Экологическая тропа: о методах преодоления тяжёлых нарушений речи
Для детей с тяжёлыми нарушениями речи проблема здоровьесбережения наиболее актуальна. Помимо речевого дефекта, у них наблюдаются проблемы с общей и мелкой моторикой, расторможенность и заторможенность мышечного напряжения, повышенная утомляемость, сбой темпоритмической организации движений, неустойчивость внимания, расстройство коммуникативной сферы.
Доказано, что физкультурно-оздоровительная досуговая деятельность способствует совершенствованию детского организма, формирует положительную самооценку, воспитывает потребность в здоровом образе жизни. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.
Задачи досугов и спортивных праздников:
• закреплять навыки диафрагмально-речевого дыхания;
• развивать координационные способности, кистевой праксис, чувства ритма и темпа;
• формировать навыки правильной осанки, оптико-пространственного праксиса;
• формировать речевые (коммуникативные) навыки;
• воспитывать умение общаться, бережно относиться к природе и окружающему миру.
Физкультурные мероприятия включают:
• подвижные игры и упражнения на совершенствование основных движений, разученных ранее на занятиях учителя-дефектолога;
• коррекционные игры и упражнения для активизации речевой деятельности;
• коррекционные гимнастики, игры на развитие психических процессов (память, мышление, логика, воображение).
Тематика досугов и праздников увязывается с образовательным процессом. Проводятся они как в помещении, так и на воздухе (спортивная площадка, лес). Выбор оборудования и инвентаря зависит от сезона, места и основных используемых движений. Для развития мелкой моторики и дыхательных функций применяется нестандартное оборудование.
Перед мероприятиями осуществляется предварительная работа с детьми, в которой участвуют воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители, дети. Воспитатели беседуют на тему экологии, здорового образа жизни, проводят тематические досуги «Королева зубная щётка», «Путешествие в страну микробов», «Лето», «Осень», «Лес», «Животные леса».
Знания, полученные детьми во время занятий, игровых упражнений на экологической тропе, дополняют умения, полученные на занятиях воспитателя, учителя-дефектолога и учат применять их на практике. Помимо приобретения представлений о природной среде, дошкольники знакомятся с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для формирования здорового образа жизни дошкольников (тематические досуги «Путешествие в страну овощей», «Путешествие в страну фруктов»).
Основные виды деятельности детей во время прогулок – игра, эксперимент, наблюдение, труд, во время которых дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывают любовь к природе, желание её беречь и сохранять, экономить природные богатства.
Таким образом, оздоровительные досуги и спортивные праздники оказывают благотворное влияние на детей с тяжёлыми нарушениями речи. У воспитанников формируется положительное мироощущение, улучшаются мышление и восприятие, развиваются логика и память.
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
1. Детальное обследование территории учреждения образования, выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление паспорта экологической тропы.
3. Изготовление станций экологической тропы.
4. Изготовление стендов «Маршрут экологической тропы», «Календарь природы», табличек с условными обозначениями экологических станций, сказочного игрового персонажа (хозяйки
тропы) Капельки, ковриков для сидения.
5. Разработка маршрута экологической тропы.
6. Составление консультаций, методических рекомендаций по использованию объектов экологической тропы для работы с детьми и родителями.
7. Оформление тропы и изготовление оборудования для проведения опытов и наблюдений, игр, организации элементарной трудовой деятельности.
8. Презентация экологической тропы для её популяризации.
ПРОВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ
Организация образовательного процесса на экологической тропе состоит из двух взаимосвязанных блоков.
1. Совместная деятельность взрослого с ребёнком.
2. Самостоятельная деятельность детей. Совместная деятельность взрослого с ребёнком включает:
• экскурсии, занятия, наблюдения за живой и неживой природой с фиксацией в дневниках;
• различные виды художественной деятельности на экологические темы;
• ознакомление с трудом взрослых в природе;
• целевые прогулки по экологической тропе;
• игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные);
• рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы, экологических сказок;
• беседы с детьми на экологические темы по их интересам;
• рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
• сбор коллекций семян, камней, листьев;
• опыты;
• элементарный труд на объектах экологической тропы;
• организацию работы с моделями, календарём природы, дневниками
наблюдений;
• создание проблемных ситуаций – познавательных и практических;
• проведение экологических досугов, праздников, акций, квестов.
СТАНЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Водоём
Искусственный водоём и прибрежное природное окружение – имитация воды. Вокруг залитых песчано-цементным раствором и выкрашенных в синий цвет островков высажены растения, которые произрастают на берегах водоёмов Беларуси (ирис, камыш, папоротник, осока, лилия), расположены насекомые (божья коровка, стрекоза), а также водоплавающие птицы, аист белый, черепахи.
Задачи: сформировать представления о биоцинозе «Водоём» как природной системы; рассказать о растительности и животном мире, об особенностях строения живых организмов для жизни в воде, значении воды в жизни растений, животных, человека; показать на схеме круговорот воды в природе.
Сельское подворье
Огороженный деревянным забором участок с малыми архитектурными фигурами домашних животных и птиц.
Задачи: дать представления о домашних животных, особенностях их внешнего вида, поведения, способах передвижения, повадках, рассказать, что и как они едят, какую пользу приносят человеку.
Цветник «Моя Родина»
Оформлен в виде географической карты Республики Беларусь, на которой каждая область обозначена цветами петуньи разного цвета.
Задачи: формировать патриотические чувства, образ Родины посредством ознакомления с архитектурными достопримечательностями Беларуси, богатством и разнообразием природного и животного мира.
Огород
Задачи: формировать обобщённые представления об овощах (овощи – это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу); углублять представления об условиях, необходимых для роста растений, экологических связях между неживой и живой природой; уточнить представления о многообразии овощей; отражать результат обобщения в развёрнутом речевом суждении; воспитывать умение внимательно слушать, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
Сад
Представлен фруктовыми деревьями (черешня, сливы) и ягодными кустарниками (чёрная смородина).
Задачи: формировать представления о разнообразии фруктовых деревьев, особенностях внешнего вида и вкусовых качествах ягод; дать представление о роли пчёл в жизни садовых деревьев и кустарников и в жизни человека; воспитывать желание наблюдать за сезонными изменениями сада.
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Отношения участников образовательного процесса должны строиться на основе сотрудничества и уважения. И экологическая тропа помогает в этом. Также она способствует повышению уровня экологических представлений, познавательной и речевой активности дошкольников, снижает уровень тревожности и позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей благодаря взаимодействию с природой.
ОЛЬГА ШЕРШЕНЬ, учитель-дефектолог, логопед высшей категории яслей-сада № 3 г. Лиды