Раз – дорожка, два – дорожка
Авиценна когда-то сказал: «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения». Основой формирования и роста всех систем организма детей 3–7 лет выступает двигательная активность. Как приучить ребёнка к ней с детства? Эффективно использовать пространства учреждения дошкольного образования.
Чтобы предметно-пространственная среда обеспечивала здоровое развитие ребёнка, надо помнить, что если взрослый нуждается в комфорте свободного пространства, то детей одолевает страсть к преодолению препятствий и оттачиванию умений. Таким образом воспитанники обогащают двигательный опыт, развивают физические качества. Почему бы дошкольному учреждению не сыграть на этом?
В качестве примера предлагаю опыт нашей начальной школы, в холлах которой была размещена серия дорожек. Данное оформление пространства подходит для воспитанников любого возраста и является хорошим дополнением к утренней гимнастике, традиционным занятиям по физической культуре, индивидуально-дифференцированной работе по развитию и совершенствованию двигательных навыков и умений, а также многократно самостоятельно используется детьми в течение дня: когда они приходят в учреждение, перед прогулкой и после неё, при перемещении из кабинетов.
Лайфхак
Дорожки могут использоваться в качестве полосы препятствий (с дополнительным оборудованием) во время проведения Дня здоровья и подобных ему мероприятий. Причём родители воспитанников с большим удовольствием участвуют в её преодолении.
Дорожки придают образовательному процессу разнообразие, увлекательность и активизируют умственную деятельность ребёнка, наглядно-образное мышление. А главное, позволяют проявить двигательное творчество, где нет места дидактизму и назидательности.
Для изготовления дорожек необходима плотная самоклеящаяся бумага. Она легко обрабатывается, не теряет яркости и не стирается из-за контакта с водой и моющими средствами.
Предлагаю подвижные игры и игровые упражнения, которые можно организовать на сравнительно небольшой территории. Они содействуют развитию равновесия, быстроты, ловкости, выносливости, координации, формируют представления о геометрических фигурах, цвете, закрепляют навыки прямого и обратного счёта, умение различать гласные и согласные звуки.
Классики
Цель – формирование умения выполнять прыжки с продвижением вперёд.
Прыгать можно по-разному: ноги вместе, ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь. Или, усложнив игру, – на определённые цифры, фигуры, цвет.
Звёздная дорожка
Цель – развитие внимания, ловкости, психомоторных способностей.
Дети строятся в колонну за водящим и при проходе дорожки повторяют за ним движения: разные виды ходьбы (перекатом с пятки на носок, приставным шагом, скрестным и т. д.), бега, прыжков.
Сколько стоит?
Цель – развитие глазомера, памяти.
Выбираются продавцы по количеству дорожек. Покупатель просит продать ему дорожку, продавец спрашивает, сколько тот может за неё дать. Покупатель рассчитывает примерную длину дорожки в шагах (прыжках) и отвечает, например: «Десять шагов, и все приставные боком». Покупатель идёт по дорожке, считая шаги. Если их количество соответствует предложенной цене, он становится продавцом.
Лабиринт
Цель – развитие внимания, ловкости, координации движений.
Игроки (2–4 воспитанника) располагаются на следах с одной стороны площадки. По команде ведущего они должны как можно быстрее пройти по дорожкам своего цвета на противоположную сторону. Можно играть с усложнением – «Донеси, не уронив», «Прокати мяч».
Гусеница
Цель – развитие умений сотрудничать, воспринимать и следовать правилам игры.
Дети занимают кружки, выбирается водящий. По его команде игроки быстро меняются местами, прыгая на одной ноге или становясь только на гласные (согласные), а водящий старается встать на чужой кружок. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Лесенка
Цель – обогащение двигательного опыта.
Дети строятся в колонну за ведущим. Надо пройти дорожку, не повторяя движений идущих впереди ребят.
НА УЛИЦЕ
Для организации двигательной активности детей на свежем воздухе в качестве развивающей предметно-пространственной среды могут быть использованы рисунки на асфальте. В нашем учреждении, например, они сделаны на дорожке вдоль территории. Чтобы попасть на ту или иную её часть, детям нужно выполнить определённое задание. Если для старших воспитанников это классики, то для малышей – змейка, разделённая на квадраты разного цвета.
Игры можно организовывать каждый день, но с разными видами двигательной активности. Меняющаяся игровая ситуация вносит разнообразие в процесс, развивает физические качества и навыки детей: быстроту реакции, ловкость, равновесие, координацию, выносливость, пространственную ориентацию, глазомер.
НАТАЛЬЯ КНЫШ, руководитель физического воспитания начальной школы № 6 г. Бреста