Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Страна здоровья

Знаете, какой возраст считается решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья? Дошкольный. Поэтому так важно до 7 лет сформировать у ребёнка базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Проще всего это сделать с помощью увлекательных игр и квестов.

Предложенный нами здоровьесберегающий квест «Страна здоровья» включает интеграцию образовательных областей «Развитие речи» и «Ребёнок и общество». В игре задействованы воспитатель, учитель-дефектолог и воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, в том числе с тяжёлыми нарушениями речи.

В квест включены комплексы артикуляционной, зрительной и пальчиковой гимнастики, физкультминутка, самомассаж с шариками су-джок, упражнение на релаксацию. Данные компоненты повышают эффективность коррекционно-педагогической работы: помогают отработать поставленные звуки, закрепить лексический материал, произвести коррекцию недостатков просодической стороны речи; нормализуют двигательную активность, предупреждая переутомление.

Цель – формирование у детей устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Задачи: актуализировать знания о здоровом образе жизни; развивать диалогическую речь, декламацию с одновременным выполнением движений; совершенствовать интонационную выразительность; закрепить использование предлогов и числительных в сочетании с существительными.

Организационно-подготовительная часть. Проведение бесед «О здоровом образе жизни», просмотр иллюстраций о соблюдении правил здорового образа жизни, чтение тематической художественной литературы.

Материалы и оборудование: карточки для согласования числительных с прилагательными и существительными; карточки для игры «Полезно – вредно», «Правильное питание»; Цветок здоровья с накладными картинками (на магнитах); цветочки; косынка Маши, костюм Медведя; магнитная доска; мультимедийная презентация; наглядное пособие В. Н. Шебенко «В мире движений»; массажные шарики су-джок; карточки для чистоговорок (с разной интонацией); массажные коврики.

Ход игры

Воспитатель. Ребята, что означает слово «здравствуйте»? (Ответы детей.) Кто такой здоровый человек? (Он не болеет, часто улыбается, занимается спортом, соблюдает режим дня, правильно питается – заботится о своём здоровье.) Сегодня вам предстоит пройти квест «Страна здоровья». А вы знаете, что такое квест? (Выполнение заданий, игры, путешествие.) Правильно! Тогда в вперёд – в Страну здоровья!

Учитель-дефектолог. Там нас ждут разные задания, но я уверена, что вы легко с ними справитесь. Готовы? (Да!) Тогда начинаем!
Мы здоровье укрепляем,
Своё тело закаляем.
По дорожке вот идём,
Веселимся и поём!

Остановка «Красная»
Артикуляционные упражнения и пальчиковая гимнастика
1. Улыбка-трубочка. Широко улыбнуться и растопырить пальцы, вытянуть губы и соединить пальцы вместе.
2. Шарики и звёздочки. Надуть щёки и соединить пальцы в шар, втянуть щёки и хлопнуть в ладоши.
3. Часы. Двигать вправо-влево языком и вытянутыми вперёд указательными пальцами.
4. Кулачки. Цокая языком, сжимать и разжимать кулаки.

Дети поют песенку «Мы здоровье укрепляем…».

Остановка «Оранжевая»
Соедини правильно
На столах лежат карточки с числительными, прилагательными и существительными. Надо правильно составить словосочетания. Например, «Девять грязных оранжевых узорчатых полотенец», «Пять чистых зубов», «Три маленькие зубные пасты» и т. д.

Воспитатель. Гигиена – залог крепкого здоровья и отличного настроения! Молодцы, вы хорошо справились с заданием! Однако продолжаем наше путешествие! Внимание на экран! Какая, вы думаете, следующая остановка? («Жёлтая».)

Дети поют песенку «Мы здоровье укрепляем…».

Остановка «Жёлтая»
Воспитатель дошкольного образования. К нам в гости пришли Маша и Медведь. Давайте послушаем, о чём они говорят.
Маша. Ой-ой-ой, всё болит: и зубы, и голова, и живот…
Медведь. Ты чего, Машенька, плачешь? Пойдём лучше на речку рыбу ловить.
Маша. Не могу! Плохо мне!
Медведь. Ребята, что надо делать, чтобы зубки не болели?
Дети. Чистить утром и вечером.
Медведь. Запомнила?
Маша. Ага!
Медведь. А знаешь, что надо делать перед едой?
Маша. Конечно! Надо хватать самую большую ложку!
Медведь. Поэтому у тебя и болит живот! Дети, что нужно делать, прежде чем садиться за стол?
Дети. Мыть руки с мылом!
Медведь. А ещё надо вовремя ложиться спать!
Маша. Это когда все мультики закончились?
Дети. Нет, после передачи «Калыханка»!
Маша. Ух ты! Зато я знаю, с чего надо начинать каждое утро! Как вы думаете, с чего? (С зарядки.) Верно! Давайте её сделаем сейчас!

Физкультминутка под весёлую музыку.

Медведь. Спасибо, ребята, что научили Машу правилам здорового образа жизни.
Воспитатель. Да, зарядка нам нужна, чтобы мы были сильными и ловкими. Давайте всегда её делать! А теперь снова в путь!

Дети поют песенку «Мы здоровье укрепляем…».

Остановка «Зелёная»
Воспитатель. На этой остановке мы поговорим о правильном и здоровом питании. Какие продукты разрушают зубы? (Конфеты, торты, шоколад, леденцы, мороженое.) А какая пища для них полезна? (Овощи, фрукты, творог.)

«Полезно – вредно»
Правильно разложить продукты: возле картинки со здоровым зубом – полезные, с больным – вредные.

Воспитатель. Молодцы, всё верно! Чтобы не болеть, надо правильно питаться. Это ещё одно правило здорового образа жизни. Ребята, ваши глазки так старались, помогая найти нужные картинки. Давайте дадим им немного отдохнуть (на экране возникает лесная полянка). Представьте, что вы оказались в лесу. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Смотрите на экран и следите глазками за схемами (дети выполняют гимнастику для глаз). Отдохнули? (Да!) Тогда продолжим наше путешествие.

Дети поют песенку «Мы здоровье укрепляем…».


Остановка «Голубая»
Учитель-дефектолог. Давайте сделаем массаж для пальчиков. Возьмите шарики су-джок (малыши делают себе массаж под стихотворение «Этот шарик непростой…»).

Чистоговорки
Проговорить по-разному чистоговорки (громко, тихо, медленно, быстро, с паузами, беззвучно, шёпотом):
1.    ОЖ-ОЖ-ОЖ – учим правила про ЗОЖ.
2.    ОН-ОН-ОН – съешьте жёлтенький лимон!
3.    АЮ-АЮ-АЮ – режим дня я соблюдаю!
4.    КО-КО-КО – пейте с мёдом молоко.
5.    КИ-КИ-КИ – поднимайся на носки!

Учитель-дефектолог. Ребята, массаж очень полезен для организма. А ещё, чтобы не болеть, надо закаляться: обтираться влажным полотенцем, купаться, принимать воздушные и солнечные ванны...

Дети поют песенку «Мы здоровье укрепляем…».

Остановка «Синяя»
Составь предложение
Составить фразу по сюжетной картинке.
Примеры:
1.    Девочка идёт между кеглями.
2.    Мальчик несёт мешочек на голове.
3.    Мальчик перепрыгивает через гимнастические палки.
4.    Дети бегают по кругу.

 

Учитель-дефектолог. Чтобы быть здоровым, надо также много двигаться и заниматься спортом. Ребята! Мы почти завершили наше путешествие. Осталась последняя остановка – «Фиолетовая»!

Остановка «Фиолетовая»
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой красивый цветок! (Показывает Цветок здоровья.) Какие у него яркие разноцветные лепестки! Чтобы они стали ещё прекраснее, давайте вспомним все правила здорового образа жизни.

Собери Цветок здоровья

На магнитную доску прикрепляется изображение Цветка здоровья. После каждого ответа на доску приклеивается лепесток с картинкой с названным правилом здорового образа жизни.
 

Воспитатель. Молодцы! Всё верно! Если правила соблюдать, вы обязательно будете здоровыми! А теперь ещё немного отдохнём.

Цветочная полянка
Надо представить себя разными насекомыми, которые релаксируют на цветах, и поделиться впечатлениями о квесте.

Звучит расслабляющая музыка, дети выполняют задание.

Воспитатель. Ребята, вы большие молодцы! Вы прошли все испытания Страны здоровья. Полянка дарит вам свои цветочки, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. А теперь возвращаемся в группу. До новых встреч!

ТЕКСТ: ТАТЬЯНА ДАНИЛОВИЧ, учитель-дефектолог яслей-сада № 26 г. Лиды,
ЛЮДМИЛА ГВОЗДОВСКАЯ, воспитатель дошкольного образования яслей-сада № 26 г. Лиды
ФОТО: из архива яслей-сада № 26 г. Лиды