Разведчики
Как в увлекательной форме соединить в дошкольном учреждении работу по сохранению и укреплению здоровья детей и воспитание уважения к защитникам Родины, подвигу советского народа в Великой Отечественной войне?
Проведите тематический военно-патриотический квест – сочетание физической активности с интересными интеллектуальными задачками придётся по вкусу любому ребёнку.
В ходе квестовых заданий у детей повышается двигательная активность, совершенствуется способность ориентироваться в пространстве, развиваются координация и ловкость движений, внимание и быстрота реакции. Воспитанники учатся работать в команде, объединяться и договариваться, что способствует сплочению детского коллектива. А использование разнообразного спортивного инвентаря и музыкального сопровождения позитивно влияет на развитие чувства ритма, гибкости, пластичности, создаёт благоприятную психологическую атмосферу на занятии.
В качестве примера предлагаю конспект тематического квеста «Разведчики». Он может быть приурочен к таким важным датам нашей истории, как День Победы, День организации партизанского движения, День Независимости Республики Беларусь, День защитников Отечества, или же использован в качестве разового тематического мероприятия в пришкольном сезонном лагере, группе продлённого дня и т. д.
Задачи: повышать активность и работоспособность всех функций организма; закреплять навыки метания мешочка в цель, прыжков на двух ногах с продвижением вперёд, спортивного ориентирования с помощью карты; развивать физические качества (выносливость, скорость, ловкость, координацию движений, меткость); воспитывать патриотизм, готовность к защите Родины; способствовать гармонизации детских отношений.
Материалы и оборудование: 8 конусов; 5 обручей; 5 степ-платформ; 5 массажных балансиров; 5 набивных мячей; 5 подсказок – фрагментов фотографии одного из кабинетов, где спрятан флаг; 4 дуги; 3 мешочка с крупой; 2 радиоуправляемых самолётика (аэромодуля); 2 лошадки на палке; 2 туннеля; 2 корзины; картонные снаряды (по количеству детей в команде); медали (по количеству детей); майки со «звёздочками» и «парашютами» на рукавах (для деления на две команды); конверт А4 с донесением; белорусский флаг; гимнастическая скамейка; координационная лестница; карта маршрута; разрезанные на несколько частей картинки «Танкист», «Десантник»; игра «Военная техника» (изображения военных машин и их тени).
ХОД КВЕСТА
Руководитель физического воспитания (командир). Добрый день, ребята! Сегодня мы пройдём квест «Разведчики». Я – командир, вы – бойцы! (Звучит сирена.) Произошло чрезвычайное происшествие – из нашего штаба похищен флаг Республики Беларуси. Вам необходимо найти его, доставить обратно и доложить о выполнении боевого задания. Готовы? (Да!) В путешествии нам поможет карта маршрута с испытаниями, за преодоление которых вы будете получать часть подсказки о месте, где спрятан флаг. Всё понятно? (Да!) Давайте вначале немного разомнёмся.
Дети вместе с командиром выполняют разминку «Самолёт» (сл. и муз. А. Естафеева).
Командир. Молодцы, ребята! Хорошо размялись! А теперь посмотрим, куда нам двигаться. (Разглядывают карту маршрута.) Чтобы открыть первое задание, надо пройти через болото и не провалиться. (Дети идут по «кочкам» – массажным балансирам.)
Задание № 1. Собери пазлы
Командир. Чтобы узнать, какие картинки надо собрать, необходимо отгадать загадки (о танкисте, десантнике).
Дети разделяются на две команды и собирают пазлы.
Командир. Молодцы! Вот первая часть подсказки! Но куда же нам пойти дальше? (Разглядывают карту.)
Задание № 2. Склад снарядов
Командир. Противник спрятал следующую подсказку на складе с боеприпасами. Ваша задача – пройти полосу препятствий и перенести снаряды в безопасное место.
Воспитанники разделяются на две команды. Гуськом проходят по гимнастической скамейке, проползают через туннель, перешагивают дуги, пробираются по обручам и складывают боеприпасы в корзины.
Командир. Умнички! Держите вторую часть подсказки!
Дети, сверяясь с картой, самостоятельно переходят к следующему пункту маршрута.
Задание № 3. Военная техника
Командир. Противник замаскировал военную технику. Необходимо правильно определить её вид, соотнеся с отбрасываемой тенью. К заданию приступить!
На столе лежат парные картинки: сверху цветное изображение (фотография) замаскированной боевой машины, снизу тень. Например, сверху танк, а тень явно принадлежит вертолёту. Дети должны по тени определять, каким транспортом на самом деле владеет противник.
Командир. А вот и третья подсказка! Вы всё ближе и ближе к цели. Так держать!
Дети, сверяясь с картой, переходят к следующему пункту маршрута.
Командир. Теперь нам необходимо успешно преодолеть переправу, перемещаясь прыжками с продвижением вперёд.
Воспитанники прыжками передвигаются по координационной лестнице.
Задание № 4. Лётчики, на аэродром!
Командир. Какая же военная служба без авиации? На самолётах можно облететь весь мир. Предлагаю совершить кругосветное путешествие.
Проводится музыкально-подвижная игра Ирины Холодной «Лётчики, на аэродром!».
Командир. Отлично полетали! А вот и четвёртая подсказка!
Дети, сверяясь с картой, переходят к следующему пункту маршрута.
Командир. На пути у нас минное поле. Необходимо осторожно его перейти, не задев мины.
Малыши осторожно идут друг за другом, перешагивая степ-платформы, на которых лежат набивные мячи.
Задание № 5. Мы – разведчики!
Командир. А теперь надо преодолеть несколько испытаний, которые покажут вашу физическую подготовку. (Дети делятся на команды и одновременно проходят эстафеты.)
Вражеские самолёты
Перед игроками на расстоянии 5–7 м летают «вражеские» самолётики. Необходимо по сигналу взять боевой снаряд (мешочек с крупой), подбежать до линии броска, сбить мишень (можно сделать три попытки) и вернуться.
Кавалеристы
Надо по сигналу на лошадках змейкой обскакать препятствия и вернуться в команду.
Доставь донесение в штаб
Необходимо доставить конверт в штаб: проползти через туннель, доставить донесение и вернуться.
Командир. Физическая подготовка пройдена на отлично! Держите последнюю подсказку. (Дети собирают пазл, на котором изображён кабинет со спрятанным с флагом.). Равняйсь! Смирно! За флагом шагом марш!
Дети находят флаг и торжественно вносят его в стартовый зал. Один из малышей рапортует о выполненном задании.
Командир. Товарищи бойцы, хочу выразить вам свою благодарность за успешно выполненное задание и наградить медалями!
Дети с командиром кричат: «Ура! Ура! Ура!». Командир прикрепляет медали к майкам. Воспитанники прощаются и организованно покидают зал.
ЕКАТЕРИНА ПУГАЧЕНКО, руководитель физического воспитания детского сада № 14 г. Слонима
ФОТО: из архива детского сада № 14 г. Слонима