Через творчество к ЗОЖ
Сократ когда-то сказал, что здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто. Поэтому современная система образования столько времени отводит сохранению здоровья учащихся и формированию у них основ здорового образа жизни. А что если приучать к нему можно не только через занятия физкультурой, но и посредством творчества?
Общеразвивающие занятия в группе продлённого дня, направленные на формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), проводятся в соответствии с принципами систематичности и последовательности, непрерывности, цикличности, сознательности и активности, в соответствии с принципом формирования ответственности учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей, а также принципами повторения и наглядности.
Логичным продолжением познавательных и воспитательных занятий, посвящённых формированию культуры ЗОЖ в группе продлённого дня, являются занятия творчеством. Через рисование, аппликацию, лепку и конструирование первоклассники повторяют и закрепляют полученные знания. К тому же творческие занятия способствуют удовлетворению потребности ребёнка в продуктивной творческой деятельности, а также развитию его эмоциональной сферы.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Вот почему так важно уделять внимание художественно-творческой деятельности в детском возрасте.
Тематика занятий творчеством тесно связана с предшествующими познавательными и воспитательными мероприятиями, посвящёнными здоровому образу жизни. Так, после проведения цикла занятий «Азбука питания» я закрепляю полученные знания через создание аппликации «Витамины на тарелке», «Ветка винограда», лепку из пластилина «Фрукты нашего сада», «Фрукты из заморских стран», «Овощи». Дети также с увлечением трудятся над коллективным созданием книжки-малышки «Полезные и вредные продукты». А на закрепление пользы прогулок на свежем воздухе работают: лепка на картоне, обрывная аппликация «Берёзка», аппликации «Снежинки», «Цветы и бабочки», рисование клеем и манной крупой «Зимний пейзаж» и др.
Чтобы творческие занятия были успешными, воспитателю необходимо особое внимание уделить созданию ситуации успеха, использовать игровые сюжеты, сочетать коллективные и индивидуальные виды работы, создавать возможности для творческого поиска. Ведь если для взрослого человека главным является результат деятельности, то для ребёнка первостепенное значение имеет получение удовольствия от самого творческого процесса. Также неотъемлемой частью занятий является организация физкультминуток, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики.
В процессе творческих занятий снимается эмоциональное напряжение, улучшается настроение учащихся. А это залог их физического и нравственного здоровья, успехов в обучении.
СВЕТЛАНА АБРАМУК, воспитатель группы продлённого дня средней школы № 10 г. Пинска Брестской области