Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Путешествие в страну Легумию

Чтобы увлекательно рассказать детворе об овощах, понадобится всего ничего: хорошее настроение, увлекательные игры, весёлые загадки и интересные истории.

Задачи: закрепить знания об овощах; развивать творческие способности, мышление, память, чувства взаимопомощи и дружбы; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Материалы и оборудование: доска; мультимедийный проектор; фонограммы песен; картинки овощей, ежа, лягушки и божьей коровки; памятка «Правила поведения в огороде»; 2 деревянные ложки; картофелины; кегли; листы с зашумленными картинками; карандаши красного, оранжевого и зелёного цветов (по количеству детей).

Организационно-методические указания: разучивание стихотворений и физкультминутки «Урожай», песен «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского), «Друзья» (исп. «Барбарики»).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? А приключения? Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в страну, которой нет ни на одной географической карте мира. И всё-таки она есть. Иногда она огромна – насколько хватает глаз, иногда крохотная – такая, что уместится на подоконнике. А всё потому что это страна Легумия, или, с французского языка, – огород. Как вы думаете, кто в ней живёт? (Дети отвечают.) Верно! Вижу, что вы готовы отправляться в путь. Чтобы преодолеть препятствия, которые встретятся в дороге, вам нужно будет проявить находчивость, выносливость и смекалку. Запевай!

Дети шагают на месте и поют песню «Вместе весело шагать».

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы весело шагали, дружно пели. Но что мы видим? На нашем пути препятствие! (Загадывает загадку про пугало.) Ребята, пугало это не злое, просто у него важная работа – защищать овощи. Поэтому сначала мы должны познакомиться с правилами поведения в огороде (раздаёт детям памятки).

Правила поведения в огороде

Ходи по дорожкам, а не по грядкам.

Не срывай с растений цветы.

Будь осторожен с насекомыми.

Всегда мой овощи и фрукты перед едой.

Не ешь незнакомые ягоды и недоспелые плоды.


Воспитатель. Запомнили? Молодцы! Ребята, пугало пропустит нас только после того, как мы отгадаем загадки про жителей страны Легумии. Ну что ж, попробуем? (Читает загадки про морковь, свёклу, чеснок, перец, репку, горох, кабачок, баклажан, тыкву.) Отлично, ребята! Все загадки отгадали! Шагаем по дорожке дальше. Но вот на нашем пути встретилась божья коровка. Она тоже друг овощей – защищает их листья от вредной тли. Божья коровка предлагает нам выполнить задание.

Вершки и корешки

Воспитатель называет овощи. Если съедобная часть находится под землёй, дети опускают руки, если над ней – поднимают.

Воспитатель. Молодцы, двигаемся дальше. А теперь из-под кустика на нас глядят ещё два огородных помощника – ёж и лягушка. Они ночью выходят на охоту и съедают много вредных насекомых. Ёжик, знаток овощей, предлагает поиграть в игру «Что лишнее?».

Что лишнее?

Свёкла, капуста, морковь, яблоко (яблоко – фрукт).

Перец, вишня, лук, чеснок (вишня – ягода).

Апельсин, огурец, помидор, кабачок (апельсин – фрукт).

Фасоль, горох, виноград, кукуруза (виноград – ягода).

Тыква, свёкла, редис, репа (тыква – употребляют в пищу «вершки»).

Огурец, картофель, баклажан, кабачок (картофель – употребляют в пищу «корешки»).


Воспитатель. Умнички! Все отгадали! А теперь лягушка-попрыгушка предлагает вам немного размяться. 

Несколько ребят показывают движения физкультминутки «Урожай», остальные повторяют.

Воспитатель. Итак, наконец-то мы с вами на огороде! Отгадайте, что за житель Легумии нам сейчас попался на пути. (Читает загадку про картофель.) Картофель – правильное название картошки. Родина её – Чили (Южная Америка). Местные жители называли картофельные клубни «папа». Позже этот овощ привезли в Испанию, а потом он постепенно завоевал весь мир. В каждой стране картофель называют по-своему: англичане – «потато»; голландцы и французы – «земляное яблоко»; итальянцы – «тартуфель»; немцы – «картуфель». По-белорусски он «бульба».

Из картофеля готовят множество блюд. Это действительно очень нужный овощ. Не зря про него сложили пословицы: «Картофель – второй хлеб», «Картошка – мать наша, а хлеб – кормилец», «Ешь картошку и хлеб – проживёшь до ста лет». А сейчас давайте покажем картофелинке, какие у нас ловкие ребята. 


Картошка в ложке

Дети делятся на две команды и наперегонки по очереди несут картофелину в ложке.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Шагаем дальше. И вот загадка про следующего легума. (Читает загадку про капусту.) Её родина – побережье Средиземного моря. «Капут» в переводе с латинского языка – «голова». За сходство кочана с человеческой головой мы и назвали этот овощ. Сейчас видов капусты очень много: белокочанная, краснокочанная, пекинская, цветная, брокколи, романеско, савойская, кольраби и др. Есть даже декоративная, которую сажают для украшения, и кормовая (её используют в качестве корма для домашних животных).

Белокочанная капуста – народная любимица. Её растили на полях, деревенских огородах, про неё придумывали поговорки и пели песни, ведь с лета и до осени людей выручали щи из свежей капусты. В будние дни – постные, без мяса, а в праздники – с мясом. Есть их надо было молча, степенно, уважительно. Тот из ребят, кто, не спросив разрешения у старших, пробовал выловить из общей миски мясо, получал ложкой по лбу.

Обед из овощей

Дети становятся поварятами. Воспитатель называет овощ, а поварята рассказывают, какой сок, суп или салат из него можно приготовить.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Шагаем дальше по Легумии. И кого мы встретили на этот раз? (Читает загадку про огурцы.) Родом он из Индии, но растили огурец во многих южных странах. Древнеримский император Тиберий очень любил свежие огурцы. Поэтому садовники придумали выращивать рассаду в ящиках, поставленных на колёса. Колёса поворачивали так, чтобы весь день на рассаду лился солнечный свет.

А в Беларуси человек для огуречной рассады изобрёл парник. В поле ещё лежит снег, а в парнике – весна, зеленеют всходы. Появляются огурчики.

У нашего огурца есть братец-шутник – «бешеный огурец». Прозвали его так за то, что когда он созревает, то выстреливает вокруг своими семенами. Этот огурец не едят, но используют для приготовления некоторых лекарств.

Овощи перепутались

Нужно найти и обвести цветными карандашами овощи: огурец – зелёным, морковь – оранжевым, помидор – красным. А также ответить на вопросы: Какие ещё овощи спрятались на картинке? (Тыква, горох, свёкла или репа, лук и перец.) Сколько их всего? (Восемь.)

Воспитатель. Всё верно! А следующий легум… (Читает загадку про лук.) Чаще всего встречается жёлтый лук, белый и красный, а весной многие делают салат из зелёных перьев молодого лука. Родом он, кстати, из Азии. Но поговорку «Лук от семи недуг» сложили русские бабушки. Лук помогает организму не болеть. Ни один суп в самой бедной крестьянской семье не варили без луковицы. Дикий лук, который растёт в лесу, называется черемша. Им лечатся раненые лоси, зайцы, косули.

А самый сладкий репчатый лук вырастили испанцы. Также лук любят итальянцы, помните сказку Джанни Родари «Приключения Чиполлино»?

Овощи в сказках

Отгадайте, какие овощи встречаются в рассказах, сказках и мультфильмах.

Примерные вопросы:

Какой овощ звали копать мальчика Антошку? (Картофель.)

Какой овощ делили медведь и дед в сказке «Вершки и корешки»? (Репу.)

Этим овощем подавился Петушок из сказки. (Боб.)

Возьмите две ноты и получите овощ – родственника боба и гороха. (Фасоль.)

Как называлась река, рядом с которой находился Цветочный город в сказке про Незнайку? (Огурцовая.)

Этот овощ был весёлым и находчивым мальчиком Чиполлино. (Лук.)

Воспитатель. Молодцы! Вы настоящие знатоки сказок! Следующий важный сеньор тоже был в сказке про Чиполлино. (Читает загадку про помидор.) Правильно! В научных книгах помидор называют томатом, и он тоже американский гость. Когда-то первые томаты привезли в Италию, они были жёлтого цвета и мелкие, как райские яблочки, из которых варят варенье. На солнце они светились, как золото. Итальянцы ахнули: «Помидоро!» «Помо» по-итальянски «яблоко», «доро» – «золото». Так и осталось за этим овощем такое «золотое» название. Сейчас на земном шаре томат – один из самых распространённых овощей.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня мы побывали в стране Легумии и познакомились с её жителями. Отгадали загадки про овощи, узнали интересные истории про них, играли, пели и рисовали. Давайте вместе споём песенку про друзей!

Ребята исполняют песню «Друзья».

Воспитатель. Спасибо всем за внимание!

Елена Проничева, воспитатель продлённого дня Могилёвской городской гимназии № 1