Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Путешествие по Стране эмоций

Поддерживать эмоциональное благополучие ребёнка непросто. Как эффективнее научить его выражать своё эмоциональное состояние, соотносить его с разными музыкальными, литературными и художественными произведениями, быть чутким к настроению других людей? Конечно, через замечательную игру-путешествие, полную увлекательных приключений и удивительных открытий.

Задачи:
•    поддерживать эмоциональное благополучие и психологическое здоровье детей;
•    формировать умение выражать своё эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов;
•    развивать способность различать эмоциональные состояния, сравнивать их с музыкальными настроениями и художественными произведениями;
•    воспитывать положительные качества детей: умение слышать и слушать друг друга, быть чуткими, внимательными, ответственными, сплоченными;
•    активизировать связную речь (побуждать отвечать полным ответом, обосновывать свой выбор);
•    создать возможность для самовыражения.

Материалы и оборудование: презентация, проектор, экран; запись музыкальных произведений; наборы пиктограмм с изображением эмоциональных состояний; листы бумаги, фломастеры; зеркала и смайлики (по количеству детей).

Ход занятия

Воспитанники заходят в группу. Педагог-психолог просит каждого выбрать тот смайлик, который соответствует его настроению на данный момент (грустный, весёлый, не определился). Затем ребята берут заранее приготовленные карточки-половинки рисунка (нужно собрать его целиком, объединившись в пары).

Педагог-психолог. Предлагаю поздороваться и подарить друг другу хорошее настроение.
Тому, кто справа, улыбнись,
Тому, кто слева, улыбнись.
Тому, кто справа, поклонись,
Тому, кто слева, поклонись.
Тому, кто справа, руку дай,
Тому, кто слева, руку дай.
Теперь по кругу ты шагай,
С друзьями вместе ты шагай.
Тому, кто справа, подмигни,
Тому, кто слева, подмигни.
Того, кто справа, обними,
Того, кто слева, обними.
Такая вот у нас игра.
И все мы дружные! Ура!

Педагог-психолог. Сегодня совершим путешествие по удивительной, волшебной Стране эмоций. Раз, два, три – покружись… В Стране эмоций окажись.

Дети закрывают глаза и кружатся под загадочную музыку.

Педагог-психолог. Вот мы и в волшебной Стране эмоций. Наше путешествие начинается с Полянки. Подумайте, пожалуйста, какая эмоция здесь может жить? (Под «Вальс-шутку» Дмитрия Шостаковича появляется слайд с картиной Дональда Золана «Детский смех».) Посмотрите внимательно, кто встречает нас на этой полянке? (Ответы детей.) А какое настроение у детей? Как вы догадались? (Ответы детей.) Да, верно, здесь, на весёлой волшебной полянке живёт Радость! А что это за чувство? Радость – когда тебе хорошо и весело. Радость – когда никто не болеет. Радость – когда сделал что-то приятное. Радость – когда мама дома. Радость бывает маленькая и большая. Маленькая радость – когда хорошо и весело одному человеку, а большая – когда всем! Ребята, отгадайте загадку.

Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот:
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри!
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать? (Радуга.)

На доске появляется плакат с радугой над полянкой.

Тучка и радуга

Педагог-психолог. Посмотрите, ребята, на нашей Полянке радости появилась радуга. Какая эмоция возникает, когда вы смотрите на неё? (Ответы детей.) Вдруг появилась тёмная большая туча, которая хочет спрятать радугу. Что же делать? Есть решение! Ребята, сейчас я каждому раздам по капельке: раскрасьте их в яркие радостные цвета, которые вам нравятся. Так вы поделитесь радостью с окружающими.

Под «Вальс-шутку» Дмитрия Шостаковича дети разрисовывают и прикрепляют капли на плакат.

Педагог-психолог. Посмотрите, из тёмной тучи через радугу пролился дождь и превратился в радужные капельки. Радуга сияет ещё краше, дарит прекрасное настроение. Поэтому, даже если идёт дождь, не нужно грустить. Он рано или поздно закончится! К тому же необходим всему живому. Продолжаем путешествие.

Под «Болезнь куклы» Петра Чайковского появляется слайд с картиной Василия Васнецова «Алёнушка».

Педагог-психолог. Ребята, посмотрите внимательно на картину. Как думаете, куда мы попали? Какое настроение возникает? (Ответы детей.) Да, перед нами Озеро. Кто изображён на картинке? Алёнушка ищет своего братца Иванушку, который потерялся в лесу. Как думаете, какое у неё настроение? Да, здесь живёт Грусть. Что это такое? А у вас бывает грустное настроение? Когда? (Ответы детей.) Прежде чем отправиться дальше, пожелаем удачи Алёнушке и немного поиграем.

Царевна Несмеяна
Суть игры в том, чтобы любым способом рассмешить водящего. Главное, не дотрагиваться до него.

Хоровод
Это танец очень простой (2 хлопка),
Повторяй его вместе со мной (2 хлопка).
Как кораблик плывёт по волнам,
Мы навстречу весёлым ветрам (руки кладутся на плечи.)
(Далее движения выполняются по тексту.)
Руку другу скорей протяни
И покрепче ладоши сожми,
Карусель наша мчится вперёд,
Всех друзей она в танец зовёт.
Хлопну друга теперь по плечу,
Обниму его и закричу:
– Мне с тобой хорошо и легко,
Мы подпрыгнем с тобой высоко!
А теперь соберёмся в кружок
И пошепчемся тихо, дружок,
Скажем ласково: – Счастья тебе я
Желаю всегда и везде!

Педагог-психолог. Продолжаем путешествие по Стране эмоций. Впереди Пещера (слайд с её изображением, звучит музыка Эдварда Грига «Шествие гномов».) Какие звуки услышали? (Страшные, пугающие, напряжённые, взволнованные, настороженные.) Как считаете, какая эмоция здесь живет? Правильно, Страх. Как выглядит человек, когда ему страшно? (Слайд с испуганным человеком.) А когда вам бывает страшно?

Нарисуй страх
Педагог-психолог. Давайте попробуем нарисовать свой страх. (Педагог наблюдает за каждым ребёнком.) Теперь его можно выбросить в мусорное ведро, порвать, зачеркнуть, проговорив: «Я выкидываю страх…», «Я рву свой страх…», «Я зачёркиваю свой страх…».

Чего боится страх
Страх боится солнечного света (поднять руки вверх),
Страх боится летящей ракеты (изобразить взлёт ракеты),
Страх боится весёлых людей (топать ногами),
Страх боится интересных затей! (Прыгать на месте.)
Я улыбнусь, и страх пропадёт (улыбнуться друг другу),
Больше меня никогда не найдёт.
Страх испугается и задрожит (подрожать).
И навсегда от меня убежит! (Бег на месте.)

Педагог-психолог. Ну, готовы продолжить путешествие? Тогда в путь... Что же видим?

Появляются скалы, звучит «Кармина Бурана» Карла Орфа.

Педагог-психолог. Как думаете, какая эмоция здесь живёт? (На слайде злой человек: зубы стиснуты, брови нахмурены, глаза с прищуром, нос наморщен.) Правильно, это Скала злости.

Да-нет
Педагог-психолог. Сейчас поиграем. Я буду говорить ситуацию, а вы при ответе «да» хлопать, «нет» – топать.

•    Злитесь, если на вас кричат.
•    Злитесь, если смотрите мультфильмы.
•    Злитесь, если вас ругают.
•    Злитесь, если кушаете мороженое.
•    Злитесь, если говорят, что вы плохо себя ведёте.
•    Злитесь, если с вами играет мама.
•    Злитесь, если вас хвалят.

Педагог-психолог. А теперь возьмите каждый своё зеркало и изобразите злого человека. Да, вы все превратились в злюк и вредин! А теперь улыбнитесь! Какие вы все милые! Чаще улыбайтесь друг другу, ведь улыбка приносит радость и вам, и окружающим! Молодцы! Вы отлично выполнили задание.

Педагог-психолог. Продолжаем путешествие! И впереди видим… мост (на слайде – красивый мостик, звучит мелодия «Лебедь» Камиля Сен-Санса.) Как думаете, какая эмоция тут живёт? (Ответы детей.) Правильно, здесь живет Нежность. Ребята, как думаете, что такое нежность?

Появляется картина Дональда Золана «Девочка и котёнок».

Педагог-психолог:
Нежность – это смех ребёнка,
Глубина бездонных глаз;
Нежность – это сон котёнка,
Уникальность мягких лап.

Тёплый лучик
Педагог-психолог. Ребята, сядьте поудобней (на ковре, кружком или свободно), закройте глазки, положите ручки ладошкой вверх и постарайтесь расслабиться.

Звучит спокойная, умиротворяющая музыка.

Педагог-психолог (тихо, спокойно). Выглянуло солнышко. Оно очень тёплое и нежное. Своими нежными и ласковыми лучиками оно касается вашей ладошки, греет её от пальчика к пальчику. Остановился лучик, присел на ладошке и двигается дальше, на другую. Вам становится тепло и приятно. Вы мысленно передаёте свою радость друг другу, делитесь теплом солнечного лучика!

Нежные слова
Дети делятся по парам, встают на расстоянии друг от друга. Задача – встретиться со своей парой. Для этого надо сказать нежное, доброе слово и сделать шаг навстречу.

Педагог-психолог. Приятно было слышать нежные, добрые слова? Бывает, что вы говорите обидные? Слушать такие слова приятно? (Ответы детей.) Запомните поговорку: «Слово ранит. Слово лечит». Давайте не будем обижать друг друга, будем дружить и защищать!
Вот и подходит к концу путешествие по Стране эмоций. Впереди ещё много открытий, которые мы обязательно совершим здесь, но сейчас пора возвращаться. Раз, два, три – покружись, в нашем детском саду окажись...

Дети закрывают глаза и кружатся под музыку.

Педагог-психолог. У каждого на столе есть набор карточек с изображением различных эмоций (радости, грусти, злости, страха, нежности). Я говорю ситуацию, а вы выбираете ту, которая подходит по эмоциональному состоянию.
•    Мама заболела.
•    Девочка плачет.
•    Гремит гром.
•    Папа не хочет идти с тобой на улицу.
•    Ты разбил красивую вазу.
•    Тебе подарили подарок.
•    Папа дарит маме цветы.
•    На улице идёт дождь.

Педагог-психолог. Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? Вы смогли выполнить все задания. С какими эмоциями мы познакомились? Что вы узнали нового и интересного? (Ответы детей.) Какое у вас сейчас настроение: выберите себе смайлик – грустный или весёлый. Пусть оно всегда остаётся хорошим и весёлым!

КСЕНИЯ ЧЕКЕЛЬ, педагог-психолог яслей-сада а.г. Коптёвки Гродненского района
ЕЛЕНА ЯНКОВИЧ, заместитель заведующего по основной деятельности яслей-сада а.г. Коптёвки Гродненского района