Холдинг VITA.Учебно-деловая игра
Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения – актуальная тема. Здоровье – основополагающая жизненная ценность, здоровью необходимо учить. Разрабатывая проект, мы учитывали образ современного подростка, его стремление к развлечениям, самоутвердждению, желанию реализовать свои способности.
Проектная деятельность завершается учебно-деловой игрой: класс превращается в холдинг. Дети объединяются в группы – дочерние компании: Питание, Спорт, Закон, Медицина, Фитнес. Холдинг работает по кварталам: зима, весна, лето, осень. Работники получают «зарплату» – баллы. В конце игры руководитель холдинга предлагает бизнес-план.
Учебно-деловая игра «Холдинг VITA» – это ряд заданий по теме «здоровый образ жизни», предлагаемых в шутливой, нетрадиционной форме, которые создают игровую атмосферу, снимают напряжение, ненавязчиво обучают.
Цель: создание условий для формирования позитивного отношения к здоровью, устойчивой потребности в сохранении здоровья.
Задачи (на языке учащихся): заработать личные баллы; подняться по карьерной лестнице.
Актуальность. Школьный период характеризуется повышением физической и психологической нагрузки. Отсутствие культуры питания, движения, неправильный образ жизни, стрессы – причины того, что третью и четвертую группы здоровья имеют 17,4 % школьников.
В структуре детской заболеваемости на первом месте находятся болезни органов дыхания, на втором – болезни глаз, на третьем – органов пищеварения, на четвёртом – детский травматизм. Что касается репродуктивного здоровья, то на него негативное влияние оказывает курение.
Деловая игра – мощнейшее средство развития обучающихся. Её конечная цель – развитие холдинга по формированию здорового образа жизни, ускорение достижения поставленных целей. Используемые методы позволяют экспериментировать, искать оптимальные и правильные решения проблем.
Холдинг – объединение коммерческих предприятий, одно из которых – главная компания, остальные находятся в подчинении и называются дочерними организациями. В течение своей деятельности холдинг может приобретать другие, более мелкие и включать их в свою структуру.
Мы планируем включить в структуру Холдинга VITA уроки физической культуры и здоровья, факультативы музыкальной направленности.
Для проведения игры формируются пять групп по 4–5 человек, которые будут представлять определённые компании. Руководитель холдинга – учитель. В администрацию управляющей компании входят учитель физической культуры и здоровья, педагог социальный, врач, руководитель холдинга.
Деление на группы осуществляется по качеству и скорости выполнения заданий. Учитель проверяет ответы и пять первых учащихся набирает в первую группу. Члены сформированной команды получают право на проверку заданий у других учащихся. Из пяти следующих, правильно ответивших на большинство вопросов, комплектуется очередная группа и т. д.
Игровые задания
Выполняя задания, можно набрать до 20 баллов.
1. 300 граммов жизни, или 5 киллеров на одного.
300 г – столько в среднем весит наше сердце. Назовите 5 причин сердечно-сосудистых заболеваний.
Ответ: стресс, гиподинамия, неправильное питание, курение, алкоголь (3 балла).
2. Чем знаменит психолог Уильям Цунг?
Ответ: он придумал тест для выявления депрессии, который стал самым популярным (1 балл).
3. Почему депрессия боится красного?
Ответ: о причинах сезонных аффективных расстройств медицина спорит долгие годы. Но с тем, что на наше настроение серьёзно влияют свет и цвет, согласны многие врачи. Осенью, когда световой день сокращается, небо часто затянуто тучами, а природа постепенно утрачивает яркие летние краски, глазам недостаточно света и красочных впечатлений. Поскольку глаза – это орган, связанный с головным мозгом, страдает от нехватки ярких красок и он (1 балл).
4. Какие способы поднятия настроения вы знаете?
Ответ: 9 способов:
• анализ тревожного настроения;
• изменить приоритеты, поставить новую цель;
• «начать всё с начала»;
• доставлять себе и близким маленькие радости;
• позволить себе «праздник лени»;
• изменить что-то в комнате, квартире;
• составлять план на завтра;
• «поплакаться в жилетку», а затем посмеяться вместе;
• быть внимательным к лекарствам (9 баллов).
5. Назовите периоды наиболее высокой работоспособности учащихся.
Ответ: 1-й период: 8.00–11.00, 2-й период: 15.30–18.30 (правильный ответ – 2 балла, частично правильный – 1 балл, неправильный – 0 баллов).
6. Как часто вы болели в течение учебного года (четверти)?
• Ни разу (3 балла).
• Один раз в (год) четверть (1 балл).
• Более одного раза (0 баллов).
Распределение ролей
В процессе работы руководитель холдинга следит за правильностью выполнения заданий, решает спорные вопросы, при наличии ошибок, некорректного поведения штрафует компании, выдаёт премии.
Каждому участнику предлагается выбрать нагрудный бейдж, где указана его должность: начальник, работник, статист, курьер, аналитик. Затем каждая группа договаривается об обязанностях. На случай, когда кто-то придумал себе должность самостоятельно, оставляется чистый бейдж.
Примерные обязанности:
• начальник организовывает работу группы;
• работник решает проблемные задачи, составляет творческие тексты;
• статист ведёт подсчёт баллов в трудовой книжке, оперирует понятиями, сравнивает, делает выводы;
• курьер передаёт отчёты в управляющую компанию, публично излагает материал, убеждает в своей правоте;
• аналитик составляет аналитические отчёты, анализирует ход игры.
На стол каждой компании выставляются названия: Питание, Спорт, Закон, Медицина, Фитнесс.
Игра проходит в 4 этапа – по кварталам. Каждый квартал длится 3 минуты.
Каждая компания готовит и сдаёт после каждого квартала отчётную документацию (выводы, ответы на вопросы и задания). Завершение квартала отмечается или на доске, или на слайде, где записываются баллы, заработанные компанией. Регламент выступления с отчётом – 2 минуты.
Система подсчёта баллов за отчёты групп
Годовой план холдинга VITA
Компания 1-й квартал 2-й квартал 3-й квартал 4-й квартал
Питание
Спорт
Закон
Медицина
Фитнесс
Система отметок (баллов)
Отметки в баллах за выполненное задание выставляются всей компании. При этом у каждого участника есть трудовая книжка (блокнот), где его руководитель отмечает факт выполнения задания, а также регулирует размер зарплаты в пределах ±1 балл от отметки, полученной компанией в прошедшем квартале.
Холдинг VITA Трудовая книжка_______________________________
(фамилия, имя)
1-й квартал 2-й квартал 3-й квартал 4-й квартал
Компания
Должность
Заработная плата
Стоимость задания – 2 балла. Таким образом максимальная заработная плата за квартал – 7 баллов.
1-й квартал. Зима. Время толстеть.
Первая группа – Питание
– Почему в холода хочется жирного и сладкого?
Ответ. Обмен веществ замедляется. Сказываются древние ритмы природы: всё живое замирает.
– Назовите жирорастворимые витамины и продукты, их содержащие.
Ответ: А, провитамин А (каротин), D, Е, К.
– Назовите признаки здоровья.
Ответ. Отсутствие болезни в течение данного года, физическое развитие (вес, рост, окружность груди), высокая работоспособность, лёгкая приспособляемость к новым условиям.
Вторая группа – Спорт
– Что такое здоровье?
Ответ. См. «признаки здоровья».
– Какое место в одежде больше всего загрязняется?
Ответ. Рукава.
– Почему для работы в космосе допускаются лица не моложе 35 лет?
Ответ. Для полета необходимы не только определённые навыки и знания, но также железное здоровье и выносливость.
Третья группа – Закон
• Приведите пословицу о привычках. Какие привычки вредные? Почему?
• Какую ответственность предусматривает КоАП Республики Беларусь за курение в общественном месте?
• Школьный закон: дежурство по классу и школе. Какой вред здоровью можно нанести при неправильном выполнении обязанностей дежурного?
Четвёртая группа – Медицина
– Существует ли зависимость между осанкой школьника и учебной мебелью? Какая это зависимость?
Девочки демонстрируют упражнения для укрепления осанки, мальчики – упражнения для наращивания силы.
– Почему на открытом воздухе нужно находиться в любую погоду?
Пятая группа – Фитнес
– Задача: при медленной ходьбе, мытье посуды, чистке картошки и танцах типа танго вы потратите 2–3 ккал в минуту. Вопрос: сколько килограммов картошки надо почистить или сколько часов протанцевать танго, чтобы потратить энергию, полученную от бифштекса весом в 200 г?
Ответ: примерно 6 кг картошки или 2 часа 5 минут – танго.
– Назовите основную причину болезни века – ожирения.
Совет: если не помогает упорная борьба с прожорливостью, надо влюбиться. Желательно – безответно. Почему?
2-й квартал. Весна. Грачи прилетели – депрессию принесли
Первая группа – Питание
– У молодых людей пики депрессии приходятся на 16–19 лет. Если приступы плохого настроения бывают часто, обратите внимание на свой рацион. Каким он должен быть?
Ответ: поливитаминным, следует кушать продукты, содержащие йод: морскую рыбу, цветную и морскую капусту, свежие овощи, зелень, чеснок, орехи, шоколад, курагу, бананы, цитрусовые, соки свежевыжатые.
– «Прижим дня». Опишите свой режим дня.
– В отличие от сугубо религиозных праздников Масленица не делит нас на конфессии. Блинных дел мастера понимают христианские заповеди буквально: для них нет ни эллина, ни иудея. Что является языческим символом Масленицы?
Ответ: солнце.
Вторая группа – Спорт
– Продемонстрируйте сложнокоординационные упражнения.
– Спорт помогает избавиться от всех вредных привычек. Каким образом?
– Пять составляющих пути к победе – это стойкость, скорость, сила, мастерство и воля. Причём… – это самое главное! Продолжите цитату Кена Доэрти: «Причём… воля – это самое главное!».
Третья группа – Закон
– Недавно в Финляндии отменили правописание в начальной школе: дети будут сразу работать на компьютере. Почему это нельзя было делать?
Ответ: когда человек пишет от руки, мелкие движения, мелкая моторика рук развивает подкорку и память.
– Ювенал сказал: «В здоровом теле — здоровый дух». Раскройте смысл цитаты, напишите 3–5 доказательств.
– Здоровье более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. Раскройте смысл цитаты Джона Леббока, напишите 3–5 доказательств.
Четвёртая группа – Медицина
– У 70 % старшеклассников можно диагностировать пограничные нервно-психические расстройства. Какие вы видите причины такого диагноза и что предлагаете изменить в школьной жизни?
– Какое значение имеет гигиена в школе для здоровья учащегося?
Ответ: воздушная среда в помещении, воздушно-тепловой и световой режим.
– Личная гигиена школьника. Какая она?
Пятая группа – Фитнес
– Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос. Раскройте смысл цитаты Плутарха, напишите 3–5 доказательств.
– Сила зависит не от физических способностей, а от несгибаемой воли. Раскройте смысл цитаты Махатмы Ганди, напишите 3–5 доказательств.
– Победит не тот, кто сильнее, а тот, кто готов идти до конца. Раскройте смысл цитаты Фёдора Емельяненко, напишите 3–5 доказательств.
Корпоративная вечеринка
Под музыку выполняются сложнокоординационные упражнения. Физкультминутку проводит подготовленный учащийся.
3-й квартал. Лето. Ах, лето… Каникулы здоровья
Задания
Первая группа – Питание
– От того, как ребёнок отдохнёт, наберётся сил на каникулах, зависит его работоспособность и успешность в учёбе. Как организовать каникулы? Ваши советы (3–5 предложений).
– В последние годы детские врачи с тревогой отмечают рост функциональных нарушений и болезней органов пищеварения у детей. Ещё недавно подобный диагноз был редким, а сегодня его ставят каждому десятому ребёнку, а в крупных городах даже чаще. Что же случилось с животиками у наших «бегемотиков»?
Ответ: резкое изменение привычек питания, избыток рафинированной и концентрированной еды в рационе детей, большие психологические и интеллектуальные нагрузки в ущерб движению, играм, прогулкам.
– Мы повторяем ошибки западных стран, где дома практически перестали готовить, вошло в привычку питание out of home, т. е. «вне дома». А это – одна из причин эпидемии ожирения и других «взрослых» болезней среди детей, которая развивается в США и некоторых странах Европы. Что делать?
Вторая группа – Спорт
– От того, как ребёнок отдохнёт, наберётся сил на каникулах, зависит его работоспособность и успешность в учёбе. Как организовать каникулы? Ваши советы (3–5 предложений).
– Компьютер и телевизор – в отставку. Найдите им замену (напишите 3–50 предложений).
– Шпаргалка по-научному. Как лучше готовиться к экзаменам?
Третья группа – Закон
– От того, как ребёнок отдохнёт, наберётся сил на каникулах, зависит его работоспособность и успешность в учёбе. Как организовать каникулы? Ваши советы (3–5 предложений).
– Компьютер и телевизор – в отставку. Найдите им замену (напишите 3–5 предложений).
– Снова «Прижим дня». Какой режим дня у вас летом?
Четвёртая группа – Медицина
– От того, как ребёнок отдохнёт, наберётся сил на каникулах, зависит его работоспособность и успешность в учёбе. Как организовать каникулы? Ваши советы (3–5 предложений).
– Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные на быстроту реакции, – стрелялки, бродилки, догонялки. Объясните, почему.
– Исследования показывают, что большинство детей во время учебного года недосыпают. Эта важная биологическая потребность для растущего организма должна быть удовлетворена на каникулах полностью. Какова продолжительность сна для детей разного школьного возраста?
Ответ: младше школьники должны спать не менее 10 часов; дети среднего и старшего возраста – не менее 9 часов.
Пятая группа – Фитнес
– От того, как ребёнок отдохнёт, наберётся сил на каникулах, зависит его работоспособность и успешность в учёбе. Как организовать каникулы? Ваши советы (3–5 предложений).
– Компьютер и телевизор – в отставку. Найдите им замену (напишите 3–5 предложений).
– Закаливание по правилам. Каковы они?
4-й квартал. Осень. Время учиться
– Колбасная диета исключается. Почему?
Ответ: Колбаса и сосиски исключаются, потому что в них много жиров.
– Чем опасен фастфуд?
Ответ: у детей возрастает риск избыточной массы тела и даже ожирения, желудочно-кишечных заболеваний и гипертонии. Чипсы, сухарики, попкорн и т. п. содержат избыток соли. Привыкнув к солёному, человек вынужден всё время повышать количество соли в еде, чтобы поддержать нормальную секрецию желудочного сока.
– Считается, что детям полезны овощные и фруктовые блюда. Но дети их не любят и порой даже сладкие фрукты едят неохотно, а тем более морковные котлеты... Что делать?
Ответ: это большая проблема. Дети не любят овощные и фруктовые блюда, потому что дома их не готовят. Традиции старого белорусского питания – картофель во всех видах, квашеная капуста, соленья, пареные овощи – у нас почти утрачены. Даже мода на домашнее консервирование ушла. А европейская традиция широкого использования быстрозамороженных овощей пока не привилась. Поэтому детей надо специально приучать к этим блюдам.
Информация для учителя
После последнего, четвёртого, квартала, объявляется компания, достигшая наиболее высоких результатов. Руководитель холдинга благодарит всех за работу и предлагает для обсуждения бизнес-план дальнейшего развития.
1. Кулинарный конкурс литературных меню и блюд «У дзядзькi кухара». Ответственный: компания «Питание».
2. «День здоровья». Ответственный: компания «Спорт».
3. Шоу «Мы – против!» Ответственный: компания «Закон».
4 Тренинг личностного роста «Познай себя» Ответственный: компания «Медицина» (совместно с педагогом-психологом).
5. «Танцуй, пока молодой». Танцевальный марафон. Ответственный: компания «Фитнес».
Ожидаемые результаты. Работа над проблемой проекта способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, вниманию к своему организму, ответственному отношению к здоровью, нравственному и безопасному поведению, вовлекает учащихся в исследовательскую и творческую деятельность по совершенствованию своего здоровья.
ВИКТОРИЯ ТЫЛЬКОВИЧ, учитель белорусского языка и литературы средней школы № 119 г. Минска