Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Мини-центр безопасности для дошколят

Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется как одна из главных проблем человечества. Каждый человек в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, преступность остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Ведь с первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего порой становится небезопасным для него.

У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Взрослым необходимо уберечь детей от опасностей, не подавив при этом их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать, а подготовить к полноценной жизни.

Поэтому в нашем учреждении особое внимание уделяется проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности. При этом особый акцент делается на создание предметно-развивающего пространства.

Предметно-развивающая среда – одно из основных средств развития личности ребёнка дошкольного возраста, источник его знаний и социального опыта. Опираясь на личностно ориентированную модель взаимодействия, педагогическим коллективом яслей-сада оборудован мини-центр безопасности, который предоставляет ребёнку свободу, независимость, большое поле для самостоятельных действий, общения на равных.


Мини-центр безопасности включает следующие сектора: пожарной безопасности, безопасности на улицах и дорогах города, безопасности в быту, безопасности в природе.
Каждый сектор содержит игровой материал, разнообразный по форме и содержанию: макеты улиц и дорог, домов, водоёма, леса, грибной и ягодной полян, пособия по технологии ТРИЗ; схемы знаков безопасности, различные виды театров, самодельные книжки-малышки, детскую художественную литературу, наглядно-демонстрационный материал, развивающие, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры и игрушки, продукты детской деятельности (рисунки, поделки).

Наш мини-центр безопасности – гордость педагогического коллектива, воспитанников и их родителей, так как большинство пособий, игр и игрушек создано руками сотрудников учреждения образования и родителей с любовью и креативным подходом. Весь игровой материал отличает высокое качество и эстетика.

Воспитанники с интересом посещают мини-центр безопасности, участвуют в познавательных беседах, рассматривают и играют с экспонатами, пособиями, игрушками. Особой популярностью пользуется напольный пожарный щит, высокая пожарная каланча, оборудованная под пульт управления в форме билборда, интерактивные пособия лэпбуки – объемные книги, где систематизированы дидактические игры по определенной теме. Дети с удовольствием пользуются дидактической игрой «Азбука безопасности» – развернутым макетом городской местности, с помощью которого у воспитанников 5–6 лет формируются представления о значимости правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья.
Неподдельный интерес у дошколят вызывают вязанные игрушки безопасных продуктов питания, транспорта служб спасения и специалистов, работающих в ней. И это очень важно, поскольку дети таким образом познают мир. У них воспитывается осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях, формируются представления о безопасности поведения, они учатся выходить из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих.

Азбука безопасности

Дидактическая игра

Цель: формирование представлений о значимости правильного безопасного поведения для охраны жизни и здоровья у детей 5–6 лет.

Дидактический материал и оборудование: игровое поле (макет города); человечки в спецформах (пожарного, милиционера, медицинской сестры) – по 2 шт., дети (мальчики и девочки) – по 5 шт.; машинки-модельки (скорая помощь, пожарная, милиция), дорожные знаки – 10 шт.; карточки с изображением опасных и безопасных предметов – 15 шт., набор сюжетных картинок различных ситуаций – 40 шт., фишки красные и зелёные – по 8 шт.


Вариант 1

Задача: развивать умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.

Правило: в игре участвуют от 1 до 4 детей под руководством взрослого. Игроки описывают опасную ситуацию и рассказывают о действиях, которые надо предпринять, чтобы избежать опасности. За правильный ответ или помощь другу участник получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

Игровое действие: выкладывание из картинок опасной ситуации, её описание.
Ход игры: взрослый с помощью картинок создаёт опасную ситуацию, рассматривает её вместе с детьми и предлагает описать её, объяснить, как избежать неприятностей.


Вариант 2

Задача: развивать логическое мышление и умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.

Правило: в игре участвуют от 2 до 4 детей. Игроки раскладывают картинки с различными ситуациями, закрывают их красными и зелёными фишками, поочередно описывают опасные ситуации и рассказывают о действиях, которые надо предпринимать, чтобы избежать опасности.

Игровое действие: выкладывание сюжетных картинок, определение опасности, пояснение действий.

Ход игры: игроки выкладывают сюжетные картинки с различными ситуациями, рассматривают их, определяют опасна или безопасна данная ситуация. Затем закрывают зелёной фишкой безопасную ситуацию, а красной – опасную, объясняя, как её избежать.


Вариант 3

Задача: развивать умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и обращаться при необходимости за помощью к знакомым, сотрудникам милиции, пожарной службы, «скорой помощи».

Правило: в игре участвуют от 2 детей. Участники взаимодействуют при выполнении игрового сюжета от имени своего персонажа.

Игровое действие: выкладывание опасных ситуаций, распределение игровых ролей, проигрывание ситуаций.

Ход игры: дети самостоятельно придумывают опасную ситуацию, выкладывают её на игровом поле и разыгрывают в соответствии с выбранной ролью (сотрудник милиции, пожарной службы, «скорой помощи»).


ИРИНА ВАСИЛЕВСКАЯ, заведующий яслей-сада № 14 г. Слонима