Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Планета детского фитнеса

Дошкольный период играет большую роль в процессе становления личности, создании предпосылок для её гармоничного развития. В это время важно заложить фундамент для здоровья ребёнка, сформировать основы здорового образа жизни.

Вопросам укрепления здоровья детей в нашем учреждении уделяется особое внимание. Для этого созданы все условия:

отдельный спортивный зал с разнообразным спортинвентарём;

физкультурные уголки в группах;

бассейн;

спортивная площадка;

современные игровые площадки.

Вместе с основными формами организации физкультурно-оздоровительной деятельности функционируют дополнительные образовательные услуги по направлению «Детский фитнес»:

степ-аэробика – танцевальная аэробика с применением специальных степ-платформ, высота которых меняется в зависимости от уровня сложности упражнений;

фитбол – гимнастика на мячах большого размера, направленная на развитие равновесия, укрепление мышц спины и брюшного пресса и способствующая формированию правильной осанки;

ритмопластика – оздоровительный вид гимнастики, основанный на комплексах разнообразных гимнастических упражнений, которые выполняются под ритмическую музыку, и чаще всего оформлены танцевальными движениями;

игровой стретчинг – статичная нетравматичная растяжка мышц и суставно-связочного аппарата, представленная в виде игры.

На фитнесе дети находятся в равных условиях и могут в равной степени проявить себя. При этом применяется индивидуальный подход к каждому. В зависимости от темперамента подбираются упражнения, выполняя которые ребёнок чувствует себя комфортно.

При проведении занятий по степ-аэробике используются игры, что придает процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон, облегчает запоминание и освоение упражнений, развивает мышление, воображение и творческие способности. Упражнения выполняются под музыку и имеют разные оздоровительно-профилактические цели. Например, занятия «Фламинго» направлены на укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, укрепление свода стопы и профилактику плоскостопия (в том числе с помощью упражнений на массажных балансировочных подушках). «Фламинго» – это демонстрация в спортивно-танцевальных композициях синхронного выполнения гармоничных движений и поз, пластической выразительности и мимики, темпа и ритма. Обретая свободу движений, ребёнок может самореализоваться через образ и пластику, становится умиротворенным, открытым и чутким к красоте.

Занятие «Крепыши» направлено на формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание самостоятельности и инициативности.

Упражнения на фитболах способствуют тренировке различных групп мышц. Поддержание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные мышечные группы, превосходно решая задачу формирования мышечного корсета за счет укрепления мышц спины и брюшного пресса. Выполнение таких поз, как «Звезда», «Девочка на шаре», «Улитка», «Самолёт», дети воспринимают как игру.

По сути, фитбол – единственная гимнастика, где при выполнении физических упражнений одновременно включаются и двигательный, и вестибулярный, и слуховой, и зрительный, и тактильный сенсоры, что усиливает положительный эффект от занятий.

Игровой стретчинг проводится в виде различных игр, тематических и сюжетно-ролевых, которые состоят из цепочек ситуаций, заданий и упражнений, заключенных в оболочку понятных детям сказочных образов. В результате укрепляется позвоночник, формируется осанка, мышцы становятся более эластичными, а движения – координированными, повышается выносливость и старательность.

Различные формы проведения занятий по фитнесу с использованием новых современных методик и оборудования, музыки, индивидуального подхода – важнейшее условие успешной физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

Предлагаем план проведения занятия с элементами фитбола, стретчинга и ритмопластики для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет).


Весёлый фитнес

Задачи:

тренировать функциональные возможности дыхательной, сердечно-сосудистой систем, укреплять опорно-двигательный аппарат;

развивать координацию, гибкость, пластику;

воспитывать стремление к красоте и синхронность и движений.

Материально-техническое обеспечение: мягконабивные предметы, фитболы, индивидуальные коврики, балансиры – на каждого ребёнка.

Место проведения: спортивный зал.

Ход занятия

Подготовительная часть (6 мин 20 с)

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

Построение.

Игровое упражнение для формирования правильной осанки «Ах, ладошки»:

Ах, ладошки, вы, ладошки!

За спиною спрячем вас! Это нужно для осанки, это точно! Без прикрас!

Ходьба:

– обычная, ритмичная;

– на носках, руки в стороны;

– змейкой между мягконабивными предметами, разложенными на полу, правая рука за голову, левая на пояс;

– с хлопками над головой; – змейкой между предметами, взять предмет;

– Гусеница – зажать предмет между колен, руки положить на плечи впереди стоящему.

Бег:

– обычный, предмет перед грудью удерживать обеими руками;

– приставным шагом правым (левым) боком, удерживать предмет перед грудью руками;

– Грибочки – по сигналу (остановка музыки) приседание, предмет положить на голову;

– с преодолением препятствий (с залезанием под предметы).

Ходьба и дыхательное

1 мин

2 мин

3 мин

20 с

Дети стоят в шеренге. Проверка осанки.

Выполняют движения в соответствии с текстом: исходное положение (ИП) – основная стойка, руки за спину, соединить ладони пальцами вверх. Локти приподнять, спина прямая, плечи отведены назад. После окончания стиха медленно опустить руки вниз, кисти рук встряхнуть.

В колонне друг за другом под музыку.

Спина прямая, руки ровные. Локти разведены в стороны, не наклоняться вперёд, спина прямая. Чётко, ритмично под музыку.

Первый в колонне ребёнок берёт первый предмет, остальные предметы проходит змейкой. Второй берёт второй предмет и продолжает движение змейкой и т.д.

Двигаться под музыку синхронно, руки не разрывать.

В колонне по одному.

Ритмично под музыку.

Руки прямые, чёткий шаг в сторону.

Туловище прямое, опора на носках, удерживать предмет на голове. Первое препятствие: двое ребят, сидя на пятках напротив друг друга, соединяют два своих предмета между собой и удерживают прямыми руками.

Второе препятствие: двое ребят становятся лицом друг к другу и удерживают два соединенных предмета прямыми руками на уровне груди.

Остальные преодолевают препятствия. Затем меняются ролями.

Глубокие вдохи носом и короткие

упражнение «Воздухом нарисуй весёлого человечка»

Основная часть (19 мин)

Содержание

Ритмическая гимнастика с мягконабивными предметами под песню «Гимн Незнайки».

Фитбол

– ИП – основная стойка, мяч в руках перед грудью.

Ходьба на месте:

– ИП – стойка ноги врозь, мяч в руках внизу; раскачивание мяча вправо-влево;

– ИП – сидя на мяче, руки в стороны, кисть сжата в кулак; поочередное сгибание и разгибание рук в локте;

– ИП – сидя на мяче, руки согнуты вперёд; поочередное сгибание и разгибание правой и левой рук, ладонь вперёд;

– ИП – сидя на мяче, руки вниз, 1– 2 – хлопок обеими руками сбоку по мячу, 3–4 – хлопок над головой;

– ИП – сидя на мяче, руки в стороны, 1 – наклон вправо, 2 – ИП, 3 – наклон влево, 4 – ИП;

– ИП – лёжа на мяче на спине, поочередное сгибание и разгибание ног в коленных суставах;

– ИП – сидя на полу, с опорой спиной на мяч, ноги прямые, поочередное сгибание и разгибание ног в коленных суставах;

– ИП – сидя на полу, ноги врозь, мяч впереди, 1 – лечь на спину, 2 – поднять мяч, удерживая стопами и голенями, 3 – взять мяч руками, 4 – ИП;

– ИП – лёжа на животе на мяче с опорой на кисти, поочередное сгибание и разгибание ног в коленных суставах;

– сидя в полушпагате, удерживать мяч над головой.

Дозировка

выдохи ртом

     Организационно-методические указания

    3 мин

5 мин 10 с

4–6 раз 8–10 раз 8–10 раз

8–10 раз 8–10 раз 8–10 раз 8–10 раз

6–8 раз

8–10 раз

10 с 3 мин

         Подвижная игра «Фигура на

Все движения выполняются ритмично.

Шагать ритмично.

Спина прямая.

Стопы от пола не отрывать. Спина прямая, руки ровные.

Руки разгибать полностью.

Спина прямая, руки ровные. Руки разгибать полностью.

Спина прямая.

Чётко, ритмично.

Руки прямые.

Руки ровные.

Наклоны ниже, смотреть вперёд.

Голову не запрокидывать назад. Разгибать ноги полностью, носок оттянут.

Руками придерживать мяч сзади. Разгибать ноги полностью, носок оттянут.

Спина прямая.

Стараться ноги в коленях не сгибать.

Голову не опускать. Смотреть вперёд. Руки ровные.

Спина прямая, руки ровные.

Дети подскоками с фитболом в руках передвигаются по залу под музыку.

 мяче»

– Девочка на шаре. Стойка на одной ноге, вторая нога на фитболе, руки в стороны.

– Самолёт. Лёжа на животе на фитболе с опорой на носки, руки в стороны.

– Звезда. Лёжа на спине на фитболе с опорой на пятки, руки и ноги в стороны.

– Улитка. ИП – стоя на коленях, фитбол зажат между колен, 1–2 – лечь на спину на фитбол, захватить руками середины стопы.

Дыхательные упражнения

– ИП – сидя на фитболе, руки на поясе, 1–2 – руки в стороны – вдох, 3–4 «обнять» себя за плечи – выдох;

– ИП – сидя на фитболе, руки на поясе, 1 – руки вверх – вдох, 2–4 – махи руками вниз с произношением на выдохе «кап- кап-кап».

Игровой стретчинг

– Замок. ИП – стойка на коврике, руки перед грудью, ладони соединены, 1–2 – медленно подниматься на носки, ладони вместе, тянуться вверх за руками, 3–4 – ИП;

– Павлин. ИП – стойка, руки на пояс, 1–2 – медленно сделать глубокий выпад левой (правой) ногой вперёд, руки в стороны, 3–4 – ИП.

– Дерево. ИП – стойка, руки перед грудью, ладони соединены, 1–2 – медленно подниматься на носки, руки полукругом вверх и в стороны, 3–4 – ИП.

– Змея. ИП – упор лежа на согнутых руках, 1–2 – медленно перейти в упор лежа на бедрах, 3–4 – ИП.

– Море, волны. ИП – сидя на пятках, руки вдоль туловища, 1–2 – медленные наклоны туловища влево-вправо, руки вверху, 3–4 – ИП.

– Кораблик. ИП – лежа на животе, ноги вместе, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол

    8 мин

При её остановке выполняют ранее известные фигуры.

Удерживать равновесие.

Удерживать равновесие, смотреть вперед.

Удерживать равновесие, руки и ноги прямые.

Удерживать равновесие.

Глубокий вдох носом и продолжительный выдох ртом.

Кисти расслаблены.

Все упражнения дети выполняют на индивидуальных ковриках в медленном темпе в соответствии с музыкой.

Спина прямая.

Удерживать равновесие нужное время, руки ровные.

Спина прямая

Выпад с максимальным разведением ног, сзади нога прямая. Удерживать равновесие.

Спина прямая. Тянуться вверх,

пальцы равновесие.

вместе. Удерживать

Руки согнуты у груди.

Кисти прямых рук находятся под плечом.

Туловище вертикально.

Медленные покачивания в стороны. Кисти расслаблены. Тянуться за руками. С пяток не вставать.

В медленном темпе.

Прогнуть тело. Удерживать позу.

Руки и ноги прямые. Мышцы напряжены.

  

         Заключительная часть (4 мин)

  на уровне плеч, 1–2 – плавно поднять голову, руки отвести вверх назад с захватом согнутых ног, 3–4 – ИП.

– Морская звезда. ИП – лёжа на спине, руки вдоль туловища, 1–2 – медленно руки и ноги максимально развести в стороны, 3–4 – ИП.

– Цветок. ИП – упор сидя сзади, ноги врозь, 1–2 – медленно лечь на спину, руки вверх (цветок раскрылся), 3–4 – сесть, ноги врозь, 5–6 – наклон вперёд, коснуться пальцами носков, 7–8 – ИП

Расслабиться.

Спина прямая, руки ровные.

Ноги ровные, носок оттянут, наклон ниже

 Содержание

 Дозировка

  Организационно-методические указания

    Дыхательные упражнения, сидя на балансире «по-турецки»:

– 1–2 – руки вверх, вдох носом, 3–4 – ИП;

– 1–2 – руки в стороны вдох, 3–4 – «обнять себя за плечи» – выдох. Профилактика плоскостопия

– Качели. ИП – стоя на балансире, руки на поясе. Поочередно перекатываться с пятки на носок то одной, то другой ноги.

– Приседания. ИП – стоя на балансире, руки на поясе, 1 – полуприседание с поворотом влево, руки в стороны, 2 – ИП, 3 – полуприседание с поворотом вправо-влево, руки в стороны, 4 – ИП.

– Цапля. ИП – стоя на балансире, руки на поясе, стойка на правой ноге, затем на левой, руки в стороны.

– Каблучок. ИП – стоя одной ногой на балансире, руки на поясе, надавливание пяткой, затем носком правой ноги, потом левой. Дыхательные упражнения

– Дерево на ветру. ИП – сидя на пятках, ноги вместе, 1–2 – руки вверх над головой, вдох, 3–4 – руки вниз, на пол перед собой, наклон туловища вперёд, будто гнется дерево, выдох.

– Подуй на снежинку. ИП – основная стойка, 1–2 – вдох носом, 3–4 – выдох ртом на

1 мин 2–3 раза 2–3 раза

8–10раз

8–10раз

5–6 с каждой 2–3 раза

4–6 раз каждой

3–4 раза

3–4 раза

    Спина прямая, удерживать равновесие.

Упражнения выполняются под музыку.

Спина прямая. Удерживать равновесие.

Спина прямая. Удерживать равновесие.

Руки ровные, не наклоняться вперёд, удерживать равновесие.

Удерживать равновесие.

Спина прямая.

Спина прямая, руки ровные.

ладонь, как будто хочется сдуть снежинку

Глубокий вдох носом, длинный выдох ртом

   

 

ТЕКСТ: ТАТЬЯНА БОВКУНОВИЧ, заместитель заведующего по основной деятельности яслей-сада № 12 г. Минска;

НАТАЛЬЯ ЛАБАЦЕВИЧ, руководитель физического воспитания первой квалификационной категории яслей-сада № 12 г. Минска