Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

По зелёным дорожкам

Условия существования потомков зависят от наших действий уже сейчас. Каждый человек должен быть экологически образован и обладать экологическим мышлением, уметь прогнозировать последствия вмешательства цивилизации в природу. Поэтому надо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность окружающей природной среды и вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию её проблем.

Цель – формирование основ здорового образа жизни и экологической культуры.
Задачи: формировать физические качества личности: ловкость, быстроту, общую выносливость; развивать мышление, речь; закреплять знания о правилах поведения в природе; воспитывать бережное отношение к природе.
Организационно-методические указания. Необходимо заранее провести с воспитанниками серию бесед о животном и растительном мире (с просмотром презентаций «Голоса птиц», «Животные Беларуси», «Растения леса»), а также дидактические игры «Четвёртый лишний» и «Назови одним словом».
Материалы и оборудование: макеты деревьев; еловые шишки (5 шт.); карта, аудиозаписи «Звуки леса», «Крик совы», «Голоса птиц»; картинки жителей леса; макет «Этажи леса»; бумажный мусор и 4 контейнера; картонные цветы; медали «Знатоки природы»; отпечаток лапы медведя; изображение избушки на курьих ножках; корзинка с печеньем в форме шишек; костюмы Лесовичка, Зайца, Совы, Волка, Медведя, Бабы-яги; свисток; сборник детских считалок и приговорок.

Ход игры
Руководитель физического воспитания. Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю вас принять участие в увлекательном квесте «По зелёным дорожкам». Чтоб победить, вам придётся состязаться не только в силе, ловкости, быстроте, но и проявить сообразительность, знания о природе родного края и правилах правильного поведения в ней. Вы готовы? (Да.) Хорошо, путь будет неблизкий. Поэтому дружно сделаем сейчас зарядку. (Дети выполняют комплекс упражнений под задорную считалочку.)

Появляется Лесовичок.

Лесовичок. Здравствуйте, ребята. Я – Лесовичок, хранитель леса и зверей. Вы знаете, что такое лес? (Ответы детей.) К сожалению, не все дети знают, как вести себя в моих владениях. А вы знаете?

Это будет хорошо?
Дети оценивают действия Лесовичка.
Если я приду в лесок и нарву букет цветов? (Нет.)
Если я съем конфету и выброшу фантик? (Нет.)
Если пирожка кусок на пеньке оставлю? (Да.)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да.)
Если разведу костёр и не затушу? (Нет.)
Если мусор уберу? (Да.)

Лесовичок. Молодцы! Теперь выполните поручения лесных жителей. За каждое задание вы получите по волшебной шишке, а в конце путешествия – приз. Согласны? (Ответы детей). А чтобы вы не заблудились по дороге, вот карта (вручает маршрутный лист со станциями).

Станция «Заячья поляна»
Заяц (появляется из-за ёлочки). Кто тут по лесу гуляет, кто тут зайцев всё пугает?
Руководитель физического воспитания. Зайка, не пугайся. Это ребята из детского сада.
Заяц.
Вести себя достойно просим,
В лесу, запомните, вы лишь гости!
Лес, как многоэтажный дом. Каждый зверёк, птица, насекомое здесь живут на своём этаже.

Рассели жителей леса
Дети делятся на две команды. Перед каждой лежат картинки с лесными жителями. Игрок берёт одну картинку, бежит до макета «Этажи леса» и прикрепляет её на соответствующий ярус. Побеждает команда, которая быстро и правильно разместит всех животных.

Заяц. Молодцы! Справились с заданием! Вручаю заветную шишку.
Руководитель физического воспитания. Ура, теперь мы на шаг ближе к победе! Идём дальше!
Друг за дружкою вставайте
И за мною все шагайте (обычная ходьба) –
Через кустики и кочки (ходьба, высоко поднимая колени),
Через ветки и пенёчки.
В стороны руки и плавно помашем (развести руки в стороны и помахать) –
Птичек лесных мы так вам покажем! (Выполнить повороты туловища в стороны.)
Как они сядут, когда прилетят? (Присесть.)
Правильно – крылья при этом сложат назад! (Подняться и спрятать руки за спину.)
Станция «Птичий городок»

Слышится крик совы.

Сова. Здравствуйте, ребята!
Я – Сова,
Этого леса глава.
Триста лет здесь обитаю
И про всё на свете знаю.
Мои друзья-птицы приготовили для вас небольшой концерт. Попробуйте назвать всех исполнителей.

Лесной хор
Надо определить по песне кукушку, дятла, сову, сороку, ворону, соловья.

Сова. Молодцы, ребята! А теперь ответьте на несколько вопросов. Почему в лесу нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена.) Как можно помочь раненому дереву? (Замазать рану глиной.) Кто главный враг леса и почему? (Пожар. Погибает много растений и животных.) Чаще всего виновниками лесных пожаров являются… (люди). Почему зимой надо делать птичьи кормушки? (Птицам трудно находить корм под снегом.) И снова на всё ответили правильно. Вот вам шишка за труды!
Руководитель физического воспитания. Ура! Вот мы справились и со вторым заданием!

Дети шагают и выполняют движения соответственно тексту считалочки «Направо! Отправляемся в дорогу…».

Станция «На лесной опушке»

Слышится волчий вой и выбегает Волк.

Руководитель физического воспитания. Здравствуй Волк, ты куда спешишь?
Волк. Здравствуйте, ребята. Беда в лесу приключилась. На этой полянке побывали дети-неряхи. Они шумели, распугали всех птиц и зверей, разбросали мусор. Теперь здесь никто не живёт, ничего не растёт. Помогите мне убрать и рассортировать мусор.

Помоги полянке
Дети делятся на две команды. Перед каждой стоят по два мусорных контейнера. Кругом разбросаны бумажки, клочки газеты, пластиковые бутылки. Игрок добегает до мусора, кладёт его в мусорный контейнер (в синий – бумагу, в оранжевый – пластик) и возвращается. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее рассортирует мусор.

Волк. Спасибо, ребята! Вот ваша награда (отдаёт шишку).
Руководитель физического воспитания. Теперь у нас целых три шишки. Идём дальше. Посмотрите, что за следы (показывает на отпечаток медвежьей лапы на дорожке). Как вы думаете, чьи они? (Ответы детей.) Давайте по следам пойдём и посмотрим, куда мы попадём.

Станция «У медведя во бору»

Слышится треск сучьев, и к детям выходит Медведь.

Медведь. Добро пожаловать в мой бор! Больше всего на свете я люблю мёд. Вы знаете, что он получается из пыльцы цветов? Помогите мне посадить их как можно больше, чтобы и мёда были целые реки!

Посадка цветов
Дети делятся на две команды, у каждого игрока в руках цветы. По сигналу участники по одному добегают до полянки, ставят цветок и возвращаются. Игра продолжается, пока все цветы не будут посажены. Побеждает та команда, которая быстрее всех справится с заданием.

Медведь. Ребята, а давайте немного отдохнём и поиграем в игру.

Медведь в берлоге
Дети берутся за руки и образуют круг – берлогу. Медведь ложится в центр круга и закрывает глаза. Игроки водят вокруг него хоровод под стишок «Медвежонок Мишка». На последней фразе «Ласково будите!» дети подходят к Медведю и будят. Он «просыпается» и бросается догонять игроков.

Медведь. Отлично справились! Столько цветов посадили и меня повеселили. За это я дам вам награду (отдаёт шишку).
Руководитель физического воспитания. Какие мы молодцы! Отправляемся к следующему лесному жителю.

Станция «Сказочная полянка»
Руководитель физического воспитания (удивлённо смотрит на избушку на курьих ножках). Куда это мы с вами попали?
Баба-яга (выходит из-за избушки). Кто это ко мне тут в гости пожаловал? Я – Баба-яга! Хотите гулять по лесу? А вот я сейчас проверю, как вы знаете лесных жителей.

Угадайка
Дети объединяются в группы по 2–3 игрока и по очереди с помощью пантомимы изображают разных зверей и птиц. Участники других команд угадывают.

Назови одним словом
1.    Волк, лиса, медведь, заяц – это … (звери).
2.    Берёза, сосна, дуб, рябина – это … (деревья).
3.    Соловей, синица, кукушка, сорока – это … (птицы).
4.    Земляника, малина, черника – это … (ягоды).
5.    Бабочка, комар, стрекоза, муха – это … (насекомые).

Баба-яга. Молодцы! И птиц, и животных знаете. Вот ваша награда (отдаёт шишку).
Руководитель физического воспитания. Вот мы и выполнили все задания!

Звучит музыка, на сказочной полянке появляется Лесовичок.

Лесовичок. Надо же! Справились! Целых 5 шишек принесли! Молодцы! В лесу стало светло, запели птицы, зашелестели деревья, прилетели бабочки, поползли насекомые (звучат «Звуки леса»). Всегда бы так… Но, к сожалению, с каждым годом леса беднеют. Становится меньше животных, исчезают растения. Что будет с природой дальше, зависит от человека. Давайте делать всё, чтобы сохранить её красоту. Сегодня вы точно справились, поэтому вы достойны главного приза. Но, чтобы узнать, где он, нужно назвать дерево, на котором растут эти шишки. (Ель.)

Дети вместе с Лесовичком возвращают шишки на ёлку и находят под ней корзинку.

Лесовичок. Давайте её откроем! (В корзинке лежат медали «Знатоки природы» и печенье). А вот и главный приз!
Руководитель физического воспитания. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Теперь вы стали настоящими друзьями леса, но помните, что природа – это и реки, и озера, и горы, и моря. Там мы побываем в следующий раз.

 ИРИНА РАДЕЦКАЯ, руководитель физического воспитания Дошкольного центра развития ребёнка г. п. Кореличи