Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Экообъединения и подростки

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать у обучающихся определённый объём знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи окружающему миру, развитию лидерских навыков и социально ответственного поведения в формировании экологической активности.

Школа призвана обучить учащихся навыкам социального и экологического взаимодействия через многостороннее сотрудничество молодёжных и детских объединений и организаций с государственными структурами, занимающимися экологическими проблемами. Почти во всех школах республики существуют детские, подростковые и юношеские объединения и организации, занимающиеся на общественных началах природоохранной деятельностью. Например, «Зелёный патруль» и «Голубой патруль».
Волонтёрский экологический отряд «Зелёный патруль» – это добровольное объединение учащихся 6–9 классов, изъявивших желание бороться за экологию. Его целью является защита природы и населяющих её живых существ для сохранения и восстановления культурного наследия человечества, физического и духовного здоровья людей, обеспечения экологической безопасности, устойчивого развития. Отряд занимается следующими видами деятельности:

  •    обход закреплённой территории для выявления неблагоустроенных дворов;
  •    проведение разъяснительной работы среди населения о необходимости благоустройства жилища и прилегающей территории;
  •    охрана газонов, клумб, зелёных насаждений;
  •     проведение пропагандистской работы по охране природы, правилам пожарной безопасности.

В нашей школе участники «Зелёного патруля» ухаживают за посадками пришкольной территории, парка Победы, скверов на улицах Гастелло и Грибоедова, дворов микрорайона.
Экологический отряд «Голубой патруль» организуется из числа учащихся 5–10 классов. Главная его задача – изучение и охрана рыбного богатства страны, поддержка чистоты рек и водоёмов. Члены «Голубого патруля» зимой прорубают во льду проруби, чтобы рыба не задохнулась, а весной спасают мальков из стариц, пересыхающих речек, ручейков, озеленяют берега рек и искусственных водоёмов, изучают их растения и животный мир, выявляют случаи загрязнения водных ресурсов. Например, «Голубой патруль» нашей школы следит за состоянием водных ресурсов реки Свислочь, в частности Комсомольского озера. А к Всемирному дню водных ресурсов под руководством учителя биологии ребята участвуют в международном экологическом уроке «Хранители воды» и игре (совместно с УП «Минскводоканал»).
Отряды «Зелёный патруль» и «Голубой патруль» призваны формировать у учащихся практические экологические навыки, интерес к проблемам окружающей среды и самостоятельным исследованиям.

Особое место в формировании экологической активности играют такие детские и молодёжные общественные объединения, как БРСМ и БРПО. Под руководством их активистов проводится много акций экологической направленности: «Кто, если не мы!» (раздельный сбор отходов и других вторичных материальных ресурсов), «Сделаем мир чище!» (республиканская трудовая акция по сбору вторсырья) и др.

Например, в рамках республиканской добровольной акции «Чистый лес» наши пионеры и члены БРСМ, вооружившись мешками для мусора, отправляются в парк Победы и очищают от бытового мусора лесной массив и придорожные полосы. А в канун Всемирного дня птиц с подачи БРСМ и БРПО у нас проводится конкурс на самые креативные скворечник и кормушку. Двухэтажные, круглые, с авторским декором оригинальные домики и столовые размещаются потом на территории школы и городских экотропинках, в частности на Острове птиц.
Дважды в год члены БРПО и БРСМ школы включаются в акцию «Собери макулатуру – спаси дерево». За 2019 год было собрано около 7300 кг макулатуры. А в Международный день Земли стартует ежегодный проект «Зелёный двор вместе», во время которого наши члены БРСМ вместе с родителями и педагогами помогают в озеленении микрорайона.

Интересно
7300 кг макулатуры = 120 деревьев, вырубки которых можно будет избежать, 142 800 кг сэкономленной воды, 7140 кВт электроэнергии или предупреждение выброса в атмосферу около 12 000 кг углекислого газа.

Также инициатором участия во многих экологических акциях выступает ученическое самоуправление, представленное школьным парламентом. Так, в рамках акции «Всемирный день без автомобиля» (привлечение внимания общества к проблемам переизбытка автотранспорта на улицах городов) ребята отказались на день от поездок в общественном транспорте и приехали в школу на велосипедах и самокатах.

Участников детских движений объединяют общие цели, нормы жизни, ценности, особая символика и др. Реализации экологической активности также способствуют игры, соревновательность, а также сочетание диалога, инициативы и творчества.

Школа – центр формирования социальной зрелости юного гражданина, которая развивается через разнообразные коммуникации, участие в значимых делах на благо людей. Поэтому необходимо включать учащихся в общественно значимую деятельность, в том числе направленную на воспитание экологически образованной личности. Формирование экологической активности школьников, задействованных в детских и подростковых объединениях и организациях, представляет собой разворачивающееся во времени педагогически управляемое движение, целью которого является постепенное качественное изменение личности (интенсивный рост самосознания, обогащение экологического опыта).


НАТАЛЬЯ МАКАЕД, заместитель директора по воспитательной работе минской средней школы № 48 им. Ф. А. Малышева