Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Лён, соломка, дерево и глина

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важнейших средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Оно способствует развитию чувства прекрасного, наблюдательности, творческого мышления, раскрывает перед ребёнком богатство культуры народа, помогает усвоить его обычаи, учит понимать и любить прекрасное.

Декоративно-прикладное искусство – источник огромного духовного заряда. В нём заложены эстетический и нравственный идеалы, вера в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Яркая и привлекательная орнаментальная основа народного искусства близка и понятна малышам. Знакомясь с его образцами, дети не только усваивают такие аспекты художественной деятельности, как симметрия и ритм, но и проникаются обычаями и традициями национальной культуры. В качестве примера предлагаю данный конспект арт-занятия.
Задачи: обогащать представления детей о своеобразии белорусского декоративно-прикладного искусства; способствовать развитию интереса к разным его видам; развивать мелкую моторику и творческое мышление; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Материалы и оборудование: 3–4 объёмные соломенные скульптуры (куклы, животные, птицы); 2 панно, выполненные в технике инкрустации и аппликации из соломки; 2–3 изделия, сплетённые из соломы (хлебница, шляпка, конфетница и др.); 2–3 предмета из лозы; 1–2 деревянные шкатулки, ложки, разделочные доски; несколько тканых, вышитых изделий; 3–4 образца керамики (посуда, сувениры, игрушки); силуэты кукол, птиц, предметов одежды, ложек, тарелок; соломенные ленты; наборы форм (растительных и геометрических), вырезанных из соломки и картона; обрезки цветной бумаги; наборы красок (гуашь, акварель); кисти; тампоны; глина; стеки; влажные губки; клейстер (мучной) или клей ПВА; ножницы; подкладные дощечки.
Организационно-методическая часть. Подготовьте выставку изделий декоративно-прикладного искусства: на столах, полках или стендах расставьте экспонаты, сгруппировав их по видам материалов, из которых они сделаны. Оборудуйте зону практической деятельности детей: расставьте в разных местах комнаты столы и разложите на одном из них материалы (всё для лепки; всё для рисования и т. д.).

Придумайте вместе с воспитанниками, как пригласить гостей на выставку детских работ. Кстати, провести её лучше во второй половине дня, после сна – к приходу родителей.

Ход занятия
Воспитательница. Здравствуйте! Сегодня нас ждёт интересная выставка, но попасть на неё можно, только ответив на вопросы. В какой республике мы живём? (В Беларуси.) Как называются жители нашей страны? (Белорусы.) Какой город является столицей Беларуси? (Минск.) Как называется город, в котором мы живём? (Скидель.) Какие ещё города нашей страны вы знаете? (Ответы детей.) Правильно, мы живём в Беларуси. Это наша Родина. Здесь родились наши бабушки и дедушки, мамы и папы.
В Беларуси много замечательных городов: Гродно, Брест, Витебск и т. д. Столица, или главный город нашей страны, – Минск.
Беларусь славится своими реками, озёрами, лесами. О нашей республике пишут стихи поэты, ей посвящают свои произведения музыканты и художники. Все они очень любят свою Родину. Вот как красиво сказал о нашей стране поэт Петрусь Бровка:
Мая Айчына – поле, нівы,
Над Нёманам зялёны гай,
Прыгожы Брэст і Мінск шумлівы –
Уся Беларусь ад краю ў край.
Когда вы подрастёте, то узнает о нашей республике много нового и интересного. А сегодня вы познакомитесь с замечательными изделиями белорусских мастеров и умельцев. (Обращает внимание детей на экспонаты, предлагает самостоятельно их рассмотреть и, если захотят, задать ей вопросы.)

Керамические изделия
Воспитательница. Назовите изделия, которые вам знакомы. (Ответы детей.) Покажите предметы, которые вам не знакомы. (Называет их детям.) Как вы думаете, для чего они нужны? Как их можно использовать? (Ответы детей.) А из какого материала сделаны все эти изделия? (Из глины.) Правильно! А знаете, как они создаются? Сначала их лепят из глины, потом высушивают, а затем их обжигают в специальных печах. После обжига такие изделия приобретают коричневый цвет и становятся более крепкими. Их называют керамикой, а мастеров, которые изготавливают керамику, – керамистами.

Изделия из соломы
Воспитательница. Какие из них вам знакомы? Где вы видели их раньше? (Ответы детей.) У кого из вас дома есть похожие предметы? (Ответы детей.) Из какого материала они выполнены? (Из соломки.) Чем они отличаются друг от друга? (Большие и маленькие, плоские и объёмные, по-разному украшены.) Подумайте, как можно использовать соломенные изделия. (Украшать помещение, хранить в них хлеб или конфеты, мелкие предметы, вешать на стенку как панно, дарить в качестве сувениров и т. д.) Почему соломку, из которой делают такие замечательные предметы, называют золотой? (Ответы детей.) Молодцы! Из соломки издавна изготавливают очень красивые и полезные изделия. Это и панно, картины, нарядные тарелочки. Это и всевозможные хлебницы, фруктовницы, конфетницы. Это и любимые всеми соломенные шляпки, кулоны, броши и бусы. Это и нарядные соломенные куклы (люди, птицы и животные), которые жили в каждом доме и радовали детей и взрослых. Вот какое чудо – наша золотая белорусская соломка!

Льняные тканые изделия
Воспитательница. Назовите эти изделия. (Платье, рубаха, кофта, юбка, передник, полотенце, салфетка.) А как они называются на белорусском языке? (Сукенка, кашуля, спадніца, фартух, ручнік, сурвэтка.)

Воспитательница обращает внимание ребят на материал этих предметов, уточняет, для чего они нужны. Объясняет, что ткани для них ткут из ниток, а люди, которые занимаются ткачеством, называются ткачами или ткачихами.

Воспитательница. Вышивку на одежде добавляли либо при ткачестве, либо вышивали уже готовое изделие с помощью иголки и нитки. Какие элементы вышитого узора вам знакомы? (Крестики, уголки, полоски, квадратики, треугольники; растительные элементы – веточки, цветы, листочки, завитки, ёлочки и т. д.). В каких местах расположены? (В уголках, в центре, по кайме.)

Деревянные изделия
Воспитательница. Какие изделия представлены на выставке? (Ответы детей.) Из какого материала и как они сделаны? (Их вырезают из дерева.)

Воспитательница поясняет, что такие предметы оформляют по-разному: расписывают, окрашивают, покрывают лаком или оставляют необработанными.

Юные мастера
Детям предлагается на некоторое время стать мастерами фабрики художественных изделий: придумать и сделать из подготовленных материалов различные изделия, а потом из этих работ организовать выставку, на которую можно будет пригласить детей из другой группы, работников детского сада и родителей.
Ребята делятся на группы и выбирают свой вид декоративно-прикладного искусства: лепку (игрушек-сувениров, свистелок, украшений и т. д.) из глины; аппликацию из соломки (на картонных формах тарелочек, ложек и т. д.); разрисовку (кукольной одежды, посуды, украшений и т. д.). Продумывают свои изделия, называют их и подбирают к ним материалы. Воспитательница помогает советами, напоминаниями и предложениями.

Оформление выставки детских работ
Ребята вместе с воспитательницей расставляют на заранее подготовленных столах и полках свои изделия, группируя их по видам декоративно-прикладного искусства. Подбирают название для выставки, выбирают экскурсоводов для представления каждой группы работ и придумывают рассказ об экспонатах.

Воспитательница. Дорогие ребята, спасибо за чудесные изделия! Теперь мы можем пригласить на нашу выставку детей из другой группы, воспитательниц и, конечно же, родителей! Но прежде чем мы разойдёмся в ожидании прихода экскурсантов, хочу прочитать вам отрывок из одного стихотворения:
Ярким ковром вдруг цветы оживают –
Ложки, кувшины они украшают.
Из глины обычной волшебная птица,
Словно живая, как в сказке, родится.
В поле колосья вовсю золотятся,
А из соломы лошадки родятся.
И красота из соломки родится,
Если её оживит мастерица.
До встречи на нашей выставке!

Светлана КАСКЕВИЧ, заместитель заведующего по основной деятельности яслей-сада № 4 г. Скиделя