Волшебная пена
Дошкольники – прирождённые исследователи. Благодаря любознательности, постоянному стремлению к экспериментам, желанию самостоятельно найти решение проблемы, они открывают окружающий мир, изучают свойства предметов и явлений. А если процесс познания объединить с проведением элементарных опытов и творчеством…
Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведёт в глубину своих мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя.
А. Эйнштейн
Особый интерес у малышей вызывают исследовательские проекты, способствующие развитию свободной творческой личности. В процессе взаимодействия дошкольники учатся общению, сотрудничеству, вырабатывают полезные навыки и умения. Например, умение самостоятельно действовать в различных жизненных ситуациях; навыки познания окружающего мира, стремления к самопознанию, самоорганизации, ответственность за выполняемую работу.
Воспитанница нашего учреждения увидела, как папа использует пену для бритья, и заинтересовалась: «А могу ли я применить её, например, в рисовании, лепке или в создании поделок?» Чтобы это узнать, девочка обратилась за помощью к маме и воспитателям в детском саду. Так родился краткосрочный (3-дневный) исследовательский проект «Волшебная пена».
Цель проекта – использование пены для бритья в творчестве воспитанников.
Задачи: научиться рисовать на пене для бритья; сделать из неё пластилин, «снег» и объёмные краски; создать поделки из получившихся изобразительных материалов.
Известно, что пена – это белая, воздушная, мягкая, пушистая, объёмная масса. Она используется для бритья и безопасна для здоровья.
Надо узнать:
1. Можно ли рисовать на пене для бритья и использовать в других творческих работах?
2. Можно ли изготовить из неё изобразительные материалы (пластилин, объёмные краски, искусственный снег) и каким образом?
Реализация проекта:
1. Изучение информации о пене для бритья (просмотр фильмов и рекламных роликов, поиск данных в интернете).
2. Наблюдение за тем, как используют пену родители.
3. Рисование на пене и создание рисунков-отпечатков.
4. Изготовление изобразительных материалов: пластилина (пена для бритья, гуашь, крахмал, растительное масло), объёмных красок (пена, крахмальный клейстер, пищевой краситель) и искусственного снега (пена, пищевая сода).
5. Создание творческих работ: рисование объёмными красками и просто на пене, отпечатывание рисунков на ней, лепка из пенного пластилина, использование «снега».
6. Проведение дидактической игры «Хорошо – плохо» и ТРИЗ-игр.
7. Разгадывание ребусов, составление загадок и сочинение сказок о пене.
8. Подведение итогов.
9. Презентация проекта: организация выставки творческих работ «Волшебная пена»; создание самодельной книжки-малышки «Пенные сказки» и презентации «Ах, эта пена для бритья!».
Наша справка
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – набор методов, направленных на быстрый поиск оптимального решения без затрат времени на пробы и ошибки. В основном используется для ускорения и оптимизации изобретательского процесса (исключает элементы случайности).
Выводы
На пене для бритья можно рисовать гуашевыми красками. Её можно использовать для создания пластилина и объёмных красок, искусственного снега.
Хорошо-плохо
Задачи: развивать воображение, логическое мышление, внимание, речевую активность.
Материалы и оборудование: стол, мольберт, липучие зелёные «хорошие» и красные «плохие» фишки (по количеству детей).
Дети по очереди называют хорошую или плохую сторону пены для бритья, прикрепляя к мольберту соответствующую фишку. Неправильных ответов нет, но каждый надо объяснить. Педагог помогает сделать вывод, чем пена хороша, а чем нет.
ТЕКСТ: ЕЛЕНА ЖАМОЙДИК, воспитатель яслей-сада № 14 г. Слонима
ФОТО: из архива яслей-сада № 14 г. Слонима