В Стране волшебных кораблей
Умение общаться необходимо каждому. Без него невозможно получить образование, найти работу, завести друзей и любимых, создать семью. Фактически это универсальный ключ к успеху во всех сферах жизни. Поэтому коммуникационным навыкам надо учиться с детского сада.
Цель – развитие коммуникативных способностей.
Задачи: развивать умение общаться, в том числе с использованием невербальных средств коммуникации; формировать терпимость и внимательность к другим.
Материалы и оборудование: волшебная палочка; картинки животных; рисунок волшебного корабля; конверт А4; заготовки флажков; клей-карандаш.
Ход тренинга
Педагог-психолог. Здравствуйте, ребята! Далеко-далеко в Северном Ледовитом океане есть страна, жители которой обитают на волшебных кораблях. Там никто никогда не ругается, не плачет, не ябедничает, потому что все живут дружно. Однажды на один из кораблей напали злые пираты-волшебники, которые заколдовали его обитателей. Жители стали грустными, разучились общаться и начали стесняться и бояться друг друга. Только капитан Командиркин остался прежним. Давайте поможем ему снять злые чары! Поможем? (Да!)
В Страну волшебных кораблей мы отправимся на ковре-самолёте. Закройте глазки… (Дети выполняют указание, звучит свист ветра.) Всё, можете открывать – мы на месте! Давайте покажем жителям корабля, как надо знакомиться. Смотрите, у меня есть волшебная палочка, которую нам оставил капитан Командиркин. Надо взять её в руки, назвать своё имя, сказать, кто вы, и передать дальше. Я начну: «Меня зовут Светлана Ивановна, я психолог. Я мама двух дочек». Теперь вы!
Дети передают друг другу палочку и рассказывают, кто они, а педагог-психолог помогает подобрать самохарактеристику: «Я – человек», «Я – весёлая девочка», «Я – мамин помощник», «Я – хороший друг» и т. д.
Педагог-психолог. Какие вы все умницы! А давайте сейчас покажем жителям корабля, как мы умеем принимать свои чувства и переживания.
Я и моё настроение
Педагог-психолог начинает предложение (могут повторяться), а дети должны его закончить. Примерные фразы: «Я радуюсь, когда…», «Я горжусь тем, что…», «Мне бывает грустно, когда…», «Мне бывает страшно, когда…», «Я злюсь, когда…».
Педагог-психолог. Ребята, представляете, пираты-волшебники так заколдовали жителей корабля, что они разучились рассказывать смешные истории из жизни. Давайте и здесь поможем им, показав, как это нужно делать.
Здравствуй, ты представляешь…
Дети садятся в круг и рассказывают друг другу какой-либо случай (эпизод), произошедший раньше при общении с другими людьми (сверстниками, взрослыми). Начинать рассказ надо с фразы: «Здравствуй, ты представляешь…» В конце игры педагог-психолог отмечает ребят, которые поведали самые смешные или необыкновенные истории.
Педагог-психолог. А вы смогли бы узнать человека только по голосу? (Ответы детей.) Когда-то жители волшебного корабля легко узнавали так друг друга. Давайте тоже попробуем!
Угадай, кто спросил
Дети становятся в полукруг, выбирается ведущий, который отворачивается от группы. Ребята меняются местами и по очереди задают различные вопросы: «Ты вчера смотрел мультфильмы?», «Что ты делал на выходных?», «Какая твоя любимая игра?», «Как зовут твоего лучшего друга?», «Какую пору года ты любишь?» и т. д. Ведущий отвечает на вопросы и пытается отгадать имя игрока, обратившегося к нему.
Педагог-психолог. Сложно угадывать человека по голосу? (Ответы детей.) И всё же вы хорошо справились. Я уверена, что жители волшебного корабля довольны, что мы тоже умеем это делать. Кстати, ещё они очень любят сказки. А вы? (Ответы детей.) Давайте расскажем им одну из наших любимых волшебных историй.
Рассказываем сказку
Дети садятся в круг и вместе с педагогом-психологом выбирают хорошо знакомую всем сказку. Ребята должны по цепочке рассказать её (по одному предложению).
Педагог-психолог. Какая интересная сказка у нас получилась! А теперь напомним жителям корабля, какие бывают животные на свете.
Чьё изображение?
Ребёнок берёт из коробочки по картинке с животным, но никому её не показывает. Надо изобразить этого зверька без использования слов, а остальные должны его угадать.
Педагог-психолог. Как вы думаете, нам удалось помочь капитану Командиркину? (Ответы детей.) Смотрите, он прислал нам в благодарность рисунок своего волшебного корабля! (Достаёт из конверта соответствующую картинку.) Давайте наклеим на него красивые флажки и оставим добрые пожелания жителям волшебной страны.
Педагог-психолог помогает детям составить пожелания: «Живите дружно!», «Помогайте друг другу!», «Будьте счастливы!» и т. д.
Педагог-психолог. Спасибо за работу! До новых встреч!
СВЕТЛАНА КАСКЕВИЧ, заместитель заведующего по основной деятельности яслей-сада № 4 г. Скиделя