Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Снеговичок Граф в гостях

Индивидуальное логопедическое занятие – самая эффективная форма, которая позволяет совершенствовать звукопроизношение, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас. Особенно если есть необходимость поставить и автоматизировать такой важный звук, как «р».

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения в школе. Индивидуальные логопедические занятия проводятся в игровой форме, с использованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий, развивающих методик.

Занятие включает в себя проведение артикуляционной гимнастики, дыхательных, речевых и логоритмических упражнений, пальчиковых игр, постановку и автоматизацию звуков, динамические паузы.

Определяя содержание занятия, подбирая речевой и практический материал, следует стремиться к тому, чтобы занятие было не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребёнка.

Задачи: формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; развивать артикуляционную и мелкую моторику; воспитывать чувство взаимопомощи.

Материалы и оборудование: костюм или игрушка снеговика; компьютер; предметные картинки (перо, ракушка, груша, ракета, робот, корона, ведро, рыба, барабан); логоритмический тренажёр «Развивающие рукавички»; профиль звука «р»; мяч; мультимедийная презентация «Чистоговорки на звук “р”»; логопедический кубик для артикуляционной гимнастики.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Учитель-дефектолог. Здравствуй, (имя ребёнка)! Я очень рада тебя видеть. Какой прекрасный зимний день. Сегодня мне на телефон пришло сообщение. Кто же нам его прислал? «Я снеговичок по имени Граф, у меня случилась беда: я растерял все звуки и разучился произносить звук “р”. Помогите мне, пожалуйста». Поможем нашему другу снеговичку Графу, научим произносить звук «р»? (Ответ ребёнка.). Ой, а кто это к нам стучится в дверь? Так это же наш гость снеговичок! Проходи, Граф, знакомься – это (имя ребёнка), он поможет тебе научиться проговаривать звук «р». А теперь за дело!

II. Основная часть

Учитель-дефектолог. Но, прежде чем мы начнем работу, нужно укрепить наш непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог правильно выговаривать этот трудный звук, и ты, снеговичок Граф, усаживайся поудобнее и вместе с нами делай зарядку для язычка. Приготовились, сели красиво. А сейчас подбрасываем наш логопедический кубик, какое упражнение выпадет на верхней грани куба, то упражнение и будем выполнять.

Под музыкальное сопровождение проводится артикуляционная гимнастика с использованием логопедического кубика («Лягушка», «Слоник», «Качели», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка»).

Учитель-дефектолог. Молодцы, язычок укрепили. А теперь давайте вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук «р». (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.) А где находится кончик языка? (Поднят вверх и дрожит). А что делает горлышко? («Поёт».) А воздушная струя какая? (Сильная, тёплая.). Правильно, умничка!

Теперь давай дадим характеристику самому звуку «р». Он гласный или согласный? (Согласный.). А почему? (Язык мешает «петь»). Звонкий или глухой звук и почему? (Звонкий, так как в горле работает «голосовой моторчик».) Звук «р» твёрдый или мягкий? (Твёрдый). Молодец, всё правильно. Звук «р» – согласный, звонкий, твёрдый и обозначается синим цветом.

Назови картинки

Рассмотреть фотографии в альбоме у снеговичка, найти и назвать, чётко выговаривая, слова, в которых есть звук «р». 

Учитель-дефектолог. Ты очень хорошо справился с этим заданием. А сейчас немного отдохнём, вспомним, как нужно правильно дышать, и поиграем с волшебными снежинками.

Волшебные снежинки

Сделать глубокий вдох через нос, затем выдох через рот и дунуть на снежинку. Дефектолог показывает пример, ребёнок повторяет.

Учитель-дефектолог. Снеговичок Граф, а сейчас поиграем на компьютере в «Учимся говорить правильно звук “р”»: нужно словить воздушный шар, если услышим слово со звуком «р».

Мы играли

Мы играли, так играли.

Наши глазки так устали!

Мы дадим им отдохнуть

И закроем на чуть-чуть.

А теперь их открываем.

И немного поморгаем.

Учитель-дефектолог. Вот мы немного и отдохнули после компьютера. А теперь следующая игра.

Большой-маленький

Снеговичок Граф называет большой предмет, а ребёнок должен назвать маленький (рамка-рамочка, роза-розочка, морковь-морковка и т. д.).

Учитель-дефектолог. Умничка, у нас всё получилось.

Я мороза не боюсь

Я мороза не боюсь (шаг на месте),

С ним я крепко подружусь (хлопки в ладоши).

Подойдёт ко мне мороз (приседание),

Тронет руку, тронет нос (демонстрация руки, носа).

Значит, надо не зевать (хлопки в ладоши),

Прыгать, бегать и играть (прыжки на месте).

Музыкальные пуговицы

Снеговичок Граф. Я совсем забыл, я принёс интересную игру «Музыкальные пуговицы». Нужно отстучать схематический рисунок и проговорить чистоговорку: 

Ра-ра-ра – рама, радуга, гора,

Ры-ры-ры – рынок, рыба, комары,

Ро-ро-ро – роза, родина, ведро,

Ру-ру-ру – руки, ручки, кенгуру.

Учитель-дефектолог. Хорошо, вот мы и научили Снеговичка Графа, произносить звук «р», который он позабыл.

Бывает – не бывает

Снеговичок Граф.  Ой, а у меня есть ещё одно задание. Я люблю сочинять предложения о том, что вижу вокруг, давай послушаем и проверим, бывает так или нет:

Руки кусают мороз.

Трава ест корову.

Груша ест Раю.

Карась поймал Юру.

Учитель-дефектолог.  Молодец, и с этим заданием справился.

III. Заключительная часть

Учитель-дефектолог. (Имя ребёнка), а с каким звуком мы сегодня работали? Какое задание для тебя было самым трудным, а какое самым лёгким? (Ответ ребёнка.) Молодец! За оказанную помощь снеговичок Граф дарит тебе вот такой подарок и говорит спасибо. снеговичок Граф, тебе пора возвращаться домой, давай мы вместе с (имя ребёнка) проводим тебя.

ТЕКСТ: ТАТЬЯНА НАСТУСЕВИЧ, учитель-дефектолог Лидских специальных яслей-сада № 16 для детей с нарушениями зрения