Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Путешествие в лес с незабудкой

Обострение экологических проблем в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Начинать её следует с первого звена системы образования – детских садов.

Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в учреждении дошкольного образования – правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает осуществление образовательного потенциала пространства. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанного отношения к окружающей природе.
 

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологическая тропа. Она позволяет наглядно познакомиться с разными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном окружении, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.


Экологическая тропа в нашем учреждении – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой находятся разные объекты растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы. Территория постоянно пополняется новыми познавательными объектами.


В задачи тропы входит:
* систематизация знаний о природе и сезонных изменениях в ней;
* формирование представлений о родном крае;
* развитие элементарных исследовательских навыков и критического мышления;
* воспитание интереса к скрытым свойствам и качествам объектов и явлений природы;
* наработка навыков и умений правильного взаимодействия с окружающим миром, бережного использования природных ресурсов;
* развитие творческого мышления.
 

Экологическая тропа используется для оздоровления детей на свежем воздухе; наблюдений за живой и неживой природой, установления простейших взаимосвязей в природе, проведения экспериментов и исследований, а также для развития познавательной активности и бережного отношения к природе.

Краткое описание границ маршрута
  «Уголок леса» – «Птичья столовая» – движение по тротуару к «Хвойному оазису» – «Липовый сквер» – «Пан Каштан» – «Ромашковая поляна» – «Рябиновая аллея» – «Птичий дворик» – «Дендрарий» – «Кленовая аллея» – «Сосновый бор» – «Водоём» –«Пряный садик с сенсорной тропой» – «Метеоплощадка» – «Патио- цветник».


 Образовательно-познавательный эффект от занятий и экскурсии усиливает Хозяйка тропы – маленький желтоглазый цветок Незабудка. Персонаж помогает провести экскурсию по маршруту тропы от одного живого объекта природы к другому и выдаёт письма-задания. На каждой остановке ребят ждёт интересный рассказ о растениях, занимательные опыты, викторины, игры, позволяющие лучше узнать природу и научиться заботиться о ней.

  Правила поведения на экологической тропе
1. Ходить тихо, чтобы не мешать обитателям.
2. Слушать голоса природы и наслаждаться ими.
3. Рассматривать, любоваться, размышлять, собирать осенние листья и плоды деревьев.
4. Не рвать растения, не ломать ветки, не ловить насекомых, не бросать мусор.
5. «Выносить» знания, впечатления и хорошее настроение!
 
В качестве примера мероприятий предлагаю конспект проведения занятия в старшей группе.
  Цель – закрепить знания о деревьях как о живых существах.
  Задачи: повторить названия деревьев и их признаки; практическим путём определить наличие воды в листьях; закрепить знания о значении частей дерева; повторить правила поведения в лесу.
  Материалы и оборудование: целлофановый пакет; резинка; конверт с заданием; кукла Незабудка.

ХОД ЗАНЯТИЯ
  Воспитатель. Ребята, сегодня хозяйка экологической тропы Незабудка приглашает нас в путешествие по одному из её прекрасных владений – лесу. Но прежде давайте вместе с Незабудкой поприветствуем всё то, что нас окружает:

  Приветствие Здравствуй, небо! (Руки вверх.) Здравствуй, земля! (Приседание.)
  Здравствуйте, мои друзья! (Руки вперёд.)
1, 2, 3, 4, 5! (Загибание пальцев.)
  Вместе мы в кругу опять! (Взяться за руки.)
Всё! Внимание! Не отвлекаемся! В путешествие отправляемся!

 Воспитатель. Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу, которым нас научила Незабудка. (Ответы детей). Молодцы! Теперь мы можем смело отправляться в путь. А для хорошего настроения возьмём с собой весёлое стихотворение!
 
Дети идут к «Уголку леса» и читают стихотворение «Мы шагаем друг за другом».

  Воспитатель. Ребята, в лесу растут разные деревья. Назовите их. (Ответы детей.) Смотрите, Незабудка из- под ёлочки что-то достаёт! Давайте поможем ей!

  Ребёнок помогает достать конверт, открывает его и вместе с педагогом читает задание.

  Воспитатель. Незабудка просит вспомнить и назвать то, что нужно для жизни растений. (Ответы детей.) Верно! Свет, воздух, вода – основные условия для жизни растений. Ведь они растут, двигаются, питаются.
Давайте потрогаем листья клёна. Какие они? (Ответы детей.) А хотите узнать, есть ли вода в листьях? (Показывает на дерево.) Смотрите: листики на веточке сухие или мокрые? (Ответы детей.) Сейчас мы наденем на ветку с листьями целлофановый пакет и завяжем его резиночкой, чтобы туда не попадали воздух и вода. (Дети помогают воспитателю.)
Оставим пока   пакет   на   веточке и ответим ещё на несколько вопросов Незабудки. Зачем дереву нужны корни? Ствол? Ветки? Листья? (Ответы детей.) Молодцы! Всё знаете! Немного разомнёмся?

  Физкультминутка про лес или на сходную тему.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, с нашим пакетом на веточке что-то случилось? (Ответы детей.) Давайте посмотрим! Ого! Весь пакет запотел! Откуда здесь взялась вода? (Ответы детей.) Да, вода в землю попадает с дождём или при поливе. Через корни впитывается и, превратившись в питательный раствор, попадает в ствол дерева, а потом через веточки – в листья. Листиками растение дышит, поэтому испарившаяся влага с них попала в пакет. Теперь мы его аккуратно снимем, чтобы не навредить дереву.

Дети помогают воспитателю снять пакет.

Воспитатель. Расскажем Незабудке, что вы узнали сегодня в лесу? (Ответы детей.) Ого! Хозяйке тропы очень понравилось, как вы выполни- ли задание и как рассуждали. Поэтому она приглашает нас на следующую прогулку!

НАТАЛЬЯ РЕШЕТНИКОВА, заместитель заведующего по основной деятельности яслей-сада № 14 г. Слонима ФОТО: из архива яслей-сада № 14 г. Слонима