Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Дидактические материалы для формирования личностных и метапредметных компетенций обучающихся. Медицинская подготовка Х класс

(Продолжение. Начало в № 6, 7)

Задание № 18

Самые распространённые травмы, которые получают все люди, – это синяки и ушибы. Вы все наверняка когда-то ударялись о твёрдые тупые предметы. Вспомните: что вы чувствовали при ушибе? Как выглядело место ушиба? Что вы делали, получив ушиб?

Направленность задания на достижение образовательных результатов:

  • метапредметные: умение проводить анализ сложившихся чрезвычайных ситуаций с целью оказания первой помощи; умение грамотно и последовательно излагать свои суждения и предположения;
  • личностные: осознание готовности оказания первой помощи пострадавшим и самопомощи.


Задание № 19
Прочитайте стихотворение и выполните задания.
Если хлещет кровь из раны,
То отчаиваться рано.
Кровь темна – бинтуй потуже.
Если алая – жгут нужен.
Коль торчит из раны что-то,
Доставать – врача забота.
Если вынешь сам, тогда
Больше причинишь вреда.
О. Емельянова

Вопрос или задание

Направленность вопроса или задания на достижение образовательных результатов

1

О каких видах кровотечений говорится в стихотворении?

Метапредметные: умение чётко сформулировать ответ на поставленный вопрос.

Личностные: демонстрация устойчивого интереса к самостоятельной деятельности

2

Объясните смысл первых двух строчек стихотворения

Метапредметные: умение грамотно и последовательно излагать свои мысли и суждения.

Личностные: осознание необходимости владения своими эмоциями в чрезвычайных жизненных ситуациях

3

Какой вред можно нанести пострадавшему, если извлечь из раны инородный предмет?

Метапредметные: умение правильно, лаконично и логично излагать свои суждения, умозаключения и отстаивать свою точку зрения; приведение доводов или аргументов, доказывающих истинность выдвинутых предположений.

Личностные: понимание необходимости бережного отношения к пострадавшим людям



Задание № 20
Внезапные заболевания и несчастные случаи часто наблюдаются на улице, производстве, в транспорте, общественных местах. От решительности окружающих людей, умения организовать и оказать первую помощь зависит исход многих тяжёлых заболеваний, а порой и жизнь пострадавшего. Фактор времени играет огромную роль при инфаркте миокарда, острых отравлениях, кровотечениях, травматическом шоке и особенно при внезапной остановке сердца. В современном мире большое значение приобретает умение оказать первую помощь. Этому необходимо учиться, это надо знать и уметь!

Используя приведённый перечень фактов, действий и мероприятий, составьте схему «Универсальный алгоритм оказания первой помощи пострадавшим» (соблюдайте очередность действий).

  • Поддержание проходимости дыхательных путей.
  •  Контроль состояния пострадавшего, создание психологической поддержки.
  •  Есть дыхание.
  •  Проведение сердечно-легочной реанимации.
  •  Оценка обстановки и устранение угрожающих факторов.
  •  Определение наличия сознания у пострадавшего.
  •  Без сознания.
  •  Определение наличия дыхания, восстановление проходимости дыхательных путей.
  • Нет дыхания.
  •  Передача пострадавшего бригаде скорой помощи.
  •  Вызов скорой помощи – 103.
  •  Сознание есть.
  •  Осмотр пострадавшего на наличие наружного кровотечения (дополнительных травм) и его устранение, если таковое есть.

Направленность задания на достижение образовательных результатов:
метапредметные: умение отбирать, обобщать и анализировать необходимую информацию для выполнения задания; установление причинно-следственных связей;
личностные: демонстрация поступков, нацеленных на бережное отношение к пострадавшим людям.

Задание № 21
Прочитайте предложения. Найдите ошибки и исправьте их.
1) Номер вызова скорой помощи – 101.
2) Рваная рана возникает в результате повреждения мягких тканей острыми удлинёнными предметами.
3) При венозном кровотечении ярко-алая кровь вытекает из раны пульсирующей струёй.
4) При ожоге необходимо обработать поражённый участок йодом.
5) При тепловом или солнечном ударе необходимо смочить лоб пострадавшего раствором питьевой соды.
Направленность задания на достижение образовательных результатов:
метапредметные: умение анализировать информацию, самостоятельно искать, отбирать и извлекать неправильную информацию путём исправления допущенных ошибок;
личностные: осознание готовности оказать первую помощь пострадавшим людям.

Задание № 22
Решите ситуационную задачу, ответив на вопросы.
Прогуливаясь с подругами по парку, вы обнаружили мужчину без признаков жизни: сознание отсутствует, движений грудной клетки не видно, пульс не прощупывается.
1) Как установить, жив этот человек или умер?
2) Что необходимо предпринять, если человек ещё жив?
3) Какими способами можно провести искусственное дыхание?
4) Где должны лежать руки при проведении непрямого массажа сердца?
5) О чём свидетельствуют неуспешные реанимационные мероприятия?
Направленность ситуационной задачи на достижение образовательных результатов:
метапредметные: умение организовывать самостоятельный поиск способов решения ситуационной задачи; способность грамотно и последовательно излагать свои суждения и предположения;
личностные: способность оценивать экстремальные ситуации с точки зрения сохранения жизни пострадавшим людям; осознание готовности оказать первую помощь пострадавшим людям.

Задание № 23. Решите ситуационную задачу.
На ваших глазах проезжавший на велосипеде мальчик 9 лет зазевался и упал. При падении он ударился носом о руль велосипеда. У мальчика началось носовое кровотечение. Составьте алгоритм оказания первой помощи пострадавшему, если в вашем распоряжении имеются бутылка с водой, одноразовые бумажные платочки, носовой платок.
Направленность ситуационной задачи на достижение образовательных результатов:
метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения проблемных ситуаций; умение грамотно и последовательно излагать свои мысли и суждения;
личностные: демонстрация готовности оказать первую помощь пострадавшим людям.

Задание № 24. Решите ситуационную задачу.
У мужчины, который отправился в поход с друзьями, в результате неосторожного обращения с ножом возникло сильное кровотечение подколенной артерии (бьет струёй). Определите, какое кровотечение у пострадавшего. Запишите алгоритм оказания первой помощи пострадавшему при условии, что у туристов нет никаких перевязочных материалов, кроме одежды и брючного ремня.

Направленность ситуационной задачи на достижение образовательных результатов:
метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения проблемных ситуаций; умение грамотно и последовательно излагать свои мысли и суждения;
личностные: способность видеть, понимать и решать проблемную ситуацию.

Задание № 25
Прочитайте текст.
Подручные средства для оказания первой помощи
Во время стихийных бедствий, при дорожных авариях и несчастных случаях в быту иногда возникают ситуации, при которых табельных средств для оказания первой помощи не оказывается под рукой. Тогда для спасения жизни пострадавших приходится использовать подручные средства.
Подручными средствами при наложении повязок могут являться чистые простыня, рубашка или платье, полотенце; хлопчатобумажная ткань; гигиенические средства – женские прокладки, носовые платки, памперсы.
Для остановки кровотечения вместо жгута можно использовать брючный ремень или пояс, галстук, косынку, шарф, ремешок от сумочки или ранца, шнур электробритвы, скрученный в жгут скотч, верёвку, кабель или провод.
При переломах в качестве шин можно использовать полоски твёрдого картона или фанеры, доски, палки, плотно скатанную одежду, трость, зонтик, лыжи и др. Для переноски пострадавшего на близкие расстояния можно использовать одеяло или простыню, чехол от сидения машины, фрагмент забора, доски, панели ПВХ, крышку стола или шкафа, снятую с петель дверь и т. п.


Запомните, когда человеческая жизнь под угрозой и нет возможности вызвать спасательные службы, нет специальных медицинских средств оказания первой помощи – используйте и применяйте всё, что не навредит пострадавшему, но поможет спасти его жизнь.
Ответьте на вопросы и выполните задания.
1. Внимательно рассмотрите рисунок, на котором изображены подручные средства при оказании первой помощи. При каких видах повреждений можно использовать представленные подручные средства? Свой ответ обоснуйте.

Направленность задания на достижение образовательных результатов:
метапредметные: умение самостоятельно ориентироваться в различных источниках информации; умение анализировать информацию, представленную в виде рисунка;
личностные: осознание готовности оказания первой помощи пострадавшим.
2. Найдите в тексте и запишите ответ на вопрос: «Какие подручные средства можно использовать вместо жгута?»
Направленность вопроса на достижение образовательных результатов:
метапредметные: умение извлекать необходимую информацию из текста для ответа на поставленный вопрос;
личностные: готовность выполнять определённые действия для достижения поставленной задачи; демонстрация устойчивого интереса к самостоятельной деятельности.
3. На основании прочитанного текста найдите неверные утверждения. Отметьте их знаком «».
□ При переломах в качестве шин можно использовать крышку стола или шкафа, снятую с петель дверь, панели ПВХ.
□ Для остановки кровотечения вместо жгута можно использовать плотно скатанную одежду, трость, зонтик.
□ В экстремальных условиях при отсутствии табельных средств оказания первой помощи необходимо применять подручные средства.
□ Вместо жгута можно использовать брючный ремень, ремешок от сумочки, галстук.
Направленность задания на достижение образовательных результатов:
метапредметные: умение находить в тексте информацию, необходимую для выполнения учебной задачи;
личностные: способность рассуждать логически.
4. Ещё раз прочитайте текст. На его основании составьте схему «Подручные средства оказания первой помощи».
Направленность задания на достижение образовательных результатов:
метапредметные: умение преобразовывать текст в знаково-символическую информацию (схему);
личностные: способность творчески и ассоциативно мыслить.

Задание № 26
Прочитайте текст.
Ежегодно, начиная с 2000 года, во вторую субботу сентября отмечается Всемирный день оказания первой помощи. Инициаторами учреждения этой даты выступили члены Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Ситуации, в которых необходимо оказание первой помощи, возникают неожиданно и, как правило, в условиях отсутствия людей с медицинским образованием. В этих случаях, когда дорога каждая минута, действовать необходимо чётко, быстро и решительно, не поддаваясь панике.
Облегчить состояние пострадавшего до прибытия специалистов считает своим долгом практически каждый человек, но незнание основ первой помощи порой может привести к обратным результатам. Необходимо знать не только правила оказания первой помощи при различных повреждениях, но и то, чего делать нельзя, чтобы не ухудшить состояние пострадавшего. Оказывая первую помощь при отсутствии медицинского образования или специальных знаний по этому вопросу, опираясь на распространённые мифы, можно сделать человека инвалидом или даже убить его. Во избежание этого придерживайтесь главного принципа «Не навреди!» и помните о том, чего делать категорически нельзя.
 Не переносите пострадавшего на другое место, если только ему не угрожает огонь.
 Накладывая повязку, шину, не причиняйте ему дополнительной боли, чтобы не ухудшить самочувствия пострадавшего.
 Рану при кровотечении не промывайте водой, не смазывайте, не засыпайте дезинфицирующими порошками, не обрабатывайте йодом или спиртом, не накладывайте вату.
 Не прикасайтесь к ране руками или какими-либо предметами.
 Не давайте воду или лекарство для приёма внутрь пострадавшему, если он без сознания.
 Не удаляйте видимые инородные тела из раны брюшной и грудной полостей.
 Не оставляйте лежать на спине пострадавшего, потерявшего сознание, если у него тошнота или рвота.
 Не снимайте одежду и обувь с травмированной конечности у пострадавшего в тяжёлом состоянии.
 Не позволяйте пострадавшему смотреть на свою рану.
 Не усугубляйте состояние пострадавшего своим взволнованным или озабоченным видом.
 Не наносите мази и масла на ожоговую поверхность.
 Не стучите по спине человека, если он подавился.
Ответьте на вопросы и выполните задания.
1. Найдите в тексте и запишите ответ на вопрос: когда и кем был инициирован Всемирный день оказания первой помощи?
Направленность задания на достижение образовательных результатов:
метапредметные: умение искать и отбирать необходимую информацию из текста для решения поставленных задач;
личностные: готовность осуществлять на