Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Путь к милому сердцу

Что должен уметь делать каждый при возникновении опасной для жизни ситуации? Конечно же, правильно оказывать первую помощь. Никто из нас не застрахован от травм, особенно дети, поэтому учить этому комплексу навыков необходимо начиная с младшей школы. А лучше всего усвоить эту информацию поможет её облачение в игровую или театрализованную форму.

Материал можно использовать для работы с младшими школьниками для пропаганды и теоретического закрепления знаний и умений оказания первой помощи. Все костюмы персонажей оригинальные, сценарий авторский.

Цель – овладение навыками оказания первой помощи, умением действовать в травмоопасных ситуациях.
Задачи: создать условия для формирования активной жизненной позиции; сформировать знания и умения, необходимые для обеспечения собственной безопасности; пропагандировать главную цель Международного движения Красного Креста: помогать тем, кто страдает, не делая между ними никакого различия; привлечь внимание общественности к вопросам охраны здоровья жизни подрастающего поколения.

Материалы и оборудование: репка; изображение деревенского домика; 3 дерева; пни; подсолнух; пластиковые стаканы; бинты; гитара; забор.
Действующие лица: Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка, Репка.

Ход мероприятия
На авансцене сидит Дед, а возле него мурлычет Кошечка. Звучит мелодия из передачи «В гостях у сказки», на вторую музыкальную фразу на сцену, пританцовывая, выходит Мышонок. Становится на пенёк, берёт в руки гитару, настраивает её. Звучит фонограмма из мультфильма «Песенка Мышонка».

Дед (Мышонку). Делом займись! (Уходит.)

На сцене остаётся Кошка, которая под музыку «Кошки-Мышки» крадётся к Мышонку и начинает его догонять. Падает, получает растяжение лодыжки и с болью, прихрамывая, уходит за кулисы. Мышонок прячется. Появляется Дед. В руках лопата и ведро. Садит репку.

Дед.
Вот я репку посадил,
Репке тут же говорил:
Ты расти, расти большая,
Стань богатым урожаем!
Чтоб тобой я мог гордиться!
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять,
Через день полью опять…(Уходит.)
Мышонок (вылезает из укрытия).
Де-е-е-ел в селе невпроворот...
Репка между тем растёт. (Выносят репку.)
Вверх и вширь, и изнутри.
Загляденье, посмотри!
Круглолица, желтокожа,
На другие не похожа.
Словно чудо-богатырь –
Огромаднейший пузырь!
Пора деда вызывать,
Репку нашу вырывать.
– Деда, деда, подь сюды!..
(Шёпотом.) Чую, будут нелады… (Убегает.)
Дед.
Кто тут кликал, кто тут звал?
Может, что-то я проспал? (Чешет затылок.)
…Ай да репка уродилась!
Мне такая и не снилась! (Обходит её.)
Вот так чудо! Вот так диво!
И ботва почти как грива…
Репка-репка, ты откуда?
Веса в ней (пробует вытянуть) – почти три пуда!
Надо родственников звать
Урожай наш собирать.
Репка (голос из глубины).
Я в землице глубоко,
Помочь сможет лишь добро…
Дед.
Ну-ка, дети, подскажите,
Кого кликать, укажите! (Бабку.)
Бабка, жёнушка моя!
Ты бросай свои дела,
Выходи мне на подмогу,
Сам не справлюсь я, ей-богу!

Звучит музыкальная тема Бабки, которая быстрым шагом выходит на сцену.

Бабка.
Ай, беда-беда-беда…
В чём, скажи, твоя нужда?
Дед.
Репка наша уродила,
Да такая – просто диво!
С нею мне не совладать,
Помоги её сорвать!
Бабка.
Я стояла у печи
И варила нам харчи,
От испуга поспешила,
Сильно руку обварила…
Видишь, выскочил волдырь!
Ах ты, старый дед-глупырь! (Машет кулаком.)
Дед.
Это, бабушка, ожог.
Он повергнул тебя в шок.
Ты не сетуй, не кричи,
А водой его смочи…
Я же связь свою включу,
Айболиту позвоню… (Звонок телефона.)

Звучит аудиозапись «Звонок Айболиту».

Автоответчик (голос). Служба доктора Айболита слушает. Если у вас случился ожог – нажмите 1, если обморок – 2, при отравлении – 3, при травмe конечностей – 4, при порезах – 5. Будьте здоровы!

Дед нажимает соответствующую цифру.


Айболит (голос). Здравствуйте, ребята! Если вы обожглись, быстро охладите это место холодной (но не ледяной) водой, пока не уменьшится боль, затем наложите влажную повязку. Если появится волдырь, ни в коем случае его не прокалывайте, так как он защищает рану от попадания инфекции. (На экране демонстрируется поэтапное оказание первой помощи при ожогах.)
Дед (обращаясь к залу). Ребята, а вы внимательно прослушали совет доктора Айболита? (Да.) Сейчас проверим. Что нужно сделать, если случился ожог? (Ответы детей.) А что потом? (Надо накрыть влажной салфеткой или повязкой.) Почему нельзя прокалывать волдырь? (Ответы детей.) Молодцы!
Бабка.
Ну, теперь-то всё в порядке.
Веди, дедушка, на грядку…
Я за дедку, дед за репку…
Тянем-потянем – вытянуть не можем.
И-и-и-ух, и-и-и-ах,
Нам не справиться никак!
Дед.
Надо нам подмогу звать
Урожай наш собирать!
Репка.
Я в землице глубоко,
Вам поможет лишь добро! (Герои осматриваются.)
Дед.
Ну-ка, дети, подскажите,
Кого кликать, укажите! (Внучку.)
Внучка, внучка, где же ты?
Деду с бабой помоги!

Звучит музыкальная тема Внучки, которая вприпрыжку выбегает на сцену.

Внучка.
Здесь я, дедушка родной!
Это репка? Ой-ё-ёй! (Падает в обморок.)
Бабка.
С внучкой обморок случился,
Ум в забвенье провалился…
Что на это скажешь, дед?
У тебя же есть совет?
Дед.
Ты не сетуй, не кричи,
А одежду расстегни.
Принеси скорей подушки,
Уложи повыше ножки…
Я же связь свою включу,
Айболиту позвоню… (Звонок телефона.)
Айболит (голос). Нужна помощь? Я готов! Если человек упал в обморок, положите его горизонтально. Приподнимите его ноги, подложите под них подушку или валик. Это поспособствует приливу крови к голове. Расстегните стесняющую одежду выше уровня сердца. Обеспечьте доступ свежего воздуха. Если пострадавший не приходит в себя 3–5 минут, вызовите скорую. (На экране демонстрируется поэтапное оказание первой помощи при обмороках.)
Дед (обращаясь к залу). Ребята, что случилось с Внучкой? (Ответы детей.) А почему под ногами у неё валик? (Ответы детей.) Через какое время надо вызывать скорую? (Ответы детей.) Молодцы!
Бабка.
Детка, внученька, очнись!
Деду с бабой улыбнись!
Внучка.
Вы смогли меня спасти,
В чувство быстро привести!
Я готова помогать,
Так давайте начинать…
Я за бабку, бабка за дедку, дед за репку…
Тянем-потянем – вытянуть не можем.
И-и-и-ух, и-и-и-ах,
Нам не справиться никак!
Дед.
Надо нам подмогу звать
Урожай наш собирать!
Репка.
Я в землице глубоко,
Вам поможет лишь добро!
Дед.
Ну-ка, дети, подскажите,
Кого кликать, укажите! (Жучку.)
Жучка, Жучка, не серчай!
К деду с бабушкой ступай!

Звучит музыкальная тема Жучки.

Жучка.
Гав-гав! Я собака-симпатяга,
Забияка и дворняга!
Верой-правдой вам служу,
С каждым в доме я дружу!
Вот съедобный корнеплод,
Занял весь наш огород!
Я в расход его пущу,
Свой желудок угощу! (Начинает есть репку.)
Внучка.
Жучка, Жучка, плод не мыт,
Он микробами покрыт…
Жучка.
У меня живот болит,
Где же доктор Айболит? (Катается по земле, держась за живот.)
Бабка.
У собаки отравленье
И какое здесь решенье?
Что на это скажешь, дед?
У тебя же есть совет?
Дед.
Ты не сетуй, не кричи,
Лучше воду принеси!
Я же связь свою включу,
Айболиту позвоню… (Звонок телефона.)
Айболит (голос). При отравлении в организм попадает яд. Ваши действия – позвонить в скорую помощь и следовать её инструкциям. Необходимо описать ситуацию, рассказать, что вызвало отравление, положить пострадавшего набок и дать ему 4–5 стаканов воды, чтобы разбавить количество токсинов и прочистить желудок, вызвав рвоту. Для облегчения её вызова надо надавить на корень языка. (На экране демонстрируется поэтапное оказание первой помощи при отравлении.)
Дед (обращаясь к залу). Что нужно делать, чтобы помочь Жучке? (Ответы детей.) Как можно при отравлении вызывать рвотный рефлекс? (Ответы детей.) Правильно!
Внучка.
Жучке легче! Чудеса!
Всё леченье – полчаса!
Жучка, друг, теперь давай
Тянуть репку помогай!
Жучка.
Я за внучку, внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку…
Тянем-потянем – вытянуть не можем.
И-и-и-ух, и-и-и-ах,
Нам не справиться никак!
Дед.
Надо нам подмогу звать
Урожай наш собирать.
Репка.
Вытащить меня легко,
Проявив любовь, добро…
Дед.
Ну-ка, дети, подскажите,
Кого кликать, укажите! (Кошку.)
Бабка.
Кошка-кошка, выходи,
Репку нашу погляди!

На сцене под музыку появляется прихрамывающая Кошка.

Кошка.
Мур-мяу! Вот с утра гналась за мышкой,
Повредила я лодыжку…
Лапку по земле тащу
И от боли верещу! Мур-мяу!
Бабка.
Налицо здесь растяженье.
И какое тут спасенье?
Что на это скажешь, дед?
У тебя же есть совет?
Дед.
Ты не сетуй, не кричи,
А повязку принеси!
Обмотаем крепко лапку
И дадим котёнку палку.
Я же связь свою включу,
Айболиту позвоню… (Звонок телефона.)
Айболит (голос). Вижу, есть во мне нужда! Тогда слушай, детвора… При травме связок голеностопного сустава необходимо помочь больному принять горизонтальное положение и наложить тугую повязку эластичным бинтом –начиная от пальцев стопы (с лёгким натяжением бинта). Потом положить холодный компресс поверх повязки на 10–15 минут. Если боль не уменьшается, надо вызывать врача. (На экране демонстрируется поэтапное оказание первой помощи при травмах конечностей.)
Дед (обращаясь к залу). Ребята, для чего нужен эластичный бинт? (Ответы детей.) А что нужно делать потом? (Ответы детей.) А если боль не уменьшается? (Ответы детей.) А какой номер телефона скорой помощи? (Ответы детей.) Молодцы!
Кошка.
Мне уже намного легче,
На ногах стою покрепче!
Стану я за Жучкой в ряд,
Нет теперь у нас преград…
Внучка.
Кошка за Жучку, Жучка за внучку,
Внучка за бабку, бабка за дедку,
дедка за репку.
Тянем-потянем – вытянуть не можем.
И-и-и-ух, и-и-и-ах,
Нам не справиться никак!
Дед.
Надо нам подмогу звать
Урожай наш собирать.
Репка.
Милосердие, добро
Одолеют всё легко...
Дед.
Ну-ка, дети, подскажите,
Кого кликать, укажите! (Мышку.)
Внучка.
Мышка, мышка, не таись,
А на грядке появись!
Помоги тянуть нам репку,
Поднатужимся все крепко!

На сцене появляется Мышка. В руках у неё гитара.


Мышка (поёт).
Какой чудесный день,
Какой чудесный пень,
Какой чудесный я… (Лопается струна.)
Ой-ё-ёй и ай-я-яй!
Ранка вышла невзначай!
Потекла по лапке кровь,
Деда, йод мне приготовь!
Бабка.
Мышка лапку повредила,
Порез пальца получила!
Что на это скажешь, дед?
От тебя мы ждём совет!
Дед.
Мой совет всегда таков –
Больше дела, меньше слов!
Ты, мышонок, не вопи!
Лапку кверху подними,
Я же связь свою включу,
Айболиту позвоню… (Звонок телефона.)
Айболит (голос). Я опять спешу на помощь! Если кто-то порезался, постарайтесь избежать контакта с его кровью. Нужно промыть порез чистой водой, а если рана загрязнена, то с мылом. Постарайтесь остановить кровотечение, затем наложите чистую повязку. После оказания первой помощи помойте руки с мылом. (На экране демонстрируется поэтапное оказание первой помощи при порезах.)
Дед (обращаясь к залу). Ребята, кто сможет рассказать, как обработать небольшой порез на руке? (Ответы детей.) Молодцы, всё правильно запомнили! Значит, наш урок не прошел даром!
Мышка.
Оказали вы мне помощь,
Так тянуть давайте овощ!
Я за кошкой, та за Жучкой,
Соберёмся дружно кучкой…
Внучка.
Мышка за Кошку, Кошка за Жучку,
Жучка за внучку, внучка за бабку,
Бабка за дедку, дедка за репку.
Тянем-потянем!
И-и-и-ух, и-и-и-ах,
Вот и справились! Вот так! (Показывает «класс».)
Репка.
День милосердия сегодня,
И хочется вам всем сказать:
Спасибо за добро, герои,
Давайте ж людям помогать!
Жучка.
Ну и чудный корнеплод,
Он сдружиться нам помог!
Кошка.
Научил детей и нас
Помогать в беде – «на раз»!
Внучка. Добротой наполнил сердце!
Бабка. В мир любви открыл нам дверцу!
Дед. Пусть всегда и везде ваш девиз будет: «Милое сердце, любовь и добро – их одолеть не сможет никто!»


Репка поёт заключительную песню «Дорогою добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова).

ТЕКСТ: ТАТЬЯНА ТИКУНОВА, учитель начальных классов средней школы № 30 г. Минска