Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Колобок

Одна из проблем современного мира – желание взрослых уберечь чадо от травм, ограничив его физическую активность. Однако на фоне тотальной детской увлечённости гаджетами такие меры приводят к замедлению развития у дошкольников двигательных умений и навыков, нарушениям когнитивных процессов, речи и высших психических функций и другим негативным последствиям. Как пробудить интерес малышей к подвижным играм и исправить проблемы с речью?

В состоянии низкой двигательной активности нарушается обмен веществ, снижается объём информации, которая поступает в мозг от мышечных рецепторов. Существует связь между развитием речи и сформированностью крупной и мелкой моторики: чем многообразнее у дошкольников опыт двигательной активности, тем интенсивнее у них формируются речь и познавательные навыки. У детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), как правило, такого опыта мало, поэтому у них часто встречаются нарушения координации, общей и мелкой моторики, а также наблюдается возрастное отставание при развитии физических качеств (силы, скорости, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости).

Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР в саду № 243 на занятиях физической культурой используются элементы фитбол-фитнеса и нетрадиционных видов гимнастики. Это повышает интерес к выполнению физических упражнений и улучшает физическое и психоэмоциональное состояние дошкольников.

Место проведения: физкультурный зал.

Форма проведения: сюжетная.

Задачи:

• увеличить амплитуду движений в суставах и позвоночнике;

• закрепить технику динамических упражнений с фитболами, тренировать равновесие;

• формировать целенаправленную двигательную активность с фитболами.

Материалы и оборудование: гимнастическая лестница; фитболы (по количеству детей); музыкальное сопровождение («Большие башмачки» на сл. и муз. и Л. Чернышёвой; «Вообразилия» на муз. О. Ивановой); игрушки/маски волка, лисы, медведя, зайца, колобка.

Ход занятия

I. Вводная часть

Педагог. Сегодня мы совершим путешествие в сказку «Колобок». А для того чтобы попасть в неё, поиграем.


Зайка

Игроки произносят текст и выполняют движения. Фитболы разложены на полу в произвольном порядке. Игра длится 1,5 мин.

Зайка шёл, зайка шёл, зайка шёл…

Ходьба по залу между мячами, стараясь их не задевать: руки вверх; на носках; руки на пояс; на пятках; в полуприсяде; широким шагом.

Капусту нашёл.

Подойти к любому мячу.

Сел. Посидел. Поел.

Сесть на мяч и немного попрыгать на нём. Погладить себя по животу.

Поспал. Встал и дальше пошёл.

Две ладони сложить вместе и подложить их под щеку. Встать с мяча.


Педагог. Пришёл Зайка в лес. А там его встретил Серый волк.


Волк и зайцы

Игроки-зайцы передвигаются по залу. По команде «Волк» прячутся в «домик», присев на фитбол. Не успевших сесть на мяч ловит волк (воспитанник или педагог). Следует чередовать прыжки и бег, отмечать игроков, которые успели оказаться в «домике». Игра длится минуту.


Динамические дыхательные упражнения

Надуй мяч

Исходное положение (и.п): основная стойка, руки вынесены вперёд, ладони сомкнуты. 1–2 – вдох через нос, руки в стороны; 3–6 – выдох через рот, произнести «ш-ш-ш», руки вперёд. Выполнять 3 раза.

Колобок

И.п.: основная стойка, кисти рук кладём на живот. 1–2 – вдох через нос, наполняем воздухом живот; 3–6 – выдох через рот, и.п. Диафрагмальное дыхание: на вдохе кисти рук приподнимаются, объём живота увеличивается, при выдохе живот возвращается в и.п. Выполнять 3 раза.

II. Основная часть

Комплекс фитбол-гимнастики

Упражнения выполняются 3 минуты под песню «Большие башмачки».


Педагог. Наши фитболы превратились в колобки. Испекла бабка Колобок и положила его на окно студиться. А Колобку скучно стало, и он покатился по дорожке. (Дети прокатывают мячи по полу в разных направлениях.) Катился Колобок по дорожке и встретил Зайца. Заяц говорит: «Колобок, я тебя съем!»

Встреча Зайца

Двигаться по залу, катя мяч по полу (вправо, влево, вперёд, назад) до игрушечного зайца. Выполнять 30 с.

Педагог. Дадим Зайцу съесть Колобка? (Нет.)

Колобок

Подбрасывать и ловить мячи, потом отбивать от пола и опять ловить. Фитбол держать за середину, «рожками» вверх. Выполнять 4–5 раз.

Педагог. Покатился Колобок по дорожке дальше и встретил Волка.


Встреча Волка

Катить мяч из стойки на коленях, отталкивая его от себя двумя руками в разных направлениях (вправо, влево, вперёд, назад), до игрушки волка. Выполнять 4–5 раз.

Педагог. Волк говорит: «Колобок, я тебя съем!». Дадим Волку съесть Колобка? (Нет.) Давайте поиграем с Колобком и покажем, что мы умеем делать.

Стульчик

Сидя на мяче, согнуть ноги и поставить стопы параллельно. Таз от мяча не отрывать, корпус удерживать прямо. Шагать на месте, высоко поднимая колени. Выполнять 8–10 раз.

Педагог. Покатился Колобок по дорожке дальше (дети катят мячи до игрушечного медведя) и встретил Медведя, а тот и говорит: «Колобок, я тебя съем!». Дадим ему съесть Колобка? (Нет.) Давайте впечатлим Медведя, и он отпустит Колобка.

Звёздочка

Сидя на мяче, расставить ноги, ступни стоят на полу. Медленно отводить таз и ноги вперёд: лечь на мяч спиной, руки опустить – в стороны. Голова на мяче, стопы с места не сдвигать. Покачиваться вперёд-назад. Выполнять 3–4 раза.

Педагог. Покатился Колобок по дорожке дальше (дети катят мячи до игрушечной лисы) и встретил Лису. Она говорит: «Колобок, я тебя съем!» Дадим Лисе съесть Колобка? (Нет.) Покажем Лисе, что мы умеем делать.

Улитка выползает из домика

Стойка на коленях, руки на мяче. Перекатиться через мяч вперёд в упор на ладони и передвигаться на руках вперёд до касания ногами пола. Смотреть вперёд, при сходе с мяча ноги слегка сгибать в коленях. Выполнять 3 раза.

Педагог. А Лиса хитрая: «Ой, стара я стала, плохо вижу… Покажите мне ещё что-нибудь».

Кораблик

Сед на мяче на пятках, ноги в коленях согнуть под себя. Повернуться лицом к гимнастической лестнице и ухватиться руками за рейку на уровне груди, стараясь сохранить равновесие. Покачиваться на мяче, поднимаясь и опускаясь. Выполнять 8–10 раз.


Колобки и лиса

«Колобки» (дети на фитболах) находятся на одной стороне зала, «лиса» (педагог или ребёнок) – на противоположной. Под песню «Вообразилия» игроки прыгают к ней на мячах. По команде «Лиса!» (музыка завершается) дети берут фитболы в руки и убегают в «домик». Лиса, прыгая на мяче (вставать нельзя), должна их догнать и осалить. Выполнять 3 раза.

III. Заключительная часть

Педагог. В нашей сказке Лиса не съела Колобка. Потому мы можем ещё с ним поиграть.

Колобочек

Игроки садятся в круг, ноги врозь.

Педагог. Колобочек, колобок,

У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись,

И (имя ребёнка) улыбнись!

С последними словами педагог прокатывает фитбол одному из детей. Словив, тот произносит текст и толкает мяч от себя двумя руками следующему игроку. Бросать фитболы нельзя. Текст можно произносить хором.

Завершает занятие динамическое дыхательное упражнение «Колобок», описанное в начале (3–4 раза).

ТЕКСТ: ТАТЬЯНА ХМЕЛЬНИЦКАЯ, руководитель физического воспитания яслей-сада № 243 г. Минска