Быть уверенным в себе – это здорово!
Что значит быть уверенным в себе? Почему это так важно? Из чего складывается наша уверенность? Можно ли поднять её другому человеку? Вопросы, вопросы, вопросы… А ответы на них можно найти в данной разработке.
Цель – познакомить учащихся с понятием «самооценка».
Задача: рассмотреть компоненты уверенного и неуверенного в себе человека.
Материалы и оборудование: шаблоны объявления «Ищу друга» и «Кто я?»; карточки с ситуациями; ручки; магниты; шаблон доски объявлений; цветные листы А3; карточки с пожеланиями; игрушка «Лёлик».
Ход занятия
I. Организационная часть
Психолог. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведём занятие «Быть уверенным – это здорово!», на котором рассмотрим, что такое уверенность и из чего она складывается. А ещё к нам пришёл очень интересный и любознательный герой – Лёлик. Поэтому, прежде чем начать занятие, я предлагаю познакомиться друг с другом. Давайте покажем нашему гостю, какие вы разные, весёлые и интересные!
Знакомство
Психолог передаёт игрушку детям. К кому она попадёт, тот должен представиться (назвать своё имя и одно своё качество).
Ромашка правил
Цель – выработка норм работы в группе, вхождение в игровой стиль взаимодействия.
Ребята исходя из темы занятия совместно выделяют основные правила работы на нём.
II. Основная часть
Психолог. Любой мечтает иметь настоящего друга. У кого-то из вас наверняка такой друг уже есть. У кого-то – множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них того, кого можно было бы гордо назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признаёт, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает. Поэтому с этого момента я становлюсь редактором особого сообщества бесплатных объявлений – «Ищу друга».
Ищу друга
Цель – развитие коммуникативных навыков.
Каждый ребёнок помещает в сообщество объявление о поиске друга. Количество слов, размер букв и форма послания неограниченны. Можно изложить список требований к кандидату в друзья (набор качеств, которыми он должен обладать), нарисовать его портрет или рассказать о себе. Главное условие – объявление должно привлекать внимание. Время на подготовку – 10 минут.
Дети берут шаблон объявления, фломастеры и придумывают объявления.
Психолог. Ребята, понравилось ли вам это упражнение? Возникали ли трудности при составлении объявления? Если да, то какие? (Ответы детей.) Итак, первой составляющей уверенности в себе является наличие друзей.
Каждый из нас порой сталкивается с такими жизненными ситуациями, когда не знает, как поступить, и начинает сомневаться в себе и своих силах. К счастью, сейчас существует служба «Телефон доверия», куда можно обратиться с любой тревожащей проблемой. Представьте, что вы работаете в такой службе и к вам поступил звонок от подростка, который не знает, что делать.
Телефон доверия
Решить ситуационные задачи, ответив на два вопроса к каждой: уверен ли позвонивший в себе и как ему помочь.
Ситуация № 1. Здравствуйте, меня зовут Степан. У нас в школе часто проходят концерты, посвящённые различным праздникам. Я люблю петь и очень хочу как-нибудь тоже поучаствовать, но я не уверен, что смогу, ведь я никогда не занимался профессионально. Мне очень нужна ваша помощь, посоветуйте, как мне быть.
Ситуация № 2. Здравствуйте, меня зовут Мария. Мне 11 лет. У меня совсем нет друзей. Каждый день я хожу на детскую площадку и с завистью поглядываю на ребят, играющих вместе. Я очень хочу с ними подружиться, но боюсь, что они не примут меня в свою компанию. Я не знаю, что мне делать. Мне очень нужна ваша помощь!
Ситуация № 3. Здравствуйте, меня зовут Никита. Я учусь в 5 классе. Я увлекаюсь танцами, хожу на занятия в танцевальную студию. Сегодня я узнал, что через несколько дней у нас будет отчётный концерт. Я очень переживаю, что во время выступления я забуду все движения и опозорюсь перед зрителями. Вы мне поможете?
Ситуация № 4. Здравствуйте, меня зовут Коля. Я учусь в 6 классе. У меня совсем нет друзей, а в классе со мной никто не хочет дружить. Я не знаю, что мне делать!
Ситуация № 5. Здравствуйте, меня зовут Полина. Мне 9 лет. Моя семья переехала в другой город, я пойду в новую школу и очень боюсь, что меня не примут в новом классе. Помогите мне, я очень нуждаюсь в вашей помощи!
Психолог. Как думаете, после ваших советов ребята станут более уверенными в себе? Я думаю, что да, поскольку, чем больше поддержка, тем увереннее и смелее становится не только тот, кому помогают, но и тот, кто помогает!
Итак, ребята, мы научились помогать друг другу в трудных ситуациях. Теперь нам доступна следующая составляющая уверенности в себе – поддержка окружающих. А ещё важно любить и хвалить себя за любые успехи и достижения.
Кто я?
Надо завершить несколько предложений, характеризующих ребёнка:
1. Я горжусь собой, когда я…
2. Я симпатичный человек, потому что…
3. У меня есть два таких замечательных качества, как …
4. Одна из самых лучших вещей, которые я сделал(а) в своей жизни…
III. Заключительная часть
Психолог. Уверенность в себе складывается из многих факторов: самооценки, мнения и отношения окружающих, поддержки, наличия друзей, любви и уважения к себе. Очень важно, что каждый имеет индивидуальность, которой привлекает других людей.
А теперь давайте создадим «Капсулу времени» – ящик с письмами о наших мечтах и желаниях. Через год откроем его и посмотрим, сбылись они или нет.
Послание самому себе
Написать или нарисовать письмо с мечтой и положить психологу в коробку.
В конце занятия участники придумывают способы по формированию уверенного поведения и получают памятку «Пять шагов к уверенности в себе».
Пять шагов к уверенности в себе
Уверенный в себе человек живёт полноценной, насыщенной жизнью. Чтобы повысить самооценку, надо:
1. Признать свои сильные и слабые стороны и, соответственно, сформулировать цели.
2. Решить, что для вас ценно, во что верите, какой бы хотели видеть свою жизнь.
3. Не забывать, что каждое событие и действие можно оценить по-разному.
4. Никогда не говорить о себе плохо! Особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты – глупый, уродливый, неспособный, невезучий, неисправимый и т. д.
5. Позволять себе расслабляться, прислушиваться к своим мыслям, заниматься тем, что по душе, проводить время наедине с собой. Так можно лучше себя понять.
Психолог. Спасибо за активность и решительность! А теперь небольшой сюрприз! (Раздаёт карточки с пожеланиями типа «Желаю тебе чудесного дня!», «Желаю тебе много-много улыбок!», «Желаю тебе хорошего настроения!» и др.) Спасибо за участие!
ДАРЬЯ СЯСЕВА, педагог-психолог Жировичской средней школы Слонимского района