Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Развиваем речь ребёнка

Вопрос о раннем формировании здорового образа жизни в детском саду актуален, но достаточно сложен. Одна из главных задач дошкольного учреждения – создать для воспитанников основы здорового образа жизни. И речь здесь играет главную роль, поскольку является показателем общего развития ребёнка, а также сигналом о тех или иных нарушениях.

Педагоги и родители часто сталкиваются с логопедическими и неврологическими диагнозами, основанными на сложности речи, неправильном речевом дыхании.

Телевизор, планшет, компьютер говорить не научат. Поэтому смысл в развивающих речевых программах и мультиках есть только тогда, когда взрослые комментируют их для ребёнка. Иначе планшет становится врагом речи: с ним говорить не нужно, достаточно нажать на экран.

Игра – лучший способ развития речи. При этом эмоции ребёнка отражают заинтересованность и влияют на его познавательную активность, поэтому каждое занятие учителя-дефектолога содержит сюрпризный момент, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, задания на развитие крупной и мелкой моторики.

Предлагаем конспект занятия по образованию прилагательных от существительных на основе темы «Здоровье в продуктах питания».

Задачи:
•    формировать умение образовывать прилагательные от существительных;
•    расширять словарный запас детей о продуктах питания и отделах, в которых они продаются;
•    формировать общую моторику;
•    воспитывать интерес к занятию с помощью наглядного и речевого материала;
•    формировать здоровый образ жизни, правила здорового питания.

Оборудование: игрушка Карлсон, картинки для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением холодильника, продуктов (колбаса, перец, сосиски, сыр, хлеб, торт, батон, варенье, мёд, конфеты, мясо, яйца), кастрюль с горохом, овощами, грибами, курицей, мясом, сыром, луком, картофелем, гречкой, конверты с разрезными картинками (груша, яблоко, персик, слива, абрикос), мяч, ноутбук, мультимедиа-проектор, презентация.

Ход занятия

Организационный момент
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришёл гость, вы его все очень хорошо знаете! Послушайте загадку.
Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне…
И пропеллер на спине!
Наталья Розбицкая.

Появляется игрушка-Карлсон.

Воспитатель. Карлсон пришёл к нам в гости, чтобы мы рассказали ему о полезных продуктах питания.

Основная часть

Артикуляционно-дыхательные упражнения

Воспитатель. Ребята, Карлсон принёс картинки с изображением гимнастики для языка. Гость хочет, чтобы его научили выполнять эти упражнения. Давайте поможем нашему другу.

•    Блинчик: широкий язык положить на нижнюю губу. Продержать 10–15 секунд. Дети сворачивают «блинчик» в трубочку.
•    Раскатаем тесто: широкий язык лежит на нижней губе, зубами слегка покусываем язык.
•    Вкусное варенье: широким языком облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Совершаем круговые движения языком по губам по часовой и против часовой стрелки, показываем мимикой, как детям нравится варенье.
•    Пьём коктейль через трубочку: вытянуть губы узкой воронкой во время вдоха, затем выдохнуть.
•    Дуем на горячий чай: на вдохе вытянуть губы широкой «трубочкой», на выдохе подуть на горячий чай.

Беседа о продуктах питания
Воспитатель. Вместе с Карлсоном внимательно послушаем четверостишие:
Ходит Митя, как Кощей,
Ни супов не ест, ни щей,
Падает от слабости,
А любит только сладости.

•    Как вы думаете, почему мальчик Митя худой и слабый?
•    Дети, которые хорошо кушают, быстро растут. Что будет, если есть одни сладости? (Заболят зубы, живот.)
•    Ребята, а где продают продукты? (В магазине.)
•    Где мы храним продукты? (В холодильнике.)

Дидактическая игра «Мы сходили в магазин»
Воспитатель. Карлсон сходил в магазин и купил продукты. Но он не знает, как они называются. Давайте ему поможем.

Выкладываются перевёрнутые картинки. Дети переворачивают их и называют, что на них изображено. Размещают картинку около холодильника.

Дидактическая игра «В каком отделе мы купили»
Воспитатель. Ребята, Карлсон купил много продуктов, но все они продаются в разных отделах. Давайте научим его ориентироваться в магазине.

•    Как мы назовём отдел, где продают молоко? (Молочный.)
•    Посмотрите на экран. Какой это отдел? (Мясной.)

Далее задаются вопросы о рыбе, хлебе, сладостях, овощах.

Физкультминутка «Покупаем продукты»
Развивает общую моторику.
Сумку в руки мы берём,
(наклоняются и берут воображаемую сумку)
В магазин с тобой идём.
(шагают на месте)
В магазине же на полках
Не шарфы и не футболки.
(поднимают руки вверх и отрицательно покачивают головой)
Вкусно пахнет здесь всегда,
(поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха)
В доме – вкусная еда.
(«дом» над головой)

Дидактическая игра «Какой суп»
– Ребята, мы немного отдохнули, а наш гость Карлсон проголодался. Давайте его накормим.

На доске картинки кастрюль.

Воспитатель. Ребята, что варят в кастрюлях? (Суп.)
Давайте посмотрим, что находится в наших кастрюлях и назовём, какой это суп. (Грибной, луковый, овощной, куриный, сырный, гороховый, мясной.)

Дидактическая игра «Какие вы знаете продукты?»
•    Ребята, подскажите Карлсону, что можно приготовить из молока? (Творог, сыр, сметану, йогурт, простоквашу, кефир.)
•    Что готовят из мяса? (Котлеты, колбасу, сосиски.)
•    Какие вы знаете сладости? (Конфеты, зефир, торт, печенье, мороженое, пирожное, вафли.)
•    Какие вы знаете овощи? (Помидоры, огурцы, перец, лук, капусту, картофель.)
•    Какие вы знаете фрукты? (Апельсин, мандарин, киви, банан, клубнику.)
•    Какие вы знаете хлебобулочные изделия? (Хлеб, печенье, булки, сушки.)

Дидактическая игра «Назови какой»
Формирование умения образовывать прилагательные от существительных.

•    Если варенье сделано из вишни, какое оно?
•    Если пирог с яблоками, то какой он?
•    Если каша из риса, то какая она?
•    Если суп приготовлен из овощей, какой он?
•    Если компот сварен из вишни, какой он?
•    Если каша сварена из манки, какая она?
•    Если сок из фруктов, какой он?
•    Если бульон из мяса, какой он?

Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски»
Воспитатель. Прочитаем стихотворение и повторим движения (руки в кулачке, по очереди разгибаем пальцы, начиная с большого).

У Лариски –
Две редиски (разгибаем большой палец),
У Алёшки –
Две картошки (разгибаем следующий палец).
У Серёжки – сорванца –
Два зелёных огурца.
А у Вовки –
Две морковки.
Да ещё у Петьки
Две хвостатых редьки.
(Теперь наши пальчики отдохнули.)

Дидактическая игра «Варенье для Карлсона»
Воспитатель. Ребята, вы любите кушать варенье? Карлсон тоже его любит? Сейчас мы узнаем, из чего можно варить варенье для нашего гостя.

Педагог раскладывает каждому ребёнку конверты.

Воспитатель. Откройте конверты и посмотрите, что там? (Ребята достают картинку, разрезанную на части.)
У каждого на картинке изображён фрукт, из которого можно сделать варенье. Но чтобы понять, что это за фрукт, нужно сложить картинки.

Дети складывают картинки. На одной картинке – груша, на второй – яблоко, на третьей – персик, на четвёртой – слива, на пятой – абрикос.

Воспитатель. Что у вас получилось?

Каждый ребёнок говорит, какую картинку он собрал и какое варенье получилось.

Воспитатель. Что у тебя на картинке? (Груша.) Если это груша, какое варенье мы сварим для Карлсона? (Грушевое.) Молодцы, вы все справились с заданием!

Дидактическая игра «Найди ошибку»
Воспитатель. Ребята, мы так накормили Карлсона, что он забыл о письме. Но вот беда, Карлсон попал под дождь, и все слова в письме перепутались. Давайте поможем исправить в нём ошибки. Я буду бросать мяч, а вы должны подобрать слово наоборот.
•    Лимон сладкий – (не сладкий, а кислый).
•    Конфета горькая – (не горькая, а сладкая).
•    Сметана солёная – (не солёная, а кислая).
•    Компот горький – (не горький, а сладкий) и т.д.

Подведение итогов
Воспитатель. Ребята, вы молодцы! Карлсон благодарит за полезную информацию. Он узнал много нового и интересного. Теперь он тоже не будет есть много сладкого, чтобы не испортить здоровье!
Какие полезные продукты вы знаете? Назовите ваш любимый фрукт или овощ? Если вам понравилось занятие, то прикрепите к доске весёлый смайлик, а если нет – грустный.

ЕЛЕНА ДЕНИСИК, учитель-дефектолог яслей-сада агрогородка Коптёвка Гродненского района