Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Зимушка-зима в гости к нам пришла

Организация логопедических развлечений – одна из наиболее эффективных форм взаимодействия педагогов и детей, создание оптимальных условий для самовыражения воспитанников и преодоления речевых нарушений, коррекции и развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как следствие – их социализация.

Материал развлечений обязательно включает игры и упражнения на развитие двигательных и речевых навыков (отработка дыхания, координации слов и движений и др.), задания на развитие словаря детей, связной речи, грамматического строя, фонематического восприятия. Для поддержания интереса и активного участия в сценарии присутствуют загадки, художественное слово.

Предусматривается и дифференциация заданий для детей разного уровня развития, чтобы каждый испытал успех при их выполнении, используются информационно-коммуникативные технологии, компьютерные презентации, музыкальное сопровождение, моделирование.

Как правило, логопедические развлечения проводятся на каникулах. Участниками становятся дети, которые получают коррекционно-педагогическую помощь логопеда.

Задачи:
•    совершенствовать представления детей о зиме и её приметах;
•    развивать зрительное и слуховое восприятие, речевое дыхание, мелкую моторику, координацию речи с движениями;
•    воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование: атрибуты костюмов Зимы, снежинки, шкатулка с картинками на звук «С», бумажные снежинки на ниточках, мультимедийная презентация «Задания от снежинок», игры

«Доскажи словечко», «Один – много», «Зимняя шкатулка» «Что забыл нарисовать художник», «Отгадай загадку», снежный ком с угощениями, компьютер, музыкальные записи.

Ход развлечения

Под музыку «Кабы не было зiмы» дети входят в зал и становятся полукругом у стульчиков.

Учитель-дефектолог. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте, гости дорогие! Ребята, к нам в детский сад пришла телеграмма, но отправитель не указан. В ней загадка, которую нужно отгадать. Тогда мы узнаем, кто же прислал послание. Слушайте внимательно.

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.

Учитель-дефектолог. Кто эта царица? (Ответы детей.) Конечно, Зима. А сейчас прочитаем, что в телеграмме: «Здравствуйте, ребята! Ждите, скоро буду. Зимушка-зима».

Под музыку «Здравствуй, Зимушка-зима» входит Зима.

Зима:
Я зимушка холодная,
Из кружев мой наряд.
Пришла сегодня в гости
В чудесный детский сад.

Учитель-дефектолог. Зимушка, а ты с нами поиграешь?
Зима. Да, конечно! Хочу послушать, что вы знаете о зиме, чему научились. Скажите, когда я прихожу к вам в гости: после весны, после лета, перед летом? (Ответы детей.)
Правильно, зима наступает после осени, бывает перед весной. А что за тройка скакунов у меня? Подскажу вам. С какими месяцами я дружу? Слушайте загадки.

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый Год. (Декабрь.)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь.)

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это? (Февраль.)

Учитель-дефектолог. Вот, зимушка, какие ребята умные, всё о тебе знают.
Зима. Ой, ещё хочу узнать, какая я зимушка? (Снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, тёплая, суровая, вьюжная, красивая, ветреная, весёлая, нарядная, злая.) А может мне песенку споёте, чтобы подобрела, стала не такой суровой?

Дети поют песню «Зима».

Зима. Молодцы, ребята, хорошая песенка. Мне у вас понравилось. Можно ещё поиграю с вами (достаёт из мешочка снежинки). Ребята, посмотрите: снежинки. Они не простые, а волшебные. Чтобы волшебство случилось, нужно произнести: «Снур-ре, снур-ре, снур-ре, випс! Снежинка появись!»

Звучит волшебная мелодия, появляется первая снежинка, которая начинает произносить фразу, а дети договаривают последнее слово, то есть играют в «Доскажи словечко»:

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег).

С неба всё скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки).

На дорогу, на лужок
Всё снижается … (снежок).

Вот веселье для ребят –
Всё сильнее … (снегопад).

Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик).

Рядом – снежная фигурка,
Это девочка – … (Снегурка).

На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой… (снегири).

Учитель-дефектолог. Ребята, подскажите, на какой звук начинались слова, которые вы проговаривали? Давайте произнесём этот звук. Сначала только девочки, а затем только мальчики, и все вместе! (Ответы детей.) О, какой ветерок подул!
Зима. Молодцы, ребята, справились с заданием. Засиделись мы на месте! Выходите играть!

Динамическое упражнение «На дворе мороз и ветер» под музыку «Как у наших у ворот».

Чтоб не зябли наши ручки (потереть ладошки),
Мы похлопаем в ладошки (похлопать ладошками).
Вот как хлопать мы умеем (похлопать ладошками),
Вот как ручки мы согреем (потереть ладошки).
Чтоб не зябли наши ножки (показать на ножки),
Мы потопаем немножко (потопать),
Вот как топать мы умеем (потопать),
Вот как ножки мы согреем (перекат с пятки на носок с продвижением).
Нам мороз теперь не страшен (качание головой),
Все мы весело попляшем (полуприседание с поворотом туловища).
Вот как мы плясать умеем, (полуприседание с поворотом туловища),
Вот как ножки мы согреем (перекат с пятки на носок с продвижением).

Дети садятся на свои места.

Вторая снежинка проводит игру «Один – много». Например, говорит снежинка, а ребята – снежинки. Слова: снежинка, льдинка, сосна, шишка, дятел, сосулька, вьюга, снегирь, ветер, мороз, снеговик.

Учитель-дефектолог:
Как подул Дед Мороз –
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Вот и мы сейчас с вами подуем на снежинки и устроим метель и вьюгу.

Дыхательное упражнение «Подуй на снежинку». Проводится под музыку «Зимняя сказка». Дети берут снежинки на ниточках и дуют долго, не надувая щёк. Затем третья снежинка проводит игру «Зимняя шкатулка».

Третья снежинка. У меня, Зимушки, есть шкатулка, Она не простая, а зимняя. Мы будем собирать в шкатулку «зимние слова» и слоги.

Слова: снег, шарф, ком, снежок, лыжи, санки, снежинки, снеговик, лопата, зима, мороженое, град, сосулька, мороз, наст, снегопад, стужа.

Зима. Ну и ребята, какие умные, всё знают и умеют!
Учитель-дефектолог. Наши ребята в школу собираются. Они много занимаются и уже многому научились.
Зима. А теперь пора проверить, какие вы ловкие да быстрые. Надо разделиться на две команды.

Учитель-дефектолог помогает детям создать команду девочек «Снежинки» и команду мальчиков «Снеговики» и проводит игру «Попади в цель».

Учитель-дефектолог:
Много снега намело,
Всё кругом белым-бело!
Что стоите вы тогда?
Конкурс начинать пора.
Будем мы в снежки играть,
Метко в цель попадать!



Подведение итогов.

Четвёртая снежинка. Зима – морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Отгадайте загадки о зимних забавах.

Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки.)

Дети имитируют катание на коньках.

Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи.)

Дети имитируют катание на лыжах.

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки.)

Дети приседают и показывают, как едут на санках.

Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик.)

Дети имитируют движения снеговика. А затем пятая снежинка проводит игру «Что забыл нарисовать художник?». Каждый ребёнок рассказывает, что он собирается делать, и дорисовывает картинку. «У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

Учитель-дефектолог. Ребята, сегодня мы очень много играли. Давайте вспомним, что вам больше всего понравилось. Передавайте друг другу волшебный снежок и делитесь впечатлениями.

Каждый ребёнок, получив снежок, говорит: «Мне понравилось…»

Зима. Что ж, пришла пора прощаться, хоть и жаль мне расставаться. О зиме не забывайте, поэтому дарю вам снежный ком! Разломите его – получите угощенье!

Педагоги раздают сладости. Звучит спокойная музыка.

ТАТЬЯНА НАТУСЕВИЧ, учитель-дефектолог первой квалификационной категории Лидского специального яслей-сада № 16 для детей с нарушениями зрения