Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Дидактические материалы для формирования личностных и метапредметных компетенций во внеучебной деятельности и в процессе обучения учебному предмету «Физическая культура и здоровье»

Дидактические основы построения содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье»

Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» тесно взаимосвязан с другими учебными предметами и изучается на всех ступенях общего среднего образования с I по XI класс во всех типах учреждений общего среднего образования в объёме трёх часов в неделю (два учебных занятия и одно занятие «Час здоровья и спорта»). Построение содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» осуществляется в соответствии с общепедагогическими и специфическими принципами физического воспитания и соответствует образовательному стандарту общего среднего образования.

Принципиальной особенностью построения содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» является дифференцирование учебного материала с учётом не только возраста и пола обучающихся, но и состояния их здоровья. Для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, используются на практике учебные программы «Физическая культура и здоровье», разрабатываемые Министерством образования Республики Беларусь. Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, изучают учебный предмет по программам, разрабатываемым Министерством образования Республики Беларусь и согласованным с Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к группе лечебной физической культуры, занятия организуются в лечебно-профилактических учреждениях под руководством врача ЛФК по программам, разрабатываемым и утверждаемым Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Перевод учащихся из одной медицинской группы в другую осуществляется в соответствии с нормативными правовыми документами Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь.

Содержание учебной программы «Физическая культура и здоровье» на второй ступени общего среднего образования подразделяется на инвариантный и вариативный компоненты. Инвариантный компонент структурирован на подразделы «Основы физкультурных знаний», «Основы видов спорта» и обеспечивает необходимый оптимальный уровень формирования физической культуры личности в каждом классе на данной ступени образования.

Содержание вариативного компонента учебной программы в объёме от 28,6 % в V классе до 34,3 % годовой нагрузки в IX классе позволяет формировать у учащихся личностные и метапредметные компетенции на более высоком уровне. Практические занятия ориентированы на изучение базовых видов спорта: лёгкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол), акробатики и гимнастики.

Содержание «Часа здоровья и спорта» (третье учебное занятие в неделю) тесно взаимосвязано с содержанием учебной программы и преимущественно ориентировано на совершенствование навыков в игровых видах спорта.

Специфической особенностью содержания учебной программы «Физическая культура и здоровье» на третьей ступени общего среднего образования является наличие не только инвариантного и вариативного компонентов, но и определённого перечня видов спорта, которые изучаются раздельно юношами и девушками. Инвариантный компонент обеспечивает необходимый минимальный уровень формирования физической культуры личности на третьей ступени образования. Учебная программа предусматривает возможность использования 25 учебных часов вариативного компонента (35,7 % годовой нагрузки) на изучение того или иного вида спорта, который определяет сам учитель из представленного в программе перечня. Практические занятия ориентированы на развитие у учащихся способности самостоятельно решать личностно и социально значимые задачи по сохранению и улучшению здоровья средствами физической культуры и спорта. В качестве средств физического воспитания здесь выступают упражнения таких видов спорта, как лёгкая атлетика, лыжные гонки, спортивные игры (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол), акробатика и аэробика спортивная (для девушек), гимнастика атлетическая и акробатика (для юношей).

С учётом преемственности всех ступеней общего среднего образования содержание «Часа здоровья и спорта» (третье учебное занятие в неделю) тесно взаимосвязано с содержанием учебной программы и преимущественно ориентировано на совершенствование личностных и метапредметных компетенций в игровой деятельности (I–IV классы), игровых видах спорта и гимнастике (V–ХI классы).

При наличии в учреждениях образования условий и возможностей содержание учебных программ на всех трёх ступенях образования позволяет использовать от 16 до 24 учебных часов учебного времени для организованного посещения учащимися бассейна и обучения их жизненно важному навыку плавания.

Возрастно-половые особенности учащихся при освоении содержания учебных программ учитываются через требования, предъявляемые к учащимся, завершающим обучение на первой, второй и третьей ступенях общего среднего образования. Данные требования представлены в форме личностных и метапредметных компетенций, включают в себя такие разделы, как «учащиеся должны знать и понимать», «учащиеся должны знать и соблюдать», «учащиеся должны знать и уметь правильно выполнять», «учащиеся должны уметь использовать приобретённые компетенции в практической деятельности и повседневной жизни».

Достижение цели физического воспитания осуществляется путём создания в каждом учреждении общего среднего образования кадровых и учебно-материальных предпосылок. Высокий уровень образованности учителя, наличие спортивных сооружений, оснащение необходимым количеством физкультурного и спортивного инвентаря и оборудования позволяют полноценно решать образовательные, воспитательные, оздоровительные и прикладные задачи.

Ниже для каждого класса перечислены личностные и метапредметные компетенции во внеучебной деятельности и в процессе обучения учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Приводятся также дидактические задания и навыки, которые они формируют. Учитель, реализующий учебную программу, может разработать задания для каждой темы программы по аналогии с предложенными.

V класс

Компетенции внеучебной деятельности учащихся

Учащиеся должны знать:
•    отличия учебного занятия от физкультурно-оздоровительного мероприятия, от спортивных соревнований;
•    названия зимних и летних видов спорта;
•    названия видов спорта, входящих и не входящих в программу Олимпийских игр;
•    названия спортивного оборудования и инвентаря в различных видах спорта;
•    правила поведения болельщика на трибунах спортивных сооружений;
•    требования к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
•    требования к участию в спортивных соревнованиях;
•    правила регистрации рекордов в различных видах спорта.

Учащиеся должны знать и понимать:
•    различия между членом жюри физкультурно-оздоровительного мероприятия и судьёй спортивных соревнований;
•    правила определения победителей в различных видах спорта;
•    способы измерения массы и длины тела;
•    оптимальное соотношение массы и длины тела для своего возраста.

Учащиеся должны знать и соблюдать:
•    правила безопасного поведения на спортивных сооружениях, не относящихся к учреждению образования;
•    правила соревнований в лёгкой атлетике (бег, прыжки, метания);
•    правила соревнований в игровых видах спорта (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол);
•    правила посещения бассейна;
•    правила купания в открытых водоёмах;
•    правила безопасного поведения в тренажёрном зале;
•    требования безопасного выполнения домашних заданий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»;
•    индивидуальный двигательный режим в выходные дни и во время каникул.

Учащиеся должны уметь использовать приобретённые компетенции в практической деятельности и повседневной жизни:
•    регулярно проходить медицинское обследование для получения допуска к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнованиях;
•    ежедневно самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики;
•    соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила при подготовке спортивной одежды и обуви к занятиям и соревнованиям;
•    уметь оказать доврачебную помощь при травмах.

Компетенции учебной деятельности учащихся

Учащиеся должны знать и понимать:
•    содержание здорового образа жизни;
•    отрицательное воздействие вредных привычек на развитие организма;
•    положительное воздействие двигательной активности на организм человека;
•    примерные нормы двигательной активности, необходимые для оптимального развития организма, укрепления здоровья, поддержания умственной и физической работоспособности в своём возрасте;
•    критерии физического развития и уровни физической подготовленности;
•    правила самоконтроля во время учебных и самостоятельных занятий;
•    термин «Олимпийские игры древности»;
•    основные ценности олимпизма, провозглашённые в Олимпийской хартии, их влияние на формирование представлений о гармонично развитой личности;
•    значение олимпийских идеалов для физического и духовного самосовершенствования.

Учащиеся должны знать и соблюдать:
•    правила безопасного поведения на учебных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
•    правила личной и общественной гигиены во время занятий физической культурой;
•    санитарно-гигиенические требования к одежде, обуви, спортивному оборудованию и инвентарю;
•    критерии оценки величины физической нагрузки;
•    индивидуальный двигательный режим учебного и выходного дня;
•    правила изученных спортивных и подвижных игр.

Учащиеся должны знать и уметь правильно выполнять:
•    комплексы упражнений утренней гимнастики;
•    тестовые упражнения для определения уровня развития двигательных качеств;
•    упражнения для сохранения правильной осанки.

Учащиеся должны уметь использовать приобретённые компетенции в практической деятельности и повседневной жизни:
•    для соблюдения здорового образа жизни;
•    для оказания первой доврачебной помощи при различных травмах;
•    для занятий плаванием (проплывать не менее 25 м любым спортивным способом плавания);
•    для участия в изученных спортивных и подвижных играх;
•    для лыжных прогулок с использованием разученных лыжных ходов;
•    для велосипедных прогулок;
•    для выполнения общеразвивающих гимнастических упражнений с предметами и без предметов;
•    для достижения индивидуального максимального результата в тестовых и контрольных упражнениях.

Дидактические задания

Задание 1. Соотнесите иллюстрации по принципу «вид спорта – площадка, на которой им занимаются». (Навыки самостоятельной, поисковой деятельности, индивидуальной работы.)
Например: хоккейная клюшка и шайба – хоккейная коробка, футбольный мяч – футбольное поле, ракетки для настольного тенниса – теннисный стол, боксёрские перчатки – ринг и т. д.



Задание 2. Выполните звуковую гимнастику. (Навыки саморегуляции.)
Например: стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии сделайте сначала глубокий вдох носом, а затем на выдохе громко и энергично поизнесите звук «ха». Упражнение помогает повысить настроение.

Задание 3. Распределите зимние виды спорта на группы: командные и индивидуальные. (Навыки самостоятельного добывания знаний в ходе поисковой и исследовательской деятельности.)

К

 

И

О

конькобежный спорт

Н

М

фигурное катание

Д

А

шорт-трек (на коньках)

И

Н

бобслей

В

Д

кёрлинг

И

Н

скелетон

 
Информация
    Свидетельство № 100626241 от 15 декабря 2006 выдано Минским горисполкомом
Служба поддержки