детского творчества), краски и кисти, кокосовая стружка, свежие и замороженные фрукты (овощи), набор картинок или фигурки животных и птиц, тёплая водичка (греть пальчики).
Замок Снежной королевы
Развивает внимание, мышление, мелкую моторику, получает новые сенсорные впечатления.
Ребёнок должен раскрасить несколько ледяных замков, проговаривая за вами: «Этот домик непростой – это замок ледяной». Осыпать их кокосовой стружкой: «Снежок падает, замки засыпают».
Назовите (показывая на палитре) цвет своего замка, а ребёнок должен указать на соответствующее строение. Также можно активизировать в речи малыша понятия «тепло» и «холодно»: «Когда пальчик трогает лёд, ему холодно, когда пальчик в водичке, ему тепло».
Кто живёт на льдинах
Активизирует интерес к животному миру и расширяет знания о его обитателях, обогащает словарный запас глаголами, развивает внимание.
Ребёнку предлагается назвать животное (дельфин, слон, морж, тюлень и т. д.), посадить его на льдину и ещё раз по просьбе взрослого рассказать, кого и где он разместил. Можно начать предложение, а малыш пусть вставит слово: «На этой льдине живёт...».
Также можно задать вопрос о том, как передвигается то или иное животное. Например, покажите, как под льдиной плывёт акула, постройте соответствующее предложение: «Акула плывёт под льдиной». Ребёнок должен по возможности повторить действие (допускается просто положить фигурку) и построить аналогичные фразы с другими животными: «Дельфин (рыба, морж, тюлень и т. д.) плывёт под льдиной».
Замороженные фрукты и овощи
Формирует представления о количестве предметов и их свойствах, развивает умение отличать предметы по аромату и на ощупь.
Предложите ребёнку взять из вазы свежий апельсин и определить, как он пахнет и какой на ощупь. Затем попросите найти замороженный плод. Подчеркните: «У меня в вазе много свежих апельсинов, а у тебя один замороженный апельсин».
Можно использовать не целые фрукты, а их кусочки. Попросите малыша: «Положи на блюдце один замороженный кусочек киви, положи две дольки мандарина, положи три кусочка помидора».
ТЕКСТ: ОЛЬГА ШЕРШЕНЬ, учитель-дефектолог детского сада № 7 г. Лиды
ФОТО: из архива детского сада № 7 г. Лиды