Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

День пернатых

Птицы – важная часть природы. Они не просто оживляют своими песнями леса, луга и поля, но и приносят огромную пользу окружающему миру, поддерживая биогеоценоз, уничтожая множество насекомых-вредителей и способствуя расселению растений. Поэтому задача человека – бережно относиться к пернатым.

Цель – закрепление знаний учащихся в области экологической культуры и воспитание любви к окружающему миру.
Задачи: закреплять знания об экологической культуре; знакомить с видами птиц и учить их различать; воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; формировать бережное отношения к природе.
Материалы и оборудование: книжная выставка «Птицы родного края», мультимедийная презентация о птицах Беларуси и других стран; аудиозаписи голосов птиц; бумага; цветные карандаши; ручки.

Ход занятия
Библиотекарь. Птицы дороги нам как часть чудесной природы. Глядя на них, слушая их песни, мы испытываем радость и бодрость. Ещё птицы приносят человеку большую пользу, охраняя леса, поля, сад и огороды от вредных насекомых и грызунов. Без птиц хороший урожай просто невозможен! Поэтому птиц надо беречь и помогать им. Например, подкармливать зимой, делать домики и кормушки. Собрались, положим, в лес покататься на лыжах – не забудьте взять с собой угощение для птичек.
А сейчас посмотрим небольшую презентацию о лесных пернатых, разделимся на команды – и вперёд, к конкурсам!

І тур. Узнай птицу
Команды отвечают на вопросы. За каждый верный ответ – 1 балл.
1. В наших лесах живёт несколько видов дятлов. Почему их называют лесными докторами? (Они уничтожают вредных для деревьев насекомых.)
2. В лесу -40 °С, а в гнезде – маленькие птички. Может ли такое быть? Почему? (Да, это клесты. Они обычно выводят птенцов в конце года, когда у них вдоволь пищи – еловых и сосновых шишек.)
3. Кукушка подкладывает свои яйца в чужие гнёзда, а её птенцы выталкивают хозяйских. Как кукушка искупает свою вину? (Она уничтожает волосатых и ядовитых гусениц, которых боятся есть другие птицы.)
4. Мы любим соловьёв за чудесные песни и весёлый нрав. Но чем ещё полезны эти птицы? (Они питаются многими насекомыми-вредителями.)
5. Скворцы могут устраивать свои жилища только в дуплах. Ежегодно в нашей стране делают и вывешивают тысячи скворечников. За что так ценят этих птиц? (Только один выводок скворцов за период гнездования уничтожает около 8 тыс. опасных вредителей.)



II тур. Чьё описание?
Команды отвечают на вопросы. За каждый верный ответ – 1 балл.
1. Многие представляют эту птицу красавицей, но на самом деле она невзрачная: коричневато-белая с рыжим хвостом, длинными ножками и большими тёмными глазами. Что это за птица? (Соловей.)
2. Упёршись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото, клювом, а потом длинным языком с зазубринами достаёт насекомых из получившегося отверстия. Это … (дятел).
3. Эту птицу легко узнать по большому клюву, у которого одна половинка перекрещивается с другой. Он предназначен для разламывания еловых и сосновых шишек, но может пробить и кору. Это … (клёст).
4. Это довольно большая тёмная со светлыми пестринками птица. По пению её узнать трудно, потому что она перенимает голоса других пернатых. Является перелётной, причём в наши края возвращается одной из первых. Что это за птица? (Скворец.)
5. Эта певунья очень непоседлива, имеет тёмно-синие пёрышки и жёлтую грудку. Клюв маленький, голова втянута, довольно длинный хвост. Это … (синица).
6. Лапки этой птицы густо оперены вплоть до пальцев, поэтому она не проваливается в снегу. А ещё зимой она белая, а весной её шея и зоб приобретают каштаново-рыжий цвет. Это … (куропатка).

III тур. Спасатели леса
Команды отвечают на вопросы. За каждый верный ответ – 1 балл.
1. Почему дятел долбит дерево даже тогда, когда оно уже погибло? (Он не хочет, чтобы жуки-вредители переселялись на другие деревья.)
2. Когда дятел выдалбливает дупло, он наносит вред дереву? (Нет, он выковыривает из норок жуков-дровосеков и короедов.)
3. Чем ещё полезны дятлы? (В выдолбленных ими дуплах строят гнёзда другие птицы.)
4. Что делает на дереве пищуха? (Обшаривает все щёлочки и трещины в коре, вытаскивая оттуда насекомых-вредителей и их личинки.)
5. У какой полезной лесной птицы гнездо всегда обмазано глиной? (У поползня.)
6. Какая маленькая птичка съедает почти столько же насекомых, сколько весит сама? (Королёк.)


IV тур. Факты о птицах
1. Как поёт весеннюю песню дятел? (Звук, будто по пустой бочке кто-то стучит.)
2. Как долго и каким образом дятлы строят гнездо? (Выдалбливают в течение двух недель дупло и устилают опилками.)
3. Почему под деревом бывает много вышелушенных сосновых шишек? (Дятел засовывает шишку в расщеплённый сук, чтобы, выклевав все семена, сбросить её вниз и взяться за следующую.)
4. Что будет с лесом, если в нём завелось много дятлов? (Деревья будут крепкими и здоровыми.)
5. Сколько лет живут вороны? (10–15 лет в природе, более 50 лет в неволе.)
6. Почему вороны кружат над лесом, всматриваясь в происходящее на земле? (Ищут следы чужого пиршества (зверьков, загрызенных хищниками), выброшенную на берег рыбу, распотрошённые гнёзда, чтобы позвать на это место всю стаю.)
7. Как отличить серую ворону от лесного ворона? (У серой вороны перья серые и чёрные, а ворон весь чёрный. Вороны спокойно сосуществуют с людьми, ворон никогда не приближается к человеческому жилью.)
8. Без каких птиц зимний лес кажется мёртвым? (Без синиц, они не улетают на зиму в тёплые страны и звонко перекликаются в лесу.)
9. Что делают синицы в лютую стужу, когда не могут найти еду? (Прилетают к жилью человека, поэтому мы делаем для них кормушки с семечками подсолнуха и зерном.)
10. Как по-другому называют глухаря? (Большой лесной петух.)
11. Зачем на берегах ручьёв глухари клюют мелкие камушки? (Чтобы в желудке они, как жернова, перетирали ягоды.)
12. Чем глухарь питается зимой? (Сосновыми хвоинками.)
13. Как происходит глухариное токование? (Глухари ходят по земле, распустив веером хвосты, и щёлкают клювом.)
14. Зачем вальдшнеп запускает клюв в мягкую землю? (Он клювом чувствует шевеление насекомых, ловит их и ест.)
15. Что сделает вальдшнеп, если люди увидят его птенцов? (Покинет гнездо и перенесёт птенчиков в новое место.)

V тур. Пернатые загадки
Команды разгадывают загадки про жаворонка, соловья, сову, сороку, дятла, кукушку. Правильный ответ – 1 балл.

VI тур. Птичьи повадки
1. Что делают скворцы, если находят в своих гнёздах весной других птиц? (Выселяют их с криком и шумом, вычищают оставшиеся перья и другой хлам и приносят в клювах пахучие растения, лук и чеснок.)
2. Почему летящая стая птиц выстраивается клином? (Такая форма уменьшает сопротивление воздуха.)
4. Почему глухаря назвали глухарём? (Во время пения он перестаёт воспринимать другие звуки.)

VII тур. Я знаю этих птиц
1. Какие птицы лучше всех ныряют? (Королевские пингвины. Они ныряют более 130 раз в день, опускаясь на глубину до 343 м.)
2. Где живёт птица-кардинал? (В Южной Америке.)
3. Какую птицу называют пастухом и даже конюхом? (Красноносую водяную курочку.)
4. Какие птицы имеют уши? (Совы.)
5. Где от опасности прячет своих птенцов водоплавающая птица – поганка? (На спине в перьях.)
6. Кто высиживает птенцов у австралийских страусов эму? (Самцы.)
7. Почему птицу-ткача так называют? (Она искусно плетёт гнездо-мешок.)
8. Как китайцы используют гнездо саланганы? (Из него готовят вкусное блюдо.)
9. Чем питается козодой, который прилетает к стадам коз и овец по ночам? (Мошками.)
10. Как оляпка добывает себе корм? (Бегает по дну реки и поедает речных насекомых и маленьких рыбок.)

VIII тур. Птицы из любимых книг
Библиотекарь называет птицу, а команды должны вспомнить литературное произведение, где она упоминается, и его автора.
1. Аисты есть в… (в сказке В. Гофмана «Калиф-аист»).
2. Галка есть в… (в книге Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»).
3. Попугай есть в… (в книге Г. Остера «Зарядка для хвоста»).
4. Соловей есть в… (в сказке Х.-К. Андерсена «Соловей»).
5. Ворон есть в… (в сказке Х.-К. Андерсена «Снежная королева»).
6. Жар-птица есть в… (в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок»).
7. Утёнок есть в… (в сказке Х.-К. Андерсена «Гадкий утёнок»).

IX тур. Нарисуй кормушку
Ребята рисуют кормушки, а дома по желанию их делают.

X тур. Чей голос?
Учащиеся угадывают птиц по их пению.

XI тур. Кроссворд о птицах
Дети придумывают кроссворды и отдают их жюри.

Жюри подводит итоги и награждает победителя.

Библиотекарь. Природа – огромный и интересный мир, в котором ни на минуту не замирает жизнь. Всё в природе взаимосвязано, поэтому к любому существу надо относиться бережно. Учитесь слышать голос Земли и берегите природу! Спасибо за участие и до новых встреч!

ТЕКСТ: ТЕРЕЗА КОВАЛЬЧУК, заведующая библиотекой гимназии № 2 г. Волковыска