Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Малые Олимпийские игры

Как оптимально укрепить физическое и психическое здоровье дошкольника, да ещё и повысить его интерес к олимпийскому движению и спорту в целом? Ответ подскажут в могилёвском яслях-саду, где уже много лет в рамках проекта «Виват, Олимпиада» проводятся замечательные игры с воспитанниками и их родителями.

Спорт высоких достижений в Беларуси – часть государственной политики, способствующая повышению престижа республики за рубежом и служащая миролюбивым посылом мировому сообществу. Олимпийское образование направлено на сохранение здоровья нации, нравственное становление личности, создание условий для её реализации. Оно объединяет гуманистические, социальные возможности и потенциал спорта с целями и задачами современного образования.

Приобщаем к физической культуре и спорту

Приобщение дошкольников к физической культуре и спорту, включая олимпийское движение, обусловлено потребностью малышей в двигательной активности, здоровом образе жизни, познании своего организма и его возможностей. Организованная двигательная активность помогает приобрести двигательный опыт (в соответствии с возрастными возможностями) и опыт общения с окружающими. Несомненный интерес у дошкольников вызывают история возникновения Олимпийских игр, их символика и традиции, а участие в играх по модели крупнейших международных комплексно-спортивных мероприятий воспитывает любовь к физической культуре и спорту, потребность в самосовершенствовании, целеустремлённость, приобщает к культуре человечества.

В процессе физкультурно-оздоровительной деятельности у детей дошкольного возраста возникают субъект-субъектные отношения со взрослыми и сверстниками, основанные на ответственности за соблюдение традиций и правил, честности и справедливости, что влияет на становление их социальной и личностной позиции.

Олимпийское образование дошкольников

Олимпийское образование в современном учреждении дошкольного образования опирается на создание предпосылок для интегративного развития способностей малышей средствами физической культуры. В части физического развития оно формирует заинтересованное, личностно-значимое отношение дошкольников к занятиям физической культурой и становлению основ культуры здоровья, приобщает к идеям олимпийского движения через развитие избирательного интереса к определённому виду упражнений и спортивных игр. В части социально-нравственного и личностного развития олимпийское образование способствует включению воспитанников в систему социальных отношений; познавательно-речевое развитие происходит за счёт активизации познавательных интересов и овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Поликультурное воспитание в детском саду – это знакомство малышей с национальными и спортивными традициями, образом жизни людей, населяющих дальние страны и континенты, воспитание патриотизма и толерантности средствами физического образования, желание прославить свою Родину спортивными достижениями и победами и с уважением относиться к победам олимпийцев других народов.

При сведении олимпийского образования только к проведению физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий оно не достигает своих целей. Нецелесообразно также и схематичное воспроизведение или заучивание на занятиях олимпийских ценностей античности.

Олимпийское образование направлено на развитие личности и формирование разного рода компетенций (в том числе профессиональных). Его ключевая задача – усвоение ценностей олимпийского движения. Поэтому фундаментальным принципам и ценностям необходимо обучать, их нужно «проиграть и пережить» ещё в дошкольном возрасте. В настоящее время к наиболее значимым олимпийским (образовательным) ценностям относятся радость от усилия, честная игра, уважение к другим, стремление к совершенству, гармония разума, души и тела.


Физкультурный праздник – в основе воспитания

Учитывая важность формирования представлений об олимпизме как части физического, эстетического и нравственного воспитания ребёнка, в яслях-саду № 48 разработан ежегодный творческий проект «Виват, Олимпиада». На протяжении ряда лет его участниками являются воспитанники старшей группы и их родители (законные представители). С 2015 года методическое и научное сопровождение проекта осуществляет Белорусская олимпийская академия, специалисты которой консультируют педагогов, обеспечивают участие в международных, республиканских и областных семинарах по обмену опытом по олимпийскому образованию дошкольников.

Основные задачи проекта – не только формирование представлений о ценностях и символике олимпийского движения, потребности в здоровом образе жизни, обогащение знаний о физкультурном движении и выдающихся спортсменах своей страны, но и воспитание патриотизма и толерантности средствами физического образования.

В процессе реализации проекта используются разнообразные формы работы: игра, специально организованные занятия, беседы, досуги и развлечения, чтение детской литературы по теме, наблюдения за спортивными состязаниями взрослых. Одна из таких форм – физкультурный праздник «Малые Олимпийские игры “Виват, Олимпиада”» – итоговое образовательное мероприятие, где спортивные эстафеты чередуются с викторинами по олимпийскому образованию (на знание видов спорта, атрибутов, олимпийской символики), выступлениями учащихся спортивных школ, встречами со спортсменами-олимпийцами.

При подготовке к Малым олимпийским играм с воспитанниками проводится большая образовательная работа: ознакомление со странами и континентами, народами, их населяющими, традициями; формирование представления об истории нашей Родины; воспитание чувства патриотизма и уважения к другим народам.

Работая над проблемой олимпийского образования дошкольников, мы сделали некоторые выводы. Во-первых, олимпийское образование дошкольников является не самоцелью, а элементом системы формирования здорового образа жизни у воспитанников и родителей, поэтому в процессе широко используются различные здоровьесберегающие технологии. Во-вторых, представления о традициях и современности Олимпийских игр и олимпийского движения формируются у дошкольников при их включении в деятельность, которая предусматривает активное участие всех субъектов педагогического процесса в поиске, переработке и представлении информации. В-третьих, реализация проекта предполагает включение всех участников педагогического процесса в разнообразные интегрированные виды деятельности (познавательную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную).

Олимпийское образование дошкольников позволяет объединить воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи процесса образования детей дошкольного возраста в воспитательном и образовательном комплексе: учреждение дошкольного образования – семья – социум.

Виват, Олимпиада!

Цель – приобщение воспитанников к идеям олимпийского движения, традициям большого спорта.

Задачи: формировать представления о спорте, олимпийских играх как мирном соревновании; развивать физические качества (ловкость, силу, быстроту, гибкость, общую выносливость); воспитывать умение побеждать и проигрывать, чувство патриотизма.

Предварительная работа:

создание интерактивного стенда «Олимпийский уголок»;

знакомство воспитанников со спортивным инвентарём, олимпийскими видами спорта, атрибутикой и символикой олимпийских игр, олимпийскими чемпионами Республики Беларусь.

Материалы и оборудование: ноутбук с аудиозаписями и фотографиями олимпийских чемпионов Могилёвщины; плакаты олимпийских видов спорта; картонный олимпийский огонь; большое блюдо или чаша; картонный олимпийский факел; пирамидка с кольцами по числу участников команды; обручи (5 штук на команду); набивной мяч (1 кг).


Ход праздника

Две команды под спортивную музыку входят в зал, выполняют перестроение и останавливаются напротив друг друга.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Рада встрече на физкультурном празднике.

Пять колец на флаге белом

Меж собой переплелись,

Будто все спортсмены мира

Крепко за руки взялись.

Игра – большое торжество,

Начало в Греции нашло,

В четыре года раз бывает,

Огонь Олимпа зажигает.

Честь внести олимпийский флаг предоставляется победителям и призёрам городских, областных и республиканских конкурсов.

Дети вносят олимпийский флаг под олимпийский гимн, взрослые его фиксируют.

Ведущий. Олимпийский флаг – это символ дружбы спортсменов пяти континентов. Ребята, какие континенты обозначают разноцветные кольца? (Голубое – Европа, Жёлтое – Азия, Зелёное – Австралия, Красное – Америка, Чёрное – Африка.) Первые Олимпийские игры прошли в Древней Греции. С зарождения они несли народам мир и единение – на время их проведения прекращались войны. В спортивных состязаниях мог участвовать только честный, сильный, мужественный и смелый человек, брать с собой оружие запрещалось. По велению главного древнегреческого бога Зевса, повелителя грома и молнии, зажигался священный Олимпийский огонь. Зажигают его в Греции и сейчас. Оттуда огонь везут велосипедисты и мотоциклисты, пловцы и бегуны – в город, где будут проводиться Олимпийские игры. Вот довезли его и до нашего детского сада.

Под музыку воспитанник вносит Олимпийский огонь, читает стихотворение и «зажигает» (устанавливает) его в чашу.

Воспитанник. Священный огонь Олимпийский,

Гори над планетой века!

И факел сегодня зажжённый,

Пусть пламенем дружбы горит.

И лозунг «Мир всем народам!»

На празднике нашем звучит!

Ведущий. Право открыть олимпийские игры предоставляется… (приглашённому олимпийскому чемпиону).

Олимпийский чемпион. Малые Олимпийские игры считаются открытыми.

Звучит Государственный гимн Республики Беларусь.

Ведущий. Сегодня в Олимпийских играх участвуют две команды: Чемпионы и Олимпийцы.

Чемпионы. Наш девиз: «Сила, смелость, спорт и разум! Победим мы всех и сразу!»

Олимпийцы. Наш девиз: «Всем победа наша важна! Мир и дружба – навсегда!»

Игрок 1-й команды:

Праздник радостный, красивый,

Лучше не было и нет,

И от всех детей счастливых

Олимпиаде – наш…

Чемпионы (хором). Привет!

Игрок 2-й команды:

Олимпийским играм

Рада детвора

Юным чемпионам…

Олимпийцы (хором). Ура! Ура! Ура!

Ведущий. Перед соревнованиями все участники произносят клятву. Давайте, поклянёмся быть честными, соблюдать правила соревнований, уважать победу соперника. Кто с ветром проворным может сравниться?

Дети. Мы, олимпийцы!

Ведущий. Кто верит в победу, преград не боится?

Дети. Мы, олимпийцы!

Ведущий. Кто спортом любимой Отчизны гордится?

Дети. Мы, олимпийцы!

Ведущий. Клянёмся быть честными, к победе стремиться, рекордов высоких клянёмся добиться!

Дети. Клянёмся, клянёмся, клянёмся!

Ведущий. А теперь олимпийскую клятву произнесут судьи.

Судьи. От имени всех судий и официальных лиц обещаем, что будем выполнять наши обязанности на этих Олимпийских играх с полной беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе.

Ведущий. Ребята, все эстафеты будут посвящены Олимпийским чемпионам Беларуси и города Могилёва. Желаем удачи и победы. Соревнование начнём с разминки.

Под песню «Герои спорта» (муз. А.Н. Пахмутовой, сл. Н.Н. Добронравова) выполняется разминка.

Ведущий. Команды на старт! Первая эстафета посвящается нашему земляку Анису Ананенко, многократному победителю международных соревнований в беге на 800 м. (Показывает его фотографии.)

Передача Олимпийского факела

Бег на скорость «змейкой» между разметочными конусами до обозначения. Оббежать факел, забрать его, вернуться и передать следующему игроку. Оценивается скорость, ловкость и качество выполнения.

Слово предоставляется судьям.

Ведущий: Ребята, в нашем городе живёт спортсменка, мастер спорта международного класса Татьяна Петреня (показывает её фотографию). Она чемпионка мира и Европы в прыжках на батуте.

Прыжки на батуте

Прыжки на двух ногах из обруча в обруч. Оценивается быстрота и качество выполнения).

Слово предоставляется судьям.

Ведущий. А кто знает, как зовут олимпийскую чемпионку по спортивной гимнастике, живущую в нашем городе?

Дети. Светлана Баитова.

Ведущий. Молодцы! Правильно. Светлана Николаевна сегодня присутствует на нашем празднике и расскажет, чем спортивная гимнастика отличается от художественной.

Выступление Светланы Баитовой.

Ведущий. Вот и мы, как настоящие гимнасты, будем выполнять упражнения на бревне.

Гимнастика на бревне

Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове. Оценивается качество выполнения и скорость.

Слово предоставляется судьям.

Ведущий. Ребята, а кто знает каким видом спорта занимается наш главный судья Александр Масейков?

Дети. Гребля на каноэ-двойка.

Ведущий. Сейчас покажем, что и мы умеем грести.

Гребля на каноэ-двойка

Бег парами в одном обруче до стойки, оббежать её и вернуться. Оценивается быстрота, качество выполнения и выносливость.

Слово предоставляется судьям.

Ведущий. Перейдём к тяжёлой атлетике. Что в неё входит? (Толкание ядра; метание молота и диска; поднятие штанги.) Покажите на плакатах. Назовите олимпийского чемпиона, могилёвского тяжёлоатлета? (Андрей Михневич.)

Толкание ядра

Из положения сидя на полу (ноги разведены в стороны) бросать набивной мяч из-за головы. Бросают по одному участнику от каждой команды: побеждает тот, у кого мяч оказался дальше. Затем приглашается следующая пара. Побеждает команда, у которой больше победителей.

Слово предоставляется судьям.

Ведущий. Поднятие штанги – вид спорта, который знаменит на Могилёвщине и любим во всей Беларуси. Ребята, посмотрите на фотографии. Кто может назвать чемпиона? (Андрей Арямнов.)


Собери штангу

На расстоянии стоит конус от пирамидки, рядом лежат кольца от неё по количеству игроков в команде. Первый участник бежит, выбирает кольцо по размеру и одевает на конус, оббегает пирамидку, возвращается и передаёт эстафету. Оценивается быстрота, ловкость, соблюдение последовательности в сборе «штанги».

Ведущий. Команды, на построение!

Под песню «Герои спорта» команды строятся. Судьи подводят итоги состязания и награждают медалями победителей и проигравших, а также по номинациям: Самый быстрый, Самый ловкий, Самый выносливый, Знаток спорта.

Ведущий. В честь команды-победительницы звучит гимн Республики Беларусь.

Команда-победительница делает круг почёта под песню «Герои спорта», к ней присоединяется вторая команда и участники покидают зал.

ТЕКСТ: ЕЛЕНА МОИСЕЕНКО, заместитель заведующего по основной деятельности яслей-сада № 48 г. Могилёва,
ИРИНА СИПАЙЛО, руководитель физического воспитания яслей-сада № 48 г. Могилёва