Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Безопасность и этика в сети Интернет

В век технологий интернет – инструмент настолько привычный, что, используя его для поиска информации, развлечений и общения, мы практически не задумываемся о своей безопасности и этике поведения в Глобальной сети. Размещаем фотографии в социальных сетях, комментируем чужие записи, создаём статусы, переписываемся. Какие опасности подстерегают при обмене личными данными и почему нельзя забывать об общепринятых нормах поведения в интернете?

Цель – повышение грамотности учащихся в вопросах безопасности и общепринятых норм поведения в интернете.

Задачи: познакомить учащихся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в интернете; выработать правила безопасного поведения в Сети; приучить к соблюдению общепринятых нравственных норм поведения в ней; развивать критическое мышление, логику, умение анализировать и делать выводы; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, толерантность по отношению к участникам беседы.

Организационно-методические указания: провести анкетирование «Подростки в социальных сетях», изготовить буклеты «Безопасный интернет», подготовить информацию о популярности социальных сетей в мире и в Республике Беларусь.

Ход мероприятия

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить ряд важных современных проблем. Обратите внимание, что тему на доске я не записал. Давайте из предложенных слов составим тему классного часа.

Учащиеся составляют тему тренинга, используя слова: безопасность, интернет, в Сети, этика, социальные сети, веб-агрессоры, спам-фишинг.

Учитель. Стивену Кингу, знаменитому американскому писателю, принадлежит цитата: «Самая большая замочная скважина в истории человечества – интернет». Как вы думаете, в чём смысл этоого высказывания? (Ответы учащихся.) Зачастую мы используем сеть Интернет как средство для поиска информации, развлечений, общения. Размещаем в социальных сетях фотографии, комментарии, статусы. Но даже не подозреваем, что может стоять за безобидным, как нам кажется, обменом личной информацией. Тема нашего занятия сегодня поможет найти как отрицательные, так и положительные стороны виртуального пространства. Предлагаю подумать: что вы уже знаете по заданной теме, что хотите узнать?


Знаю / хочу узнать

Надо заполнить размещённую на доске таблицу. Учитель комментирует, помогает соотнести явления.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

Угроза

Этика в Сети

Интернет

Социальные сети

Информация

Веб-агрессоры

Зависимость

Спам-фишинг


Учащиеся с помощью учителя ставят задачи урока, используя данные из таблицы.

Учитель. Сегодня мы узнаем правила безопасности и этичного поведения в интернете, а также обозначим основные угрозы и зависимости, которые нас подстерегают в виртуальном пространстве. К концу урока для вас раскроется тайна, кто же такие веб-агрессоры, «тролли» и что такое спам-фишинг.

А пока давайте представим, что вы гуляете по центру города, где много кафе. За стеклянной витриной одного бистро вы видите сидящих людей. Чем они занимаются? Давайте порассуждаем. (Учащиеся описывают свои представления.) Наверное, слушают музыку, переписываются по телефону или планшету, дети играют в онлайн-игры, кто-то работает за ноутбуком.

Это обыденная жизнь. Современные технологии подарили нам устройства для развлечения, облегчили быт. Времени на общение стало меньше – ведь так можно пропустить что-то новое в интернете. Наверняка многие из вас делают то же самое на улице, в школе и дома.

При регистрации на интернет-ресурсе или для общения в социальных сетях, необходим никнейм (выдуманное имя). Предлагаю выполнить упражнение, которое позволит мне больше узнать о вас. Давайте придумаем сейчас никнеймы или запишем уже существующие, а также создадим статус.

Создай никнейм

Дети придумывают и записывают никнеймы на своих бейджах.


Статус

Учащиеся озвучивают статусы, обозначающие их эмоциональное состояние на данный момент.


Учитель. Ваши ники характеризуют вас не только как пользователей, но и как личности. Мне как классному руководителю важна информация о моих учениках. Чтобы сложился полный образ, давайте теперь составим список занятий в сети Интернет.


Занятия в сети Интернет

Учащиеся совместно с учителем составляют список занятий в Сети.


Учитель называет итоги проведённого ранее анкетирования.


Учитель. Я просила вас подготовить интересные статистические данные о популярности социальных сетей в мире и Республике Беларусь.

1-й ученик. Сегодня интернетом пользуется 1/3 мирового сообщества. Самой быстро растущей социальной сетью считается «Фейсбук».

2-й ученик. Более 90 % белорусских пользователей заходит в интернет ежедневно. Почти 100 % нашей молодёжи (от 25 до 34 лет) также делают это. Более половины белорусов (64,6 %) ведут странички в социальных сетях, причём самые популярные: «ВКонтакте», «Инстаграм» и «Телеграм».

3-й ученик. Основная цель использования социальных сетей для белорусов – возможность общения. Примерно каждый третий респондент обращается к ним для отдыха, каждый четвёртый – для получения информации, каждый шестой – для обучения, самореализации. Чуть больше 10 % – для профессиональной деятельности.

Учитель. Кроме комфорта, интернет таит в себе киберугрозы. Виртуальная реальность, как и любое пространство, несомненно, обладает и достоинствами, и недостатками. Контролируют сетевую безопасность пользователей государственные структуры, сотрудники интернет-сервисов, администраторы сайтов, модераторы. Однако необходимо также соблюдать правила пользования интернетом. Их незнание приводит к ежедневному увеличению числа жертв киберпреступников. Давайте узнаем, каким образом нашими данными могут воспользоваться мошенники.

Безопасный пароль

Учащиеся рассаживаются по группам. Один из учащихся в каждой группе сообщает свой пароль кому хочет. Далее учащиеся меняются местами, могут перейти из одной группы в другую. Учитель выясняет, чей хранитель пароля в другой группе. Учащиеся подводят итоги.

Учитель. Теперь можно сделать вывод, что, доверяя личную информацию, мы не знаем точно, куда она уйдёт, кому будет передана, как ею воспользуются. Друзья, которым вы передали свой пароль, переместились в другие группы и могли передать ваши данные другим участникам. Так же распространяется информация и в Сети. Пароли от ваших аккаунтов в социальных сетях, от почтового ящика или банковской карты не должны сообщаться никому. В случае разглашения кодовое слово надо сменить.

Но основную угрозу в интернете несут спам-фишинг, веб-агрессоры (сетевые хамы). Кто это такие? Что вы уже знаете о них? (Ответы учащихся.) Давайте посмотрим видеоролик о спаме и фишинге.


Просмотр социального ролика «Откуда взялся спам».


Как поступить?

Учащиеся делятся на несколько групп и решают ситуационные задачи по безопасному общению в Сети. Затем один участник от каждой группы высказывает коллективное мнение по проблеме, учитель конкретизирует.

Ситуационная задача


Решение

Вы получили сообщение, что выиграли телефон, о котором давно мечтали. Вас просят перевести денежный взнос за доставку товара. Как поступить в данной ситуации?

Никогда не отправляйте деньги незнакомым лицам на их электронные счета

Вы получили электронное сообщение со ссылкой на скачивание открытки, музыки, картинки или программы. Можно ли воспользоваться ссылкой?

Никогда не переходите по ссылке, указанной в сообщении. Помните, что, перейдя по ней, вы можете, сами того не подозревая, скачать вирус, оформить подписку на платные услуги или злоумышленники получат ваши личные данные

Вы не можете зайти на сайт, чтобы прочитать новости. Вам отправили сообщение: «Подтвердите, что Вы не робот: введите номер телефона или e-mail». Как поступить в данной ситуации?

Не размещайте адрес своей электронной почты или телефона. Иначе вас могут подписать на какую-либо телефонную услугу и со счёта будут списаны денежные средства

В социальных сетях вы нашли товар, который давно искали, и стоит он намного дешевле, чем в других магазинах. Заказ оформляем?

Никогда не перечисляйте деньги на электронные кошельки, не убедившись в благонадёжности продавца сайта


Учитель. Будьте внимательны! Зачастую неправильное поведение или общение в виртуальном пространстве может привести к непоправимым последствиям. Поэтому нужно выбирать ту линию поведения, которая позволит их избежать.


Советы от «Лаборатории Касперского»

1. Заведите несколько адресов электронной почты.

2. Никогда не отвечайте на спам.

3. Подумайте, прежде чем пройти по ссылке.

4. Своевременно обновляйте браузер.

5. Если на форуме/сайте вам грубят, провоцируют на ссору или намеренно злят, самым верным решением будет немедленно закончить разговор или игнорировать сообщения данного пользователя.


Учитель. Пришло время проанализировать, что мы сегодня узнали. Итак, интернет – это угроза или помощь? (Ответы учащихся.) Теперь дополните ваши буклеты «Безопасный интернет» информацией, полученной на занятии, представив, что вы даёте своим детям советы по безопасному и этичному поведению в Сети. Ваши предложения?


Я взрослый

Учащиеся вписывают в буклеты информацию, демонстрируют результат и обсуждают с классом.


Учитель. Ребята, большое спасибо за интересную и важную информацию. Теперь вы стали более грамотными в вопросах безопасности, поэтому ваше путешествие по Сети будет приносить пользу и радость познания в процессе обучения и дальнейшем интеллектуальном развитии. Удачи в начинаниях!


Анкета «Подростки в социальных сетях»

1. Являетесь ли Вы пользователем социальных сетей?

а) да;

б) нет.

2. Вы зарегистрированы в социальных сетях под своим именем?

а) да;

б) нет.

3. Подчеркните социальные сети, в которых Вы зарегистрированы: «Фейсбук», «ВКонтакте», «Одноклассники», «Твиттер», «Инстаграм», другое____________________.

4. Сколько часов в день Вы проводите в социальных сетях?

5. Какова для Вас цель использования социальных сетей?

а) общение;

б) просмотр фильмов;

в) игры;

г) прослушивание музыки;

д) получение информации;

е) другое____________________.

6. Как Вы относитесь к ненормативной лексике при общении в соцсетях?

а) положительно;

б) негативно;

в) нейтрально.

7. Считаете ли Вы себя зависимым от социальных сетей?

а) да;

б) нет;

в) не знаю;

г) другое____________________.

8. Какие эмоции и как часто Вы переживаете в социальных сетях? Оцените в баллах: 0 – никогда; 1 – редко; 2 – часто, 3 – постоянно.

а) радость______;

б) агрессия______;

в) нервозность______;

г) усталость ______;

д) прилив сил______;

е) чувство собственной власти _______;

ё) зависть_______;

ж) ощущение вседозволенности________;

з) ненависть к успешным людям__________;

и) другое__________________________.

9. Заходите ли Вы в социальные сети во время уроков?

а) да;

б) нет;

в) постоянно;

г) иногда.

10. Сколько раз в день Вы заходите в социальные сети?_____


Ваш возраст:___________

Ваш пол: а) жен.; б) муж.