Дидактические материалы для формирования личностных и метапредметных компетенций во внеучебной деятельности и в процессе обучения учебному предмету «Физическая культура и здоровье»
Дидактические основы построения содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье»
Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» тесно взаимосвязан с другими учебными предметами и изучается на всех ступенях общего среднего образования с I по XI класс во всех типах учреждений общего среднего образования в объёме трёх часов в неделю (два учебных занятия и одно занятие «Час здоровья и спорта»). Построение содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» осуществляется в соответствии с общепедагогическими и специфическими принципами физического воспитания и соответствует образовательному стандарту общего среднего образования.
Принципиальной особенностью построения содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» является дифференцирование учебного материала с учётом не только возраста и пола обучающихся, но и состояния их здоровья. Для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, используются на практике учебные программы «Физическая культура и здоровье», разрабатываемые Министерством образования Республики Беларусь. Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, изучают учебный предмет по программам, разрабатываемым Министерством образования Республики Беларусь и согласованным с Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к группе лечебной физической культуры, занятия организуются в лечебно-профилактических учреждениях под руководством врача ЛФК по программам, разрабатываемым и утверждаемым Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Перевод учащихся из одной медицинской группы в другую осуществляется в соответствии с нормативными правовыми документами Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь.
Содержание учебной программы «Физическая культура и здоровье» на второй ступени общего среднего образования подразделяется на инвариантный и вариативный компоненты. Инвариантный компонент структурирован на подразделы «Основы физкультурных знаний», «Основы видов спорта» и обеспечивает необходимый оптимальный уровень формирования физической культуры личности в каждом классе на данной ступени образования.
Содержание вариативного компонента учебной программы в объёме от 28,6 % в V классе до 34,3 % годовой нагрузки в IX классе позволяет формировать у учащихся личностные и метапредметные компетенции на более высоком уровне. Практические занятия ориентированы на изучение базовых видов спорта: лёгкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол), акробатики и гимнастики.
Содержание «Часа здоровья и спорта» (третье учебное занятие в неделю) тесно взаимосвязано с содержанием учебной программы и преимущественно ориентировано на совершенствование навыков в игровых видах спорта.
Специфической особенностью содержания учебной программы «Физическая культура и здоровье» на третьей ступени общего среднего образования является наличие не только инвариантного и вариативного компонентов, но и определённого перечня видов спорта, которые изучаются раздельно юношами и девушками. Инвариантный компонент обеспечивает необходимый минимальный уровень формирования физической культуры личности на третьей ступени образования. Учебная программа предусматривает возможность использования 25 учебных часов вариативного компонента (35,7 % годовой нагрузки) на изучение того или иного вида спорта, который определяет сам учитель из представленного в программе перечня. Практические занятия ориентированы на развитие у учащихся способности самостоятельно решать личностно и социально значимые задачи по сохранению и улучшению здоровья средствами физической культуры и спорта. В качестве средств физического воспитания здесь выступают упражнения таких видов спорта, как лёгкая атлетика, лыжные гонки, спортивные игры (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол), акробатика и аэробика спортивная (для девушек), гимнастика атлетическая и акробатика (для юношей).
С учётом преемственности всех ступеней общего среднего образования содержание «Часа здоровья и спорта» (третье учебное занятие в неделю) тесно взаимосвязано с содержанием учебной программы и преимущественно ориентировано на совершенствование личностных и метапредметных компетенций в игровой деятельности (I–IV классы), игровых видах спорта и гимнастике (V–ХI классы).
При наличии в учреждениях образования условий и возможностей содержание учебных программ на всех трёх ступенях образования позволяет использовать от 16 до 24 учебных часов учебного времени для организованного посещения учащимися бассейна и обучения их жизненно важному навыку плавания.
Возрастно-половые особенности учащихся при освоении содержания учебных программ учитываются через требования, предъявляемые к учащимся, завершающим обучение на первой, второй и третьей ступенях общего среднего образования. Данные требования представлены в форме личностных и метапредметных компетенций, включают в себя такие разделы, как «учащиеся должны знать и понимать», «учащиеся должны знать и соблюдать», «учащиеся должны знать и уметь правильно выполнять», «учащиеся должны уметь использовать приобретённые компетенции в практической деятельности и повседневной жизни».
Достижение цели физического воспитания осуществляется путём создания в каждом учреждении общего среднего образования кадровых и учебно-материальных предпосылок. Высокий уровень образованности учителя, наличие спортивных сооружений, оснащение необходимым количеством физкультурного и спортивного инвентаря и оборудования позволяют полноценно решать образовательные, воспитательные, оздоровительные и прикладные задачи.
Ниже для каждого класса перечислены личностные и метапредметные компетенции во внеучебной деятельности и в процессе обучения учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Приводятся также дидактические задания и навыки, которые они формируют. Учитель, реализующий учебную программу, может разработать задания для каждой темы программы по аналогии с предложенными.
V класс
Компетенции внеучебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать:
• отличия учебного занятия от физкультурно-оздоровительного мероприятия, от спортивных соревнований;
• названия зимних и летних видов спорта;
• названия видов спорта, входящих и не входящих в программу Олимпийских игр;
• названия спортивного оборудования и инвентаря в различных видах спорта;
• правила поведения болельщика на трибунах спортивных сооружений;
• требования к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
• требования к участию в спортивных соревнованиях;
• правила регистрации рекордов в различных видах спорта.
Учащиеся должны знать и понимать:
• различия между членом жюри физкультурно-оздоровительного мероприятия и судьёй спортивных соревнований;
• правила определения победителей в различных видах спорта;
• способы измерения массы и длины тела;
• оптимальное соотношение массы и длины тела для своего возраста.
Учащиеся должны знать и соблюдать:
• правила безопасного поведения на спортивных сооружениях, не относящихся к учреждению образования;
• правила соревнований в лёгкой атлетике (бег, прыжки, метания);
• правила соревнований в игровых видах спорта (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол);
• правила посещения бассейна;
• правила купания в открытых водоёмах;
• правила безопасного поведения в тренажёрном зале;
• требования безопасного выполнения домашних заданий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»;
• индивидуальный двигательный режим в выходные дни и во время каникул.
Учащиеся должны уметь использовать приобретённые компетенции в практической деятельности и повседневной жизни:
• регулярно проходить медицинское обследование для получения допуска к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнованиях;
• ежедневно самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики;
• соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила при подготовке спортивной одежды и обуви к занятиям и соревнованиям;
• уметь оказать доврачебную помощь при травмах.
Компетенции учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать и понимать:
• содержание здорового образа жизни;
• отрицательное воздействие вредных привычек на развитие организма;
• положительное воздействие двигательной активности на организм человека;
• примерные нормы двигательной активности, необходимые для оптимального развития организма, укрепления здоровья, поддержания умственной и физической работоспособности в своём возрасте;
• критерии физического развития и уровни физической подготовленности;
• правила самоконтроля во время учебных и самостоятельных занятий;
• термин «Олимпийские игры древности»;
• основные ценности олимпизма, провозглашённые в Олимпийской хартии, их влияние на формирование представлений о гармонично развитой личности;
• значение олимпийских идеалов для физического и духовного самосовершенствования.
Учащиеся должны знать и соблюдать:
• правила безопасного поведения на учебных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
• правила личной и общественной гигиены во время занятий физической культурой;
• санитарно-гигиенические требования к одежде, обуви, спортивному оборудованию и инвентарю;
• критерии оценки величины физической нагрузки;
• индивидуальный двигательный режим учебного и выходного дня;
• правила изученных спортивных и подвижных игр.
Учащиеся должны знать и уметь правильно выполнять:
• комплексы упражнений утренней гимнастики;
• тестовые упражнения для определения уровня развития двигательных качеств;
• упражнения для сохранения правильной осанки.
Учащиеся должны уметь использовать приобретённые компетенции в практической деятельности и повседневной жизни:
• для соблюдения здорового образа жизни;
• для оказания первой доврачебной помощи при различных травмах;
• для занятий плаванием (проплывать не менее 25 м любым спортивным способом плавания);
• для участия в изученных спортивных и подвижных играх;
• для лыжных прогулок с использованием разученных лыжных ходов;
• для велосипедных прогулок;
• для выполнения общеразвивающих гимнастических упражнений с предметами и без предметов;
• для достижения индивидуального максимального результата в тестовых и контрольных упражнениях.
Дидактические задания
Задание 1. Соотнесите иллюстрации по принципу «вид спорта – площадка, на которой им занимаются». (Навыки самостоятельной, поисковой деятельности, индивидуальной работы.)
Например: хоккейная клюшка и шайба – хоккейная коробка, футбольный мяч – футбольное поле, ракетки для настольного тенниса – теннисный стол, боксёрские перчатки – ринг и т. д.
Задание 2. Выполните звуковую гимнастику. (Навыки саморегуляции.)
Например: стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии сделайте сначала глубокий вдох носом, а затем на выдохе громко и энергично поизнесите звук «ха». Упражнение помогает повысить настроение.
Задание 3. Распределите зимние виды спорта на группы: командные и индивидуальные. (Навыки самостоятельного добывания знаний в ходе поисковой и исследовательской деятельности.)
К |
|
И |
О |
конькобежный спорт |
Н |
М |
фигурное катание |
Д |
А |
шорт-трек (на коньках) |
И |
Н |
бобслей |
В |
Д |
кёрлинг |
И |
Н |
скелетон |
|