Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Азбука здорового человека

Много лет под здоровьем понималось отсутствие болезней и физических недостатков. В настоящее время это понятие трактуется как физическое, душевное и социальное благополучие. Попробуем разобраться в каждом из компонентов, закрепить знание о здоровом образе жизни, сформировать сознательную потребность следовать его принципам, а также провести время весело и с пользой.

Цель: актуализация знаний учащихся о критериях здорового образа жизни.

Задачи:
•    создать условия для индивидуального осознания учащимися важности разумного отношения к здоровью;
•    способствовать развитию творческих способностей, навыков коммуникации;
•    формировать навык рефлексивной деятельности.
Материалы и оборудование: памятка «Правила работы в группе»; маркеры; бумажные карточки красного, жёлтого, синего, серого, коричневого и зелёного цветов; скотч; клей-карандаш; листы ватмана; бейджи; презентация; мультимедийный проектор.
Организационный момент: перед началом игры формируются 6 групп; каждый участник выбирает бейдж определённого цвета, занимает место за столом с его эмблемой и знакомится с правилами.

Ход игры

Вводная часть

Ведущий. Итак, сегодня мы говорим о здоровье. Много лет оно толковалось как отсутствие болезней и физических недостатков. Но в современном мире это лишь его физическая компонента. А ведь есть ещё и душевная, и социальная. Давайте разберёмся.

Физическое здоровье – это такое состояние организма, при котором все органы и системы функционируют правильно. Человек испытывает прилив энергии, позволяющей жить полноценно и выполнять полный объём обязанностей.

Душевное здоровье основано на удовлетворённости собой и своими достижениями. Человек, как правило, нравится себе таким, каков он есть, и способен делать выводы из своих ошибок.

Для поддержания душевного здоровья необходимо получать новые впечатления, общаться с друзьями.

Социальное здоровье зависит от отношений с другими людьми. Социально здоровые люди умеют ладить с окружающими, уважают чужие права и могут отстоять свои. Они поддерживают добрые отношения с родственниками, умеют находить новых друзей и понятно для окружающих выражают свои потребности.

Основная часть
Участники игры, расположенные за одним столом, выполняют задания согласно выбранной роли: за красным столом – физически здоровый человек, за зелёным – душевно здоровый, за жёлтым – социально здоровый, за синим – физически нездоровый, за серым – душевно нездоровый, за коричневым – социально нездоровый.

5 признаков

В течение 5 минут участникам предлагается написать на цветных карточках 7 признаков (по одному на каждой) человека, обладающего качествами отведённой им роли, и разместить карточки на доске. Затем один из представителей команды презентует коллективную работу и отвечает на вопросы других участников игры.

Пример:
•    красный стол – силён, имеет развитую мускулатуру, хорошо спит, бодрый, спортивный, ходит в походы, правильно питается;
•    зелёный стол – доволен собой, стрессоустойчив, позитивен, самокритичен, доброжелателен, энергичен, инициативен;
•    жёлтый стол – помогает другим, делает комплименты, может поддержать, коммуникабелен, сочувствует, заботится, много общается, толерантен;
•    синий стол – физически ограничен, быстро устаёт, медленно выполняет работу, ограничен в рационе питания, плохо спит, нуждается в дополнительной помощи;
•    серый стол – вспыльчив, конфликтен, достижений нет, не занимается развитием, ворчлив, не умеет отдыхать, имеет однообразный образ жизни, не замечает прекрасного;
•    коричневый стол – нуждается в поддержке, имеет мало друзей, не умеет общаться, не уверен в себе, беспомощен, нерешителен.

Логическая цепочка

На каждом столе лежат конверты с карточками-заданиями с заранее разработанным содержанием. Участникам предлагается в течение 3 минут построить логическую цепочку из 5 карточек-звеньев. Когда она построена, участники поочередно объявляют её название, перечисляют в логической последовательности все звенья, а затем объясняют их расположение.

Примеры текста для карточек-звеньев: соблюдение режима дня; правильное питание; вредные привычки; спорт; умение распределять время; высокие достижения; много знакомых, много друзей, умение общаться; хорошая семья; правильная самооценка; уважение к окружающим; умение отдыхать; достойная жизнь.

4 угла

Каждому участнику предлагается ответить на вопросы и пройти в тот угол (отмечены соответствующими табличками), который соответствует выбранному ответу, или собраться в центре, если игрок не согласен ни с одним из предложенных вариантов.

Когда все участники разошлись по местам, начинается обсуждение: каждый объясняет своей группе (углу) собственный выбор. При этом обмен мнениями и аргументами проводится очень оперативно (по каждому выбору 1–2 минуты).

•    Что такое, на твой взгляд, здоровый образ жизни?
1.    Образ жизни, направленный на сохранение здоровья.
2.    Соблюдение режима дня и правильное питание.
3.    Занятия спортом и закаливание.
4.    Не знаю.
•    Является ли твой образ жизни здоровым?
1.    Да.
2.    Нет.
3.    Частично.
4.    Не знаю.
•    Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни?
1.    На 80–100 %.
2.    На 50–70 %.
3.    На 10–40 %.
4.    Не зависит.
•    Для чего бы ты стал вести здоровый образ жизни?
1.    Чтобы не беспокоили болезни.
2.    Чтобы жить долго.
3.    Чтобы выглядеть красиво.
4.    Чтобы всего добиться в жизни.
•    Какие обстоятельства могли бы побудить тебя изменить образ жизни?
1.    Пример родителей.
2.    Пример уважаемых мной людей.
3.    Болезни.
4.    Наглядная информация в фактах и цифрах.
•    Как ты справляешься со стрессом?
1.    Слушаю музыку.
2.    Иду в спортзал.
3.    Обливаюсь холодной водой.
4.    Другое (назвать).
•    Какие из перечисленных факторов оказывают наибольшее влияние на индивидуальное здоровье человека?
1.    Биологические.
2.    Окружающая среда.
3.    Медицина.
4.    Индивидуальный образ жизни.
•    Как вы можете описать здоровье?
1.    Это состояние полного физического благополучия.
2.    Это состояние полного духовного благополучия.
3.    Это состояние полного социального благополучия.
4.    Все ответы верны.

В конце упражнения педагог организует рефлексию:
•    зафиксируйте своё эмоциональное состояние в ходе взаимодействия;
•    выразите своё отношение к его содержанию и процедуре;
•    какие мысли оно пробудило;
•    чему способствует.

Ассоциация
Участникам предлагается высказать на словосочетание «здоровый образ жизни» ассоциации, которые ведущий записывает на ватмане и предлагает их обсудить.
•    Что вы видите?
•    О чём это говорит?
•    Как это может повлиять на отношения между людьми?

Необходимо дать участникам возможность рассуждать над полученным списком, разобрав его по позитивности и негативности (каких больше и почему), гендерному признаку (мужские и женские ассоциации).

Заключительная часть

Острова
На каждом столе находятся лист бумаги – остров. Участникам предлагается дать ему название, которое бы отражало душевное, эмоционально-чувственное состояние после игры (о. Удовольствия, о. Радости, о. Ожидания и др.). Затем из этих островов на доске составляется импровизированная карта. Ведущий анализирует её и подводит итоги игры.


ТАТЬЯНА ДОСТАНКО, учитель математики I квалификационной категории средней школы № 4 г. Жодино