Азбука здорового человека
Много лет под здоровьем понималось отсутствие болезней и физических недостатков. В настоящее время это понятие трактуется как физическое, душевное и социальное благополучие. Попробуем разобраться в каждом из компонентов, закрепить знание о здоровом образе жизни, сформировать сознательную потребность следовать его принципам, а также провести время весело и с пользой.
Цель: актуализация знаний учащихся о критериях здорового образа жизни.
Задачи:
• создать условия для индивидуального осознания учащимися важности разумного отношения к здоровью;
• способствовать развитию творческих способностей, навыков коммуникации;
• формировать навык рефлексивной деятельности.
Материалы и оборудование: памятка «Правила работы в группе»; маркеры; бумажные карточки красного, жёлтого, синего, серого, коричневого и зелёного цветов; скотч; клей-карандаш; листы ватмана; бейджи; презентация; мультимедийный проектор.
Организационный момент: перед началом игры формируются 6 групп; каждый участник выбирает бейдж определённого цвета, занимает место за столом с его эмблемой и знакомится с правилами.
Ход игры
Вводная часть
Ведущий. Итак, сегодня мы говорим о здоровье. Много лет оно толковалось как отсутствие болезней и физических недостатков. Но в современном мире это лишь его физическая компонента. А ведь есть ещё и душевная, и социальная. Давайте разберёмся.
Физическое здоровье – это такое состояние организма, при котором все органы и системы функционируют правильно. Человек испытывает прилив энергии, позволяющей жить полноценно и выполнять полный объём обязанностей.
Душевное здоровье основано на удовлетворённости собой и своими достижениями. Человек, как правило, нравится себе таким, каков он есть, и способен делать выводы из своих ошибок.
Для поддержания душевного здоровья необходимо получать новые впечатления, общаться с друзьями.
Социальное здоровье зависит от отношений с другими людьми. Социально здоровые люди умеют ладить с окружающими, уважают чужие права и могут отстоять свои. Они поддерживают добрые отношения с родственниками, умеют находить новых друзей и понятно для окружающих выражают свои потребности.
Основная часть
Участники игры, расположенные за одним столом, выполняют задания согласно выбранной роли: за красным столом – физически здоровый человек, за зелёным – душевно здоровый, за жёлтым – социально здоровый, за синим – физически нездоровый, за серым – душевно нездоровый, за коричневым – социально нездоровый.
5 признаков
В течение 5 минут участникам предлагается написать на цветных карточках 7 признаков (по одному на каждой) человека, обладающего качествами отведённой им роли, и разместить карточки на доске. Затем один из представителей команды презентует коллективную работу и отвечает на вопросы других участников игры.
Пример:
• красный стол – силён, имеет развитую мускулатуру, хорошо спит, бодрый, спортивный, ходит в походы, правильно питается;
• зелёный стол – доволен собой, стрессоустойчив, позитивен, самокритичен, доброжелателен, энергичен, инициативен;
• жёлтый стол – помогает другим, делает комплименты, может поддержать, коммуникабелен, сочувствует, заботится, много общается, толерантен;
• синий стол – физически ограничен, быстро устаёт, медленно выполняет работу, ограничен в рационе питания, плохо спит, нуждается в дополнительной помощи;
• серый стол – вспыльчив, конфликтен, достижений нет, не занимается развитием, ворчлив, не умеет отдыхать, имеет однообразный образ жизни, не замечает прекрасного;
• коричневый стол – нуждается в поддержке, имеет мало друзей, не умеет общаться, не уверен в себе, беспомощен, нерешителен.
Логическая цепочка
На каждом столе лежат конверты с карточками-заданиями с заранее разработанным содержанием. Участникам предлагается в течение 3 минут построить логическую цепочку из 5 карточек-звеньев. Когда она построена, участники поочередно объявляют её название, перечисляют в логической последовательности все звенья, а затем объясняют их расположение.
Примеры текста для карточек-звеньев: соблюдение режима дня; правильное питание; вредные привычки; спорт; умение распределять время; высокие достижения; много знакомых, много друзей, умение общаться; хорошая семья; правильная самооценка; уважение к окружающим; умение отдыхать; достойная жизнь.
4 угла
Каждому участнику предлагается ответить на вопросы и пройти в тот угол (отмечены соответствующими табличками), который соответствует выбранному ответу, или собраться в центре, если игрок не согласен ни с одним из предложенных вариантов.
Когда все участники разошлись по местам, начинается обсуждение: каждый объясняет своей группе (углу) собственный выбор. При этом обмен мнениями и аргументами проводится очень оперативно (по каждому выбору 1–2 минуты).
• Что такое, на твой взгляд, здоровый образ жизни?
1. Образ жизни, направленный на сохранение здоровья.
2. Соблюдение режима дня и правильное питание.
3. Занятия спортом и закаливание.
4. Не знаю.
• Является ли твой образ жизни здоровым?
1. Да.
2. Нет.
3. Частично.
4. Не знаю.
• Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни?
1. На 80–100 %.
2. На 50–70 %.
3. На 10–40 %.
4. Не зависит.
• Для чего бы ты стал вести здоровый образ жизни?
1. Чтобы не беспокоили болезни.
2. Чтобы жить долго.
3. Чтобы выглядеть красиво.
4. Чтобы всего добиться в жизни.
• Какие обстоятельства могли бы побудить тебя изменить образ жизни?
1. Пример родителей.
2. Пример уважаемых мной людей.
3. Болезни.
4. Наглядная информация в фактах и цифрах.
• Как ты справляешься со стрессом?
1. Слушаю музыку.
2. Иду в спортзал.
3. Обливаюсь холодной водой.
4. Другое (назвать).
• Какие из перечисленных факторов оказывают наибольшее влияние на индивидуальное здоровье человека?
1. Биологические.
2. Окружающая среда.
3. Медицина.
4. Индивидуальный образ жизни.
• Как вы можете описать здоровье?
1. Это состояние полного физического благополучия.
2. Это состояние полного духовного благополучия.
3. Это состояние полного социального благополучия.
4. Все ответы верны.
В конце упражнения педагог организует рефлексию:
• зафиксируйте своё эмоциональное состояние в ходе взаимодействия;
• выразите своё отношение к его содержанию и процедуре;
• какие мысли оно пробудило;
• чему способствует.
Ассоциация
Участникам предлагается высказать на словосочетание «здоровый образ жизни» ассоциации, которые ведущий записывает на ватмане и предлагает их обсудить.
• Что вы видите?
• О чём это говорит?
• Как это может повлиять на отношения между людьми?
Необходимо дать участникам возможность рассуждать над полученным списком, разобрав его по позитивности и негативности (каких больше и почему), гендерному признаку (мужские и женские ассоциации).
Заключительная часть
Острова
На каждом столе находятся лист бумаги – остров. Участникам предлагается дать ему название, которое бы отражало душевное, эмоционально-чувственное состояние после игры (о. Удовольствия, о. Радости, о. Ожидания и др.). Затем из этих островов на доске составляется импровизированная карта. Ведущий анализирует её и подводит итоги игры.
ТАТЬЯНА ДОСТАНКО, учитель математики I квалификационной категории средней школы № 4 г. Жодино