В поисках маленьких Гуппи
Интегрированное занятие для детей старшей группы
Задачи:
• Совершенствовать навыки построения числового ряда в прямом и обратном счёте, порядкового счёта в пределах 10;
• закреплять представления о днях недели, их последовательности, смене суток (вчера, сегодня, завтра), о геометрических фигурах и их признаках, формировать умение ориентироваться в пространстве;
• развивать способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка-схемы, описывать словами пространственное положение предметов;
• развивать быстроту, ловкость, внимание, логическое мышление, сообразительность, память;
• воспитывать интерес к математике в процессе выполнения физических упражнений.
Оборудование: 2 гимнастические скамейки; 2 туннеля; 5 кубов высотой 15 см; 3 обруча синего цвета; 1 обруч жёлтого цвета; 5 гимнастических палок жёлтого цвета; 12 гимнастических палок синего цвета; карточки с числами от 0 до 10; карточки с изображением рыбок разного цвета формы, размера; аудиозаписи шума моря, музыки из мультфильма «Гуппи и Пузырики»; мультимедийная установка; видеофрагмент мультфильма «Гуппи и Пузырики»; рисунок-схема.
Ход занятия
Дети заходят в зал и строятся в шеренгу.
Руководитель физического воспитания. Ребята, сегодня у нас гости. Давайте их поприветствуем! Физкульт-привет! (Дети здороваются с гостями.) Сегодня необычное занятие. Нас ждёт увлекательное приключение. Хотите узнать какое? (Ответы детей.) Внимание на экран.
На экране появляется мультипликационный герой мистер Группер. Он просит вернуть своих учеников – маленьких Гуппи, которые решили прогулять урок.
Руководитель физического воспитания. Ребята, как вы думаете, хорошо ли поступили герои? Почему? (Ответы детей.) Поможем мистеру Групперу найти непослушных рыбок и вернуть их в класс. (Ответы детей.) Чтобы отыскать наших друзей, вы должны проявить сноровку и сообразительность, показать физическую подготовку. Готовы? (Ответы детей.) Тогда отправляемся в морское путешествие на поиски маленьких Гуппи.
Руководитель физического воспитания. Равняйсь! Смирно! По порядку рассчитайсь! Настя, какая ты по счёту? Кто стоит справа от тебя? Кто слева? (Ответы детей.)
А теперь – направо! На месте шагом марш! За направляющим в обход по залу! Быстро шагай, смотри не зевай, на сигнал остановись, в обратную сторону повернись. (Ходьба с поворотом.) Мы походим на носках (ходьба на носках, руки на поясе), на пятках (ходьба на пятках, руки за спиной). Высоко подняв колено, по воде идём мы смело (ходьба с высоким подниманием колен), побежали друг за другом (бег обычный, бег с захлёстыванием голени), шагом марш (обычная ходьба, перестроение в 2 колонны у скамеек). Ребята, я впереди вижу корабль. На нём мы и продолжим наше путешествие. Кругом!
А сейчас, хочу проверить вашу сообразительность. Внимание, мозговой штурм. (Логическая разминка.)
1. Какой сегодня день недели?
2. Какой был вчера день?
3. А какой будет завтра?
4. Сколько глаз у двух рыбок?
5. По морю ходят 2 трактора и 1 яхта. Сколько транспорта на море? (Ответы детей.)
Общеразвивающие упражнения на скамейке
Руководитель физического воспитания. На палубу становись! Дышим воздухом морским.
1. И. п. – стоя поперёк скамейки, ноги врозь, руки опущены; 1–2 – поднимаемся на носки, руки вверх, вдох, 3–4 – возвращаемся в и. п., выдох (6 раз).
Руководитель физического воспитания. Разгулялись волны в море.
2. И. п. – сидя на скамейке поперёк, ноги врозь, руки в стороны. 1–2 – наклоняемся вправо так, чтобы коснуться рукой пола; 3–4 – то же движение только влево (6–7 раз).
Руководитель физического воспитания. Поглядели вправо, влево, повернулись все умело.
3. И. п. – сидя на скамейке поперёк, ноги врозь, руки за головой. 1 – поворот вправо, развести локти в стороны, 2 – и. п., 3 – поворот влево, 4 – и. п. (Выполнить по 6 поворотов в каждую сторону.)
Руководитель физического воспитания. Чтоб увидеть, как вдали проплывают корабли, вы бинокли все берите и на море поглядите.
4. И. п. – стоя на полу, лицом к скамейке, руки на поясе. 1 – шаг правой ногой на скамейку, 2 – шаг левой ногой на скамейку, посмотреть в «бинокль», 3–4 – и. п. (6 раз).
Руководитель физического воспитания. Мы прекрасно загораем, выше ноги поднимаем. Держим, держим, напрягаем, опускаем, отдыхаем.
5. И. п. – лёжа на спине, ноги лежат на скамейке, руки за головой. 1–2 – поднять прямые ноги вверх, 3–4 – принять и. п. (6 раз.)
Руководитель физического воспитания. Вот и остров показался, вы рады? Давайте повеселимся!
6. И. п. – стоя на полу у скамейки прыжки на двух ногах с продвижением вперёд вдоль скамеек в чередовании с ходьбой. (10 прыжков.)
Руководитель физического воспитания. Кругом! (Дети перестраиваются в одну колонну.) Может, на этом острове, мы отыщем наших друзей? Перепрыгните через камни двумя ногами от 1 до 5 по порядку, проползите по расшатанному мостику, пройдите через пещеру. Готовы? Тогда в путь!
Основные движения:
• «расшатанный мост» – ползают по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками;
• «пещера» – проползают через туннели;
• «прыжки по камушкам» – перепрыгивают через кубы, расставленные в ряд.
Руководитель физического воспитания:
Ребята, на этом острове
Случай странный!
Случай редкий!
Цифры в ссоре!
Вот те на!
Со своей стоять соседкой
Не желает ни одна!
Ну-ка числа встаньте в ряд!
Числовой постройте ряд.
Должен он у вас расти
От нуля до десяти.
Подвижная игра «Построй числовой ряд»
Руководитель физического воспитания:
В руки цифру вы берите и соседку ей найдите.
Раз, два, три – беги! (Дети бегают по залу, по сигналу выстраиваются в цифровой ряд в порядке возрастания.)
А теперь пусть убывает,
Как наоборот бывает?
Раз, два, три – беги! (Дети разбегаются по залу, по сигналу выстраиваются в цифровой ряд в порядке убывания.)
Цифры помирились, вы отлично справились с заданием. Ребята, в этих местах водится зубастая акула.
Подвижная игра «Зубастая акула»
Детям раздаются карточки с геометрическими фигурами-рыбками, которые свободно плавают в море. По сигналу педагога ребёнок должен положить рыбку в аквариум, соответствующий её признакам (цвет, форма, величина).
Руководитель физического воспитания. А сейчас, ребята, нам предстоит выполнить непростое задание. Внимание на экран. Нужно запомнить рисунок-схему и выложить его с помощью обручей и гимнастических палок.
Дети рассматривают рисунок-схему на экране, называют, где расположены предметы (в центре, середине, углах). Затем, на полу выкладывают предметы с помощью спортивного инвентаря, как на рисунке-схеме.
Руководитель физического воспитания. Вы отлично справились с заданием. Но где же спрятались непослушные Гуппи? Мы обошли весь остров, но так их и не нашли. Ребята, слышу странный звук? Этот звук раздается с экрана. Давайте подойдем к нему и посмотрим.
На экране появляются рыбки Гуппи, они хвалят детей за их сноровку, смекалку и сообразительность. Просят прощение, за то, что прогуляли уроки. Им очень стыдно за такой проступок, они никогда больше не будут пропускать уроки мистера Группера.
Руководитель физического воспитания. Ну что, ребята, простим наших друзей? (Ответы детей.) Пора возвращаться домой. Поднимайтесь на палубу, занимайте свои места.
Дети садятся, выпрямляют спину и закрывают глаза. Звучит фонограмма шума моря.
Руководитель физического воспитания. Я поднимаю парус. И попутный ветер быстро домчит нас обратно в детский сад. Пока плывём обратно, давайте послушаем шум моря и подышим морским воздухом.
Дети совершают глубокий вдох носом, задерживают дыхание, выдыхают через рот.
Руководитель физического воспитания:
Тёплый ветер гладит лица, и шумит морской прибой.
Чайка весело кружится и летает над водой.
Вижу радостные лица, вы довольны? (Очень, да.)
Ну, вот мы и дома. На этом занятие завершилось. Вам понравилось путешествие? (Ответы детей.)
Построение и выход из зала.
ЮЛИЯ СКАЧИНСКАЯ, руководитель физического воспитания 1-й
квалификационной категории дошкольного центра развития ребенка № 2 г.
Могилёва