Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Культура межличностного общения: базовые навыки

В Белорусском государственном педагогическом университете имени М. Танка разработано методическое обеспечение по формированию культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности, включающей диагностический инструментарий, методические материалы (специальные игровые упражнения, двигательные задания, подвижные игры) и рекомендации для педагогов и руководителей физического воспитания.

В дошкольный период зарождаются основы личности взрослого человека. Раннее развитие понимания значимости благоприятных межличностных отношений у ребёнка закладывает определенную культуру таких отношений, позволяет ему в будущем достигать успехов окружающей действительности. Благодаря сформированным основам межличностной культуры, ребёнок лучше адаптируется к новым социальным условиям.

Двигательная деятельность обеспечивает всестороннее развитие, заботу о его здоровье и эмоциональном благополучии, приобщает к миру общечеловеческих ценностей, способствует воспитанию инициативного и раскрепощенного ребёнка. Каждый вид деятельности становится особенно привлекательным, когда воспитанник детского сада осознанно видит необходимость этой деятельности и понимает её цели. Говоря о детях дошкольного возраста, следует отметить воспитательное и развивающее значение игровой деятельности, когда сознательно принимает роль, включается в ролевое взаимодействие.

В рамках исследования проблемы формирования культуры межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности было разработано методическое обеспечение:
•    диагностический инструментарий для оценки исходного уровня сформированности культуры межличностных отношений детей в двигательной деятельности;
•    игровая программа – физкультурные занятия и досуги, подвижные игры, игровые упражнения и двигательные задания;
•    методические рекомендации для педагогов и руководителей физического воспитания учреждений дошкольного образования.
Рассмотрим составляющие методического обеспечения более подробно.

Диагностический инструментарий

Диагностика проводилась на основе подвижных игр (Ястреб и утки, Мяч соседу, Сделай так), направленных на определение уровня сформированности культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности. В каждой из игр были выделены свои критерии. Так, например, способность детей осуществлять самоконтроль при выполнении различных движений в процессе игры диагностировалось в ходе проведения подвижной игры «Мяч соседу».

В данной игре детям необходимо активно взаимодействовать, как можно быстрее передавать мяч от одного игрока к другому в одном направлении. Сложность игры для большинства детей заключается в том, что всё происходит очень активно, пропускать игроков и ронять мяч нельзя. А для этого необходимо контролировать темп движения и силу – передавать мяч так, чтобы сосед слева не уронил его, не задерживать других игроков. Наряду с этим необходимо еще и контролировать эмоции. Например, уронив мяч, быстро взять его и снова продолжить игру; не высмеивать ошибившегося товарища, не кричать.


Специальные подвижные игры, упражнения и задания

Специально подобранные подвижные игры, игровые упражнения и задания, физкультурные занятия и досуги использовались на всех этапах формирующего эксперимента, но варьировались в зависимости от решаемых задач. Так, выработка умений соблюдать правила игры и игровых упражнений, дистанцию в процессе передвижений, оценивать собственные действия осуществлялось посредством подвижной игры «Охотники и утки».

Участники игры делились на команды «охотников» и «уток». Команда «охотников» осаливает «уток», выбивая их мячом. Соблюдение правил игры заключается в том, что «утки» находятся в обозначенном пространстве (чертится круг), которое им запрещается покидать, а «охотники», наоборот, не могут зайти туда. В данной игре участникам второй команды приходится контролировать темп движения, чтобы не сталкиваться с другими игроками, поскольку в очерченном пространстве немного места, следить за своими движениями, чтобы никого не задеть и не ударить. Участникам первой команды – «охотникам» – нужно контролировать силу удара мячом, чтобы не причинить никому боли, не спровоцировать травму.

Для формирования способности сотрудничать со сверстниками в процессе подвижных игр и упражнений, развития у детей навыков взаимодействия, умения регулировать темп движения использовалось игровое упражнение «Тачка». Дети делились на пары, в которых один ребёнок выполнял роль «тачки», а второй управлял ею, стоя сзади и держа игрока за ноги. В качестве усложнения задачи дети выполняли упражнение на скорость – им следовало добежать до указанной отметки за определенный отрезок времени.

С целью развития способности воспитанников самостоятельно придумывать новые движения на основе имеющегося двигательного опыта и мотива, а также самостоятельно организовывать подвижные игры, организовывать пространство для них и выбирать атрибуты проводилась игра «Придумай сам». Ребёнку-ведущему предлагалось пространство зала (площадки), а также ряд предметов (спортивных атрибутов), с которыми можно взаимодействовать. Задача ведущего – рационально организовать и использовать предоставленное пространство, придумать движения с выбранными предметами, организовать сверстников для их выполнения.

Каждый блок разработанной программы соответствует определённому направлению работы и решению задач, включает систему специальных подвижных игр, игровых упражнений, занятий и досугов, представленных ниже.


Содержание блоков программы по повышению культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности

Блок 1
Направления работы:
•    соблюдение правил игры и игровых упражнений;
•    соблюдение дистанции в процессе передвижений.

Содержание:
•    подвижные игры – Охотники и утки, Ловля обезьян, Уголки, Живая цель;
•    игровые упражнения – У костра, Сиамские близнецы, Проводник, Котята;
•    занятие по физической культуре – Соблюдай правила в игре;
•    физкультурный досуг «Мы сильные, потому что дружные»

Блок 2
Направления работы:
•    сотрудничество со сверстниками в процессе игры;
•    способность к самоконтролю при выполнении игровых действий, ролей.

Содержание:
•    подвижные игры – Мяч соседу, Передал – садись, Поездка в автобусе, Защита укрепления;
•    игровые упражнения – Змейка, Сороконожка, Тачка, Перетяни канат;
•    занятие по физической культуре «В борьбе за мяч»;
•    физкультурный досуг «Веселые старты».

Блок 3
Направления работы:
•    способность к самостоятельной организации игры с выбором предметов и атрибутов, а также организации пространства для игры;
•    способность самостоятельно создавать новые движения на основе двигательного опыта и мотива.

Содержание:
•    подвижные игры – Научи товарища;
•    игровые упражнения – Сделай так, Клоун, Зеркальное отражение, Придумай сам;
•    занятие по физической культуре «Футбольный матч»;
•    физкультурный досуг «Сильным, ловким вырастай»

Игры и игровые упражнения, направленные на формирование культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Зеркальное отражение

Дети делятся на пары (по желанию, по считалке) и договариваются, кто будет исполнять роль «зеркального отражения», садятся на ковер в круг. Первая пара выходит на середину круга. Один ребёнок показывает любое выражение лица и выполняет различные движения, второй – его «зеркальное отражение», повторяет вслед все движения и мимику. Затем выходит следующая пара и т. д.

Научи товарища

Дети разбиваются на команды по три человека, выбирая команду по собственному желанию. Каждый ребёнок в тройке имеет свой цвет: синий, красный, желтый. Педагог называет один из цветов и даёт ему задание. Например: «Красный цвет – научи детей красиво ходить, синий – научи детей правильно бегать приставным шагом» и т. д.

Мяч соседу

Дети играют на площадке или в зале. Для игры требуются два волейбольных мяча. Участники становятся в круг, мячи – на противоположных его сторонах. По сигналу руководителя игроки начинают передавать мяч в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Участник, у которого одновременно окажутся оба мяча, проигрывает. Затем мячи передаются в противоположные стороны, и игра продолжается. В заключении отмечаются участники, которые хорошо передавали мяч. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, встать на своё место и продолжить игру. Во время передачи мяча нельзя пропускать игроков.

Проводник

Дети выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего. Закрывают глаза. Ведущий – «проводник» – передвигается по группе (спортивному залу) с открытыми глазами, меняя в процессе движения направление. Он ведёт группу так, чтобы все дети были в безопасности. Успешность выполнения упражнения зависит от каждого участника. В роли ведущего поочередно могут быть все играющие. В конце упражнения обсуждаются ощущения детей в роли ведущего и в роли ведомого.

Защита укрепления

Игра проводится в зале или на площадке. Для её проведения требуется волейбольный мяч и три гимнастические палки, связанные вверху в виде треножника. Перед носками стоящих на расстоянии вытянутых рук друг от друга ребят на полу (земле) чертится круг, в центр которого ставится укрепление (треножник). Для защиты укрепления выбирается водящий, который оказывается в центре. Волейбольный мяч находится у игроков, стоящих по кругу. По сигналу играющие начинают передавать друг другу мяч, чтобы выбрать удобный момент для попадания в треножник. Водящий старается закрыть его, отбивая мяч руками и ногами. Игрок, который попал в укрепление мячом, сменяет водящего. Игра продолжается 5–7 минут. Отмечаются лучшие водящие, защищавшие укрепление дольше всех. Во время игры нельзя заходить за черту круга. Водящий не имеет права держать укрепление руками. Если защитник сам уронит укрепление, на его место встает игрок, у которого в этот момент окажется мяч.

Навыки выполнения разнообразных движений, навыки и привычки общения, нормы и стереотипы поведения формируются у детей при условии многократных повторений подобных. Поэтому основу работы по повышению культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста составили подвижные игры, игровые упражнения, двигательные задания, которые проводились ежедневно с целью тренировки и закрепления двигательных навыков и навыков взаимодействия со сверстниками. Упражнения и игры проводились во время прогулок и могли повторяться несколько раз в зависимости от обстоятельств и настроения детей, а также естественным образом вплетались в канву самостоятельной деятельности детей в течение всего дня.

Методические рекомендации

Методические рекомендации для педагогов и руководителей физического воспитания учреждений дошкольного образования основаны на специальных принципах, определяющих деятельность педагога в ходе организации формирования культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности:
•    принцип культурологической направленности в двигательной деятельности – формирование культурных ценностей, идеалов, норм и ориентаций;
•    принцип личного пространственного развития в двигательной деятельности – обогащение двигательного опыта дошкольника позволяет ему самостоятельно выбирать то или иное двигательное действие в конкретной ситуации жизнедеятельности;
•    принцип творческой направленности в двигательной деятельности – формирование у детей творческого отношения к деятельности, выполнению каких-либо заданий, а также создание условий для проявления личной инициативы, самостоятельности мышления, то есть условий, наиболее широко раскрывающих личностный потенциал каждого ребёнка.

Представленное методическое обеспечение было апробировано в ходе опытно-экспериментальной работы и показало положительную динамику уровня сформированности всех критериев, входящих в состав компонентов двигательной деятельности (игровой, совместной, самостоятельной).

НАТАЛЬЯ ПАТАЛАШКО, магистр педагогических наук Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка